Наверх (Ctrl ↑)

Несколько простых вопросов по спискам древнерусской рукописи. Помогите разобраться.

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1506902 • 31 Май 2021 11:35
http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-8/296.html

Пашков, А.М. "Житие Лазаря Муромского" в истории культуры Карелии XVIII-XX вв. / А. М. Пашков // Кижский вестник. - Петрозаводск, 2003. - № 8. - С. 3-13.

     - «В средневековой Руси жития святых писались по особым канонам и часто до наших дней доходила не первоначальная, наиболее достоверная редакция жития, а так называемая «украшенная» редакция, в которой в ущерб достоверности главное внимание уделялось каноническому набору чудес и добродетелей святого. В отличие от многих «украшенных» памятников житийной литературы, «Житие» Лазаря дошло до нас в двух редакциях, близких к начальному тексту. Подлинный текст «Жития» Лазаря хранился, вероятно, в архиве Муромского монастыря  и погиб в конце 1612 – начале 1613 года, когда монастырь был разграблен и сожжен отрядами «панов». Однако уже тогда с него были сняты копии, которые хранились у окрестных священников и благочестивых мирян … «.

     Академик Лихачев Д.С. пишет в книге «Текстология»   - «Редакция – это результат сознательной, целеустремленной деятельности одного из книжников …».

Василий писал(а):
В монастыре уверены, что у них сохранился подлинный список Завещания прп. Лазаря …   И на сайте монастыря сейчас текст именно подлинного списка.  


     С редакциями Жития Лазаря Муромского, и с наличием на сайте монастыря текста именно подлинного списка разобрались …
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1506910 • 31 Май 2021 11:48
Василий писал(а):
… Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией -  Very Happy Кто же дал ему это задание и где список? Интересно, как мог преподобный в первой половине 14-го века сделать список иконы, которая стала известна лишь в первой четверти следующего, 15-го века (Лазарь тогда уже почил) ...   Shocked  Very Happy  


      Хороший вопрос, сразу и не ответишь. Попробуем разобраться.

      Первое упоминание о Новгородской иконе София Премудрость Божия в Новгородских летописях встречается в IV Новгородской летописи под 1510 (7018) г.: вел. князь Василий III, проезжая чрез Новгород, “велел свещу негасимую пред Софиею Премудростию Божией день и нощь, по старине, как была прежде” (ПСРЛ, IV, 137; ср. 287).  
       Еще более раннее упоминание об иконе мы находим в рукописи Жития Лазаря Муромского написанной в конце XIV века. Я привел фрагмент текста этой рукописи, из списка РГБ. Собр. В. М. Ундольского. № 146 (сер. XVII в.), в начале данной темы (фото 4), и на пятой странице темы (фото 38.) – « … Аз же по повелению Василия епископа списах чюдотворный образ святыя Софии Премудрости божии. И вся церквия же во граде и в святыя обители и жития и образы многих святых написав … «.  
       Новгородский архиепископ Василий Калика дал указание Лазарю Муромскому сделать список иконы София Премудрость Божия, который был отправлен (1350(?) год) с купеческим караваном (Со Стефаном Новгородцем (?)) в Константинополь патриарху Исидору (?). Вполне возможно, еще один список иконы София Премудрость Божия был отправлен в Тверь епископу Федору. Поэтому можно предполагать что, скорее всего, в начале XV века в Твери был список иконы. Скорее всего, при написании лицевой стороны иконы София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, тверской иконописец и руководствовался этим списком новгородской иконы середины XIV века.
     
      Оригинал Новгородской иконы София Премудрость Божия середины XIV века утрачен, но до наших дошли два поздних списка иконы - первой четверти XV века из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля (на фото 37 - слева), и второй половины XV века из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа).
Файл № 795 001
37 Икона София Премудрость Божия. Два наиболее ранних списка XV века..jpg
1.56 MB   •    67


Слева тверская (?) икона первой четверти XV века, справа – новгородская икона второй половины XV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1509059 • 04 Июн 2021 14:18
А самое раннее упоминание об иконе, скорее всего, содержится в Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (которое можно уверено датировать периодом 1349-1352 гг.). В тексте послания упоминается икона Деисус, предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Новгорода - « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью  …». Икона Деисус, скорее всего, была написана Лазарем Муромским в 1349 или в 1350 году одновременно с изготовлением Лихачевских врат, которые по утверждению ряда исследователей, первоначально были поставлены в главном иконостасе и лишь позднее, по-видимому, в 1528 г. были перенесены в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи Софийского собора.        
     
