На 4-й странице данной темы, я поместил фрагмент из интервью
А.Н. Овчинникова (Масляная живопись. Беседы с А.Н. Овчинниковым. Кристаллические пигменты. - ч.2.). Для дальнейшего обсуждения, нам потребуется ещё один фрагмент из этого интервью –
« … Получается, что раньше художники прекрасно понимали природу кристаллических пигментов, их свойство
«собирать» свет. … Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства современных пигментов с древними минеральными кристаллическими пигментами, имеющими не только яркий цвет прозрачных кристаллов, но и блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет, то разница становится очевидной».
Как вы считаете, в красках Вермеера тоже видна работа с кристаллической структурой красок, с пигментами крупного и мелкого помола? Как вы оцените его вещи с точки зрения оптики минералов? Что это такое?
– «Всё сразу.
Хрусталь-то у него везде есть,
аурипигмента у него завались. Это волшебники:
Рембрандт и Вермеер. Это
светописцы» … - «А Вермеер умный. Он очень часто делал такие же выходки, как и псковичи, которые, конечно, раньше него это делали:
ещё в четырнадцатом веке. Они хорошо знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру
светлую. А охра светлая, когда она стёрта очень тонко, становится ярко-жёлтой. Оказывается, земляные железо-окисные пигменты, чем тоньше трёшь, тем они интенсивней становятся. Кристаллические – совсем иначе, тут нужно управлять величиной зерна. Кристаллические пигменты , чем тоньше трёшь, тем больше они теряют цвет: лазурит из тёмно-синего, если вы перестараетесь, станет светло-голубеньким, почти белым … Некоторые художники очень любят грубо тёртый аурипигмент, он лучится. Вот в Грузии в Сабеэреби, я копировал живопись пещерную. Так там толчёный
уголь и аурипигмент – как
звёздное небо. Эффект незабываемый … Древнерусские иконописцы кроме кристаллических пигментов почти во все смеси добавляют немножко
угля. Под микроскопом он тоже как кристаллики. Блестящие палочки «кристаллики» угля дают живую фактуру живописной поверхности … «.
Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, я считаю, был не меньшим
светописцем, чем великие голландские мастера XVII века Рембрандт и Вермеер. Он действовал так же, как и псковичи которые ещё в четырнадцатом веке знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру светлую.
Из технико-технологического исследования 2013 года (В.В. Баранова и М.М. Наумовой) иконы Святитель Никола - « …. Медальон с фигурой Христа написан
смальтой с примесью белил, одежды Спасителя нарисованы
желтой охрой с незначительной долей
сажи, ассист –
аурипигментом ... ".
На фото 38 в центре фрагмент Новгородской иконы
София Премудрость Божия, второй половины XV века, слева медальон с фигурой Христа иконы Святитель Никола. Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, прежде чем наносить слой
аурипигмента, под него «подстилал» тончайше утёртую
охру светлую, с добавлением кристаллов
угля, естественно …