Иван писал(а):
Филологи — известные обскуранты и мракобесы. Даля вот ещё в свои ряды записали ... волюнтаристы! … Во наплёл ерунды, чудила. Нет, чтоб просто и коротко: ЛАЗОРЬ это Лазарь.
Несомненно, ЛАЗОРЬ это
Лазарь!
Нашел еще один веский аргумент, в пользу этого утверждения.
В библиотеке форума есть текст доклада О.Г. Ульянова
«Наша национальная идея — это рублевская Троица».
https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=14
О.Г. Ульянов так начинает свое выступление – «
Три даты Андрея Рублева - В официальном делопроизводстве, к которому относятся и русские летописи, как правило, не встречаются сведения о рядовых участниках исторических событий. За редким исключением, в них находили отражение лишь государственные деятели и некоторые официальные лица из придворной свиты. Таким редким исключением и оказался великий художник Древней Руси преподобный Андрей Рублев.
Подчеркну, что с Рублевым связано
всего три точно датированных документа. Первый из них — летописное упоминание того, что в 1405 году расписывался храм Благовещения "на князя великого дворе". В нем в числе соработников Андрея Рублева названы два мастера: "иконник" Феофан — известный византийский художник Феофан Грек, бывший в это время на Руси, и старец Прохор с Городца.
Второе летописное известие повествует о работе Андрея Рублева в 1408 году над росписью кафедрального храма — белокаменного Успенского собора во Владимире, где в то время была резиденция (седалище) главы Русской Православной Церкви. Здесь Андрей Рублев упомянут вместе с Даниилом "иконником" (Даниилом Черным, как еще иногда его называют) вновь в связи с выполнением ответственного заказа "государственной важности".
И, наконец, третье упоминание, также точно датированное, — это известное свидетельство из деяний Стоглавого собора 1551 года. Стоглавый собор — первый Собор Русской Православной Церкви, в повестку дня которого вошло решение насущных вопросов не только внутренней жизни Церкви, но и взаимоотношений Церкви и государства, неслучайно, проблематика заседаний была предопределена заранее на основе "вопрошаний" царя Ивана Грозного. К числу таких проблемных тем были отнесены и некоторые разночтения относительно толкования иконы Троицы. В результате Собором было принято каноническое решение считать за образец иконы, которые писали
греческие живописцы, и вслед за греками единственным из всех иконописцев Древней Руси упомянут Андрей Рублев».
И далее, в конце доклада Олег Германович делает вывод, что творчество преподобного Андрея Рублева определялось
традицией исихазма – « Можно также добавить, что во многом его творчество определялось
традицией исихазма. С ней связаны самые сокровенные образы православной иконописи, в том числе и творения преподобного Андрея Рублева, и русская иконопись смогла достичь столь значительных высот, в первую очередь,
благодаря возрождению исихастской традиции на Руси. Сейчас уже не отрицается, что главные качества исихазма — безмолвие и молчание как единственно верный путь "внутреннего делания" — составляли стержень духовной жизни в монастырях эпохи преподобного Сергия Радонежского. Эти традиции незыблемо соблюдались и в Спасо-Андрониковом монастыре, поскольку и об Андрее Рублеве, и о его духовных отцах в житийных источниках сказано, что они очень любили — "любляше зело" — безмолвие и молчание».
Как мы выяснили, одним из первых, кто принес на Русь исихастскую традицию, был, несомненно, Лазарь Муромский, прибывший в конце 1348, или в начале 1349 года в Великий Новгород, по поручению первого исихастского патриарха Исидора, лучшего друга и соратника Григория Паламы.
И икона Деисус написанная Лазарем Муромским в
традициях исихазма, так поразила Новгородского архиепископа Василия Калику (который сам был изографом), что он поместил её в своем послании, над входом в земной рай. Почему в традициях исихазма? Из текста послания следует – « … велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И
свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати. И пребыша долго время на мѣстѣ томъ, а солнце не видѣ, но
свѣтъ бысть многочасьтный, свѣтлуяся паче солнца …».
И кстати, теперь можно считать, что и Лазарь Муромский попал
в редкое исключение. Имя художника не только упоминается, в прижизненном документе -
Послание Новгородского архиепископа Василия Тверскому епископу Феодору о рае (которое можно уверено датировать периодом 1349-1352 гг.), но ещё и дается высокая оценка его творчеству …