Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы.
М.: Индрик, 2007. — 492 с., 311 илл. + 68 цв. табл.
Формат 70x100/8. Тираж 800 экз.
ISBN 978-5-85759-406-3

Цена 1880 руб. (в книжной галерее "Нина")
Монография посвящена самым выдающимся художественным памятникам XIV–XV веков, созданным прославленным Андреем Рублевым и его современниками. Среди десятков икон, фресковых композиций и миниатюр, приписываемых Рублеву, в книге выделяются наиболее достоверные творения его кисти — «Святая Троица», «Звенигородский чин», росписи Успенского собора во Владимире, определяется соотношение c его творчеством других произведений. Центральное место занимают древние иконы Деисусного и Праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле — шедевры византийско-русской живописи, являющиеся краеугольным камнем в истории искусства великокняжеской Москвы. Благодаря изучению письменных источников воссоздана история иконостаса Благовещенского собора в XV–XVII столетиях, рассмотрены иконография и художественные особенности деисусных и праздничных икон, получивших новые датировки и атрибуции. Особое значение имеют первая и последняя главы: в них затрагиваются проблемы и вопросы в изучении московской школы живописи, дается полный обзор работ исследователей XIX — начала XXI века, благодаря чему возникает яркая историческая картина отечественной науки с ее менявшимися методами и мнениями ученых, зависевшими от идеологических установок времени.
Книга предназначена для широкого круга читателей — историков и искусствоведов, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, музейных работников и знатоков московских святынь, а также для всех неравнодушных к