       Почему речь в послание идет об иконе София Премудрость Божия? Икона София Премудрость Божия написанная Лазарем Муромским в период 1349-1350 гг. как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Великого Новгорода и есть Деисус. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в работе Протоиерея Георгия Флоровского(1893—1979) - выдающегося православного богослова, внесшего неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке.
   
       В своей работе -  О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси  (“Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500). Георгий Флоровский пишет – «Известная Новгородская икона Св. Софии есть своеобразный Деисис: Огнезрачный Ангел на престоле с предстоящими, Богоматерью и Предтечей. Над главою Ангела в медальоне погрудное изображение Спасителя. Вверху этимасия. Ангел облечен в царские одежды, на главе венец, в руках жезл и свиток. Престол укреплен на семи столпах… В огнезрачном Ангеле нужно видеть Ангела великого совета, Сына Божия, — здесь оживает древний иконографический сюжет»  …
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1510280 • 07 Июн 2021 17:36
Ягморт писал(а):
А вот как, рассказ о новгородских мореплавателях Моиславе и сыне его Якове, занесенных ветром к высоким горам, где находится «место святаго рая» описан в оригинале текста Послание Новгородского архиепископа Василия Тверскому епископу Феодору о рае (из электронных  публикаций  Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН) -
    «… и принесло ихъ к высокымъ горамъ. И вѣдѣша на горѣ той написанъ Дѣиисусъ лазоремъ чюднымъ[18] и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати. И пребыша долго время на мѣстѣ томъ, а солнце не видѣ, но свѣтъ бысть многочасьтный,[19] свѣтлуяся паче солнца».
   
      И, в конце публикации, комментарии  к этому отрывку  Н.С. Демковой -
[18] ... написанъ Дѣиисусъ лазоремъ чюднымъ... — Деисус (по-гречески «моление») — название центральной композиции иконостаса в православной церкви: в центре — Иисус Христос, справа и слева от него — Богородица и Иоанн Предтеча; лазорь — особая, очень дорогая краска ярко-голубого цвета, использовавшаяся обычно для книжных миниатюр, популярная в Новгороде XIV в.
[19] ...свѣтъ бысть многочасьтный... — то есть свет состоял из многих частей («многочасьтный» — точный перевод греч. πολυμερής — многосоставный, дробный), был многокрасочным, мерцающим; речь, по-видимому, идет ο северном сиянии.      
   
      Несомненно, что в своем рассказе Василий имел в виду не абстрактный,  сияющий в небе светло-синий Деисус, как утверждают во всех комментариях исследователи, а реальную икону написанную Лазарем Муромским. И, никакого северного сияния  (как предполагает в своем комментарии Н.С. Демкова), там не было, и быть не могло, а мерцающий свет исходил от самой иконы Деисус.   …  Rolling Eyes

А как же быть с комментариями Н.С. Демковой?

       С лазорью разобрались. Лазорь это не пигмент, а собирательное понятие синего цвета известное с 17 века.
       С северным сиянием тоже все понятно. Во-первых, Василий Калика, скорее всего, никогда его не видел. Во-вторых, электронная публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН издается по Софийской первой летописи (рукопись конца XV в. — РНБ, Q. IV, 298, лл. 437—442 об.).  
       В двух наиболее близких к авторскому варианту текста списках, а это пергаментный список из Троице-Сергиевской Лавры №39 (Конец XV - первая половина XVI в.), хранящийся в РГБ, и томский список ГПНТБ СО РАН Q.II.33. написано – «И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ». Во всех остальных списках, в том числе и в Софийской первой летописи – «И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати». В этой фразе речь идет о рае, местонахождение которого нашли новгородцы, увидев «свѣтъ  самосияненъ». Древнерусские книжники, переписывая  текст, добавили придаточное предложение – «яко не мочи человѣку исповѣдати», подчеркивающее невозможность: понять, объяснить, «осознать» свет исходящий из рая. Таким образом, они смягчили созданное Василием Каликой представление о реально существующем и доступном обычным человеческим чувствам «земном рае». Это добавление, кардинально изменяющее смысл, скорее всего, и стало причиной неправильного понимания всеми исследователями этого эпизода ...  

