с. 242¦ Композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов», называемая иначе «Пятидесятница», сложилась на основе легенды, заимствованной из Деяний святых апостолов, гл. II, 1–4. Рассказывается, что все апостолы были вместе в одном из иерусалимских домов. Внезапно дом наполнился шумом «как бы от несущегося сильного ветра», на каждого из апостолов снизошел огненный язык, и стали они говорить на разных языках. Истоки иконографии восходят к византийскому искусству. В древнерусской живописи, в древнейших композициях кроме двенадцати апостолов изображался олицетворенный в образе царя Космос — мир, с 12 свитками, или язычками, аллегорией языков всех народов. Иногда, как, например, на фресках Снетогорского монастыря в Пскове, около 1313 г. космос заменен изображением народов: фигур в различных одеждах. Позднее, в XVI в., часто среди апостолов изображается Богоматерь. В XVII в. Богоматерь изображается всегда. Фигура «Космоса» исчезает. Общая литература: L. Ouspensky. Quelques considérations au sujet de l'iconographie de la Pentecôte, Paris, 1960. с. 242 ¦
Лелеков 1970.[9937][D]
Лелеков Л. А. К символике композиции «Сошествие Св. Духа» из Трапезундского Евангелия // Сообщения ВЦНИЛКР. [Вып.] 26. — М., 1971. — С. 162–168.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.