Наверх (Ctrl ↑)

Алексий, митрополит Московский и всея Руси († 1378)

Иконы

  35

Рисунок

  2

Шитье

  1

Гравюры

  1

Алексий (1304 (?)-1378) - митрополит Всея Руси, государственный деятель и дипломат. Родился в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Ранние летописные источники называют Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом и позднейшие источники — Елевферием.

В возрасте 20 лет Алексий принял постриг в одном из московских монастырей. По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского это был Богоявленский монастырь в Загородье (ныне Китай-город). Примерно до 40 лет Алексий вел монашескую жизнь. Затем он был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста. В 1352 году рукоположен во епископа Владимирского, а в 1354 году возведен в сан митрополита.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича Алексий оказался одним из регентов при малолетнем Димитрии, и вплоть до его совершеннолетия фактически возглавлял русское государство, способствуя объединению и укреплению Московского княжества.

Возвращаясь из поездки в Константинополь зимой 1355/56 г., Алексий попал в бурю на черном море и дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету был создан Андронников монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя в Москве (ок. 1360). В 1357 году Алексий ездил в Орду, где излечил от глазной болезни ханшу Тайдулу. В благодарность он получил земельный участок в Московском Кремле, где в 1365 г. заложил каменный храм Чуда архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь. Кроме этого святитель основал Симонов монастырь (между 1375 и 1377), а также Введенский Владычный монастырь в Серпухове (в 1360–1362 гг.).

В иконографии митрополита Алексия можно выделить несколько изводов:

  1. Изображение в деисусе. Здесь выделяются два варианта: с поднятыми в молении руками (шитые образы на воздухе из ГИМ и пелене из ГРМ) и с Евангелием в руках (редкая икона со святителем в митре из Вологодского музея-заповедника; на иконе 80-х гг. XVI века из Сольвычегодского музея; на иконе из иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря (ГИМ)).
  2. Фронтальное изображение тоже имеет два варианта: а) с благословляющей деcницей и Евангелием в левой руке (примеры: шитые образы на пеленах и покровах; икона Чирикова 1890 г. из ГИМ) и б) с отведенными в стороны руками (примеры: средник житийной иконы, созданной Дионисием; икона мастера Давида Сираха 1557 года).
  3. Житийные иконы. Первый известный вариант — икона Дионисия (с 19 клеймами). Близка ему по содержанию икона из Благовещенского собора Сольвычегодска. А во второй половине XVII века житийное повествование в иконах изменилось и было расширено. Более подробно об этом можно прочитать в [ПЭ-I, стр. 647-648].

АЛЕКСИЙ (Алексей) (1290-е годы — 1378), русский митрополит с 1354. Поддерживал объединительную политику московских князей. Фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: "Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия", www.km.ru

Алексий Св. — «митрополит киевский и всея Руси», сын черниговского боярина Федора Бяконта, род. в Москве в конце XIII или самом начале XIV в., получил при крещении имя Элевферия-Симеона. С раннего детства выказывал стремление к иноческой жизни; 20-ти лет был пострижен в московском Богоявленском монастыре, в 1345 г. рукоположен в епископы владимирские, а в 1348 г., по смерти митрополита Феогноста, отправился в Константинополь для посвящения в митрополиты и получил этот сан, не смотря на то, что в него был уже посвящен другой — Роман; вследствие этого между ними возгорелась борьба, из которой победителем вышел Алексий, благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера — качества, которые в соединении с умом и обширным образованием помогли ему приобрести большое влияние и могущество не только в делах церковных, но и на события политические и поставить архипастырскую власть на небывалую в России высоту. В то же время строгостью своей жизни он приобрел всеобщее уважение, перешедшее в глубокое благоговение, когда по смерти Алексия, последовавшей 12 февраля 1378 г., были обретены его мощи 20 мая 1431 г. (по арх. Филарету, а по митрополиту Макарию в 1439 г.); с тех пор он стал одним из самых чтимых угодников русских, чудеса которого описаны в многочисленных житиях. В духовной литературе сохранились грамоты, поучения и переводы митрополита Алексея: «Прибавл. к Твор. св. отцев» (1849 г.); «Душеполезное Чтение» (1861) и в других журналах, а в Чудовом монастыре хранится собственноручный его перевод Нового Завета, писанный им в бытность в Константинополе в 1355 г., перевод буквально близкий к греческому тексту. Церковь празднует память этого святителя 12 февраля, а обретение его мощей — 20 мая. Мощи его почивают в Чудовом монастыре.

Источник: "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" (1890-1907). Цитата по "Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия", www.km.ru

Описание по подлиннику Фартусова

С™hй А^леxjй, митрополи1тъ Моск0вскій и6 всеS Рwссjи, чудотв0рецъ
Старец 85 лет, русского типа, из боярского рода, с большою, седою, на конце раздвоенною бородой, волосы просты, в саккосе, палице и омофоре, на голове шапка с вышитыми изображениями Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. Если писать его в мантии с источниками, то следует писать на голове белый клобук с крестом спереди, на груди драгоценный крест.

Литература