      Список второй половины XV века иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа), скорее всего, наиболее близок к утраченному оригиналу. Далее попробуем, на его примере обосновать, что мерцающий свет исходил от самой иконы Деисус (иконы София Премудрость Божия).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1511035 • 09 Июн 2021 10:52
На 4-й странице данной темы, я поместил фрагмент из интервью А.Н. Овчинникова (Масляная живопись. Беседы с А.Н. Овчинниковым. Кристаллические пигменты. - ч.2.). Для дальнейшего обсуждения, нам потребуется ещё один фрагмент из этого интервью –

     « … Получается, что раньше художники прекрасно понимали природу кристаллических пигментов, их свойство «собирать» свет. … Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства современных пигментов с древними минеральными кристаллическими пигментами, имеющими не только яркий цвет прозрачных кристаллов, но и блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет, то разница становится очевидной».

Как вы считаете, в красках Вермеера тоже видна работа с кристаллической структурой красок, с пигментами крупного и мелкого помола? Как вы оцените его вещи с точки зрения оптики минералов? Что это такое?

– «Всё сразу. Хрусталь-то у него везде есть, аурипигмента у него завались. Это волшебники: Рембрандт и Вермеер. Это светописцы» … - «А Вермеер умный. Он очень часто делал такие же выходки, как и псковичи, которые, конечно, раньше него это делали: ещё в четырнадцатом веке. Они хорошо знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру
светлую. А охра светлая, когда она стёрта очень тонко, становится ярко-жёлтой. Оказывается, земляные железо-окисные пигменты, чем тоньше трёшь, тем они интенсивней становятся. Кристаллические – совсем иначе, тут нужно управлять величиной зерна. Кристаллические пигменты , чем тоньше трёшь, тем больше они теряют цвет: лазурит из тёмно-синего, если вы перестараетесь, станет светло-голубеньким, почти белым  …  Некоторые художники  очень любят грубо тёртый аурипигмент, он лучится. Вот в Грузии в Сабеэреби, я копировал живопись пещерную. Так там толчёный уголь и аурипигмент – как звёздное небо. Эффект незабываемый … Древнерусские иконописцы кроме кристаллических пигментов почти во все смеси добавляют немножко угля. Под микроскопом он тоже как кристаллики. Блестящие палочки «кристаллики» угля дают живую фактуру живописной поверхности … «.

        Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, я считаю, был не меньшим светописцем, чем великие голландские мастера XVII века Рембрандт и Вермеер. Он действовал так же, как и псковичи которые ещё в четырнадцатом веке знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде  чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру светлую.

        Из технико-технологического исследования 2013 года (В.В. Баранова и М.М. Наумовой) иконы Святитель Никола - « …. Медальон с фигурой Христа написан смальтой с примесью белил, одежды Спасителя нарисованы желтой охрой с незначительной долей сажи, ассист – аурипигментом ... ".
       
        На фото 38 в центре фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века, слева медальон с фигурой Христа иконы Святитель Никола. Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилал» тончайше утёртую охру светлую, с  добавлением кристаллов угля, естественно …  Rolling Eyes
Файл № 797 346
38 В центре фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века.jpg
419.47 KB   •    71


По краям снимка - медальоны Христа и Богородицы иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года, Лазарь Муромский (?).
Файл № 820 120
39 Справа Медальон Христа иконы Святитель Никола (около 1360 года).jpg
224.84 KB   •    72


Слева фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века (поздний список иконы XIV века, предположительно написанной Лазарем Муромским в 1349-1350 гг. )
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1580572 • 10 Дек 2021 17:49
Ягморт писал(а):
Василий писал(а):
… Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией -  Very Happy Кто же дал ему это задание и где список?  ...

       Новгородский архиепископ Василий Калика дал указание Лазарю Муромскому сделать список иконы София Премудрость Божия, который был отправлен (1350(?) год) с купеческим караваном (Со Стефаном Новгородцем (?)) в Константинополь патриарху Исидору (?) ...


         Ответ на вопрос Василия, где список? Вполне возможно, что в середине XVI века список иконы Софии Премудрости Божией посланный в Константинополь патриарху Исидору находился в монастыре Святого Пантелеимона Афона. Поясню. Патриарх Исидор умер, скорее всего в марте 1350 года. По любому, список иконы Софии Премудрости Божией и епистолию архиепископа Василия Калики новгородские купцы доставить ему, просто не успели.  
         
