В основе иконографии "Спаса в силах" лежит текст видения пророка Иезекииля (Иез. 1:4–28; 10:1–22), а также сходные по содержанию видения пророка Исайи (Ис. 6:1–4) и Иоанна Богослова (Откр. 4:2–8).
Антонова, Мнева 1963
с. 229¦ Иконография Спаса в силах складывается на Руси к началу XV в. Это изображение, помещающееся в центре иконостаса, посреди деисусного ряда, призвано дать представление о величии верховного божества, о его господстве над небом и землей. В нем Христос Вседержитель царит над вселенной, символически обозначенной обрамляющими Спаса ромбом, овалом и четырехугольником. Зеленый двухцветный овал означает небо, роящееся «силами» небесными — серафимами и херувимами. В небе утвержден трон Вседержителя. Подножие его поддерживают ангельские чины — «троны» или «престолы», изображаемые в виде крылатых огненных колец, усеянных раскрытыми очами. Божественная слава Спаса образует вокруг него огненный красный ромб с вогнутыми сторонами. Исходящие от тела Христа лучи, идущие через стороны ромба, проникнув через овал неба, образуют пламенный киноварный четырехугольник, также с вогнутыми сторонами. Этот четырехугольник символизирует Землю, которая, по средневековым представлениям, была «четвероугольной». В острых углах его представлены символы евангелистов — ангел, орел, лев, телец. Евангелисты вещали славу Спаса во все концы земли. Очертания вогнутых сторон этого четырехугольника приплеснуты поверх перечисленных составных частей славы Вседержителя. Этим иконописец образно выражает богословское положение о том, что божество доступно восприятию лишь после его «вочеловечения» на земле. О том, как это изображение понимали в Древней Руси, дает представление миниатюра «Книги Козьмы Индикоплова» 1535 г. (см. А. Н. Свирин, Древнерусская миниатюра, М., 1950, стр. 88 и 99–100). Здесь над престолом изображен Спас в силах; на нижнем поле листа надпись: «мера всего мира». с. 229 ¦
Кочетков 1994.[5080][—]
Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии : [Сб. научных трудов]. — М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1994. — С. 45–68.
Дионисий 2002.[59][M.10-2]
Дионисий «Живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI веков из собраний музеев и библиотек России: [Каталог]. — М.: Северный Паломник, 2002. — Стр. 102.
Александрович 2017.[11906][M.7-4]
Александрович В. Древнейшие образцы и начало бытования иконографии Спаса во славе
в искусстве старокиевской традиции // В камне и в бронзе: Сборник статей в честь Анны Песковой. — СПб., 2017. — С. 43–52.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.