Истоки иконографии Богоматери Знамение (знак, обозначение чуда) восходят к древнехристианскому искусству. Эта композиция получила развитие на Руси и исторически связана с иконой XII в. (Знамение, на обороте Петр и Наталия, собр. НГМ), по легендарному преданию чудесным образом спасшей Новгород при осаде его суздальцами в 1169 году (см. описание иконы «Битва новгородцев с суздальцами», № 103). В русских иконостасах, сложившихся в XIV в., композиция Богоматерь Знамение стала занимать центральное место в пророческом ряде, олицетворяя пророчества о рождении Христа (Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 103–123; В. Н. Лазарев, Новгород Великий, М.–Л., 1947, стр. 45; L. Оuspenskу und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen, 1952, стр. 78–79).