          В своей работе -  О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси  (“Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500). Георгий Флоровский пишет (Стр. 493)  – « ... Трудно точно сказать, когда сложилась Новгородская композицiя. Во всякомъ случае, въ греческихъ памятниках она неизвъстна. На московском соборъ 1554 года противъ дiака Висковатаго приводили свидътельство нъкихъ святогорскихъ  старцевъ объ иконъ Софiи въ Пантелеимоновском монастыръ на Аеонъ; но мы совершенно не знаемъ, что это была за икона. Врядъ ли Новгородскiй Деисисъ» ...  
         
          Не исключено, что именно это список Новгородского Деисуса (Иконы Софии Премудрости Божией, написанной Лазарем Муромским, вероятнее всего в 1349 году) и находился в середине XVI века в монастыре Святого Пантелеимона на Афоне … 

Ягморт писал(а):
 …  Вполне возможно, еще один список иконы София Премудрость Божия был отправлен в Тверь епископу Федору. Поэтому можно предполагать что, скорее всего, в начале XV века в Твери был список иконы. Скорее всего, при написании лицевой стороны иконы София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля (на фото 37 - слева), тверской иконописец и руководствовался этим списком новгородской иконы середины XIV века.      
       
          И тверской список 1349 года иконы София Премудрость Божия, судя по всему, был утерян. А вот фрагменты царских врат (на фото 40 - 42 справа) которые предположительно были изготовлены в 1349 году в Великом Новгороде для кафедрального собора Твери, дошли до наших дней. Конечно же, они уступают по уровню исполнения Лихачевским вратам. Являясь репликой последних, они несколько упрощены. Например, более условен архитектурный фон, отсутствуют надписи на кодексах и свитках в руках евангелистов.
          Могли ли они быть изготовлены для какого-нибудь менее значительного храма Новгородской епархии? Считаю, вряд ли. А вот для кафедрального собора соседней дружественной епархии - в самый раз ... Rolling Eyes
Файл № 842 741
40 Евангелист Иоанн. Фрагменты Царских врат. Предположительно 1349 год..jpg
409.72 KB   •    42


Слева - фрагмент Лихачевских врат. Справа - фрагмент Царских врат 1349(?) года, предположительно алтаря Спасского собора Твери(Париж, Лувр).
Файл № 842 740
41 Евангелист Лука. Фрагменты Царских врат. Предположительно 1349 год..jpg
331.78 KB   •    38


Слева - фрагмент Лихачевских врат. Справа - фрагмент Царских врат 1349(?) года, предположительно алтаря Спасского собора Твери(Государственный Русский музей).
Файл № 842 739
42 Евангелист Марк. Фрагменты Царских врат. Предположительно 1349 год..jpg
308.62 KB   •    47


Слева - фрагмент Лихачевских врат. Справа - фрагмент Царских врат 1349(?) года, предположительно алтаря Спасского собора Твери(Государственный Эрмитаж).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1632359 • 19 Май 2022 19:28
Ягморт писал(а):
Список второй половины XV века иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа), скорее всего, наиболее близок к утраченному оригиналу...


       Можно привести пару веских аргументов в пользу предположения, что список второй половины XV века иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа), скорее всего, очень близок к утраченному оригиналу.
       На фото 43 слева фрагмент миниатюры с евангелистом Матфеем Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30). Справа медальон Христа иконы Святитель Никола. В центре фрагмент Новгородской иконы второй половины XV века София Премудрость Божия.    
       
       Ольга Сигизмундовна Попова обратила внимание на интересную особенность миниатюр Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30) (на фото 44 - слева) - «Пространственные, пластические и ракурсные особенности композиции, столь характерные для палеологовского искусства, в произведениях новгородского мастера отличаются либо прямолинейной утрированностью, либо недостаточной координированностью. Соотношение предметов обстановки с пространством представляется не только условным, как в палеологовском искусстве, но подчас неграмотным. Например, ножки стула евангелиста Матфея даже не расставлены на каком-либо расстоянии, а слиты по две вместе, благодаря чему стул, несмотря на все свои перспективно расходящиеся горизонтали, не обладает объемом и не окружен какой-либо определенной сферой … «.
       На фото 43 в центре - фрагмент Новгородской иконы второй половины XV века София Премудрость Божия. Если внимательно посмотреть на ножки престола уготованного, то они также слиты вместе, как и ножки стула евангелиста Матфея на миниатюре. Такое же неграмотное соотношение предметов обстановки с пространством. Также в глаза бросается удивительная схожесть личного и доличного изображения Христа на представленных фрагментах икон (фото 39, 43).
     
       Какие выводы? Во-первых, у древнерусского мастера, автора иконы «Святитель Никола» (Лазаря Муромского (?)) встречалось нарушение пространственных, пластических и ракурсных особенностей композиции, как в миниатюрах, так и в произведениях монументальной и станковой живописи. Во-вторых, новгородский список XV века иконы София Премудрость Божия, скорее всего, очень близок к утраченному оригиналу 1349(?) года. В-третьих, не исключено, что икона София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода и есть та самая икона (или один из её ранних списков)1349(?) года, ошибочно атрибутируемая второй половиной XV века, имхо конечно ...  Rolling Eyes
Файл № 870 857
43 В центре фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века..jpg
1.53 MB   •    43


Справа - медальон Христа иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года. Слева фрагмент миниатюры с евангелистом Матфеем Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30), середина XIV в., Новгород .
Файл № 870 925
44 Икона Святитель Никола и миниатюры Евангелия из собрания Хлудова..jpg
1.88 MB   •    43


Автор представленных произведений - Лазарь Муромский (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1686292 • 28 Окт 2022 16:11
Ягморт писал(а):
…  А вот фрагменты царских врат (на фото 40 - 42 справа) которые предположительно были изготовлены в 1349 году в Великом Новгороде для кафедрального собора Твери, дошли до наших дней. Конечно же, они уступают по уровню исполнения Лихачевским вратам. Являясь репликой последних, они несколько упрощены. Например, более условен архитектурный фон, отсутствуют надписи на кодексах и свитках в руках евангелистов.
      Могли ли они быть изготовлены для какого-нибудь менее значительного храма Новгородской епархии? Считаю, вряд ли. А вот для кафедрального собора соседней дружественной епархии - в самый раз ... Rolling Eyes


          Из Полное собрание русских летописей. Т.10: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью – СПб., 1885.  
- "Въ лъто 6857(1349) ... Того же лъта владыка Ѳеодоръ Тверскiй подписалъ алтарь во святымъ Спасъ в Твери".

         Если мы предположили, что Царские врата, фрагменты которых представлены на фото (40 - 42 справа) были изготовлены в 1349 году для кафедрального собора Твери, то естественно возникнет вопрос – а что ещё было сделано в 1349 году для алтаря Спа́со-Преображе́нского собо́ра Твери? Что значит в приведенном летописном сообщении -  «подписалъ алтарь»?
         Википедия трактует однозначно. В статье Епископ Феодор II Добрый, так  -
«... в 1349 году украсил алтарь собора стенной живописью».
         О Царских вратах ни слова, просто украсил алтарь стенной живописью, и всё  ...  Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1686788 • 30 Окт 2022 13:51
Из Полное собрание русских летописей. Т.18. Симеоновская летопись. С.Петербург, тип. Александрова – СПб.,  1913.

- "Въ лъто 6793(1285) ... Того же лъта заложена бысть на Тфъри церковь камена ...".
- "Въ лъто 6795(1287) ... Того же лъта епископъ Симеонъ Тфърскыи свящалъ малымъ священiемъ церковь камену на Тфъри святого Спаса, еще не съвръшену сущу, и служааше въ неи, а мастери дълаху святого Спаса".
- "Въ лъто 6798(1290) мъсяца Ноября въ 8 день, ... свершена быть на Тфъри церковь камена святого Спаса и священа бысть епископья Тверская ...".
- "Въ лъто 6800(1292) иконописци подписаша на Тфъри церковь камену святого Спаса".

        Из приведенных сообщений можно сделать вывод, что к 1292 году было закончено украшение Спа́со-Преображе́нского собо́ра Твери стенной живописью. В том числе, естественно и алтаря.
       
       По моему мнению, ответ на вопрос, что значит в конкретном летописном сообщении под 6857(1349) годом -  «подписалъ алтарь» содержится в летописной записи Тверской летописи под  6907(1399) годом.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1688775 • 06 Ноя 2022 16:26
А из тверской летописи мы узнаем, что в Твери в конце XIV в. когда в 1399 г. впал в предсмертную немощь великий князь тверской Михаил Александрович, то, дав последнее напутствие детям, пошел он в Преображенский собор и «бил челомь святому Спасу, и пречистой его матери, и помощнику своему великому архистратигу Михаилу, и поклоиися гробом деда своего, великого князя Михаила Ярославина, и отца своего гробу великого князя Александра Михайловича, и прииде на десную страну столпа, идеже писани Авраам, Исаак, Иаков, и повеле себе под столпом гроб сечи, а сам поиде оть святого Спаса, испущает слезы яко струа... » (Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. Т. 15. - 1863. - VII с., стб.- 460).
     
        Очень много интересной информации в этой записи под 1399 годом! Упоминаются вместе справа налево - икона Спаса, икона Богоматери, икона Архангела Михаила, в той последовательности как они расположены в Деисусном чине. Причем, если «бил челомь», то этот Деисусный чин, скорее всего был расположен на парапете(барьере) алтарной преграды, а не на значительной высоте на горизонтальной балке, которую в научной литературе одни называют - «космитис», другие - «темплон», третьи – "архитрав". Кроме того, упоминание в южной части собора фресковой композиции с Авраамом, Исааком и Иаковом позволяют предполагать, что Михаил Александрович поклонялся гробам предков, находившимся в южной части собора, там и завещал себя похоронить. Фресковая композиция, упоминаемая в летописи, это скорее всего -  Богоматерь с ангелами. Лоно Авраамово. Возможно такая же, как и в росписи южного склона южного нефа Дмитриевского собора Владимира, построенного в 1194-1197 гг.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=3954
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1689032 • 07 Ноя 2022 11:26
Появился веский аргумент, в пользу предположения, что в 1349 году для алтаря Спасского собора Твери были изготовлены Царские врата, фрагменты которых (на фото 40-42 – справа) находятся в Лувре, Государственном Русском музее и Государственном Эрмитаже. И написан был, как минимум пятифигурный Деисусный чин.
 
         В начале данной темы, в январе 2019 года -
Ягморт писал(а):
... И  теперь можно предполагать, что путь Лазаря  Муромского со  Стефаном Новгородцем и с его "осмью други своими" в Великий Новгород в конце 1348, начале 1349 года проходил именно через Высо́кие Деча́ны  - главный сербский православный монастырь в Косове. И они, уже тогда, могли видеть фрески монастыря во всем их великолепии, ведь роспись собора была окончена не позднее конца августа 1348 года


          На фото 45 путь Стефана Новгородца в Константинополь в конце 1347, начале 1348 года. Как мы видим, это Новгород-Тверь-Москва-Тула-Константинополь. На фото 46 маршрут хожения на Флорентийский собор неизвестного суздальца. Так что, если, маршрут  Лазаря Муромского с купеческим караваном в Великий Новгород в 1348 году проходил через Сербию, то далее, скорее всего, неизбежно была Тверь ...  Rolling Eyes
Файл № 904 955
45 Маршрут путешествия Стефана Новгородца в конце 1347, начале 1348 года.JPG
233.94 KB   •    28


Из книги Е.И. Малето Антология хожений русских путешественников XII-XV века. Москва Наука 2005
Файл № 904 954
46 Маршрут хожения на флорентийский собор неизвестного суздальца, 1437-1440 гг..jpg
228.12 KB   •    26


Из книги Е.И. Малето Антология хожений русских путешественников XII-XV века. Москва Наука 2005
max67
Санитар леса
Регистрация: 13.02.2008 Сообщения: 59479 Откуда: πеmербyрг kоллеkцuонep ukон
Сообщение   Сообщение № 1689044 • 07 Ноя 2022 12:07
Тверские пряники манят
Всех Муромских купцов.
"Лазоревые тайны" спят...
До бодрых* голубцов. Shocked Smile

* не "ленивых"

_________________
Сова, летучий тундроид в краю белого безмолвия. Smile max67@bk.ru
Корректное отображение сайта только на ПК и планшетах. https://aschepel.wixsite.com/russian-icon
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1693138 • 18 Ноя 2022 17:12
Ягморт писал(а):
Появился веский аргумент, в пользу предположения, что в 1349 году для алтаря Спасского собора Твери были изготовлены Царские врата, фрагменты которых (на фото 40-42 – справа) находятся в Лувре, Государственном Русском музее и Государственном Эрмитаже. И написан был, как минимум пятифигурный Деисусный чин ...  

       
       Скорее всего, эти царские врата 1349 года были репликой Лихачевских врат ...
       Самое раннее упоминание о Царских вратах Спасо-Преображенского собора Твери содержит  – «Выпись из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фадеева 1626 года. Город Тверь, 1901».

        ... (стр. 2) – «Город Тверь, а в городе церковь соборная каменная во имя Боголепного Преображения ... двери царские и сень и столпцы нарези Савина монастыря, столпцы попорчены; старые царские двери и сень и столпцы были окладные» (стр. 3) – «оклада нету ничего, стоят в приделе преподобном Сергее; да в тябле Деисус стоячей десяти падей; одиннадцать икон были обложены серебром басмены позолочены, а ныне ободраны поручни, в другом тябле над Деисусы праздницы двенадцать образов, оклад цел у одиннадцати образов, а образ Вход во Иерусалим оклад попортило молниею ... две рапиды медные, на них Спасов образ да херувими и серафими, одна позолочена, а другая была позолочена да» (стр. 4) – «обгорела, рукояти деревянные ...», (стр. 5) – « ... Да в Спасе ж книг: ... треодь же посная и десть печать литовская, половина треоди цветной печатная в десть с третьего гласу, а другая сгорела, ... «
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1693148 • 18 Ноя 2022 17:30
В 1849-1853 гг. был издан роскошный альбом под руководством академика Фёдора Солнцева "Древности Российского государства". В 6-м томе альбома есть изображение (формата А1) Царских врат которые возможно были в Спасо-Преображенском соборе Твери, согласно описанию 1626 года (на фото 47 – справа). На особой доске расположенной внизу рамы врат, есть надпись выполненная выпуклыми буквами, следующего содержания - "Лъта 7069(1561) мца августа въ 29 день поставлены двери сiа црьские при державъ црьства ... иваго цря государя великаго князя Iвана Васильевича всея Руси самодержца и при его отцъ првщномъ Макарiи метрополите всея Руси и при епископъ Акакiе Тферскомъ въ церковь преподобнаго отца нашего Саввы освященного ... нiемъ црва гсдрва и ншего  богомольца игумена Леванида Савина монастыря".
       
          Данные Царские врата были выставлены в числе прочих экспонатов на выставке древне-русского искусства в Москве в 1913 году. По описанию, эти врата имели небольшие размеры, были сделаны из липового дерева и отличались старинной богатой отделкой с мелкотравчатой проемной резьбой на обоих створках. Они были хорошо вызолочены, но позолота местами потемнела, а местами и совершенно стерлась. Ворота имели 6 клейм в виде трехглавых церквей, главы и кресты которых были также позолочены. К сожалению, уже в середине XIX века на клеймах сцены Благовещения и изображения евангелистов были неразличимы ...
Файл № 907 276
47 Справа Царские врата Спасо-Преображенского собора Твери 1561 года.jpg
1.05 MB   •    22


Слева - Царские врата («Лихачевские врата»). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1349(?) год.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1693593 • 20 Ноя 2022 15:13
Известно, что что в начале XIX века эти Царские врата находились в древней каменной церкви Саввы Освященного с. Саввина. В 1840 году по приказу архиепископа Тверского и Кашинского Григория они были взяты из Саввина для отправки в Санкт-Петербург к художнику Шишкину, ... в 1847 году они опять находились в Саввине и хранились где-то на колокольне, ... их судьба после выставки древне-русского искусства в Москве в 1913 году неизвестна.
        По данным Дозорной книги Тверского уезда 1615 г., дозорщика Г. Коледенского, храмов в Саввином монастырь было три - каменный Саввы Вишерского, деревянный шатровый с трапезной - Иоанна Богослова, и еще один деревянный - преподобного Саввы Освященного с приделом Николая Чудотворца.
        После разорения Смутного времени, монастырь по описанию Писцовой книги Тверского уезда, писца Федора Игнатьева 1627/1628 г., превосходил все окрестные обители - “Монастырь Савин на реке на Тьме, а в нем церковь Иоанна Богослова древяна клецки, а другая церковь Савва Освященный каменная, около монастыря ограда древянна, а на монастыре келья игуменская, да две кельи братских, двор конюшенный. А в церкви образа, и ризы, и книги и всякое строение церковное монастырское”.
         Как мы видим, в 1627-1628 г.г., в монастыре было только две церкви; причём бывшая в 1615 году каменная церковь во имя Саввы Вишерского, становится церковью во имя Саввы Освященного. Скорее всего, после разорения древняя деревянная церковь во имя Саввы Освященного была упразднена; а престол же бывшей каменной церкви во имя Саввы Вишерского был вновь освящен во имя Саввы Освященного, по-видимому в память о бывшей древней церкви обители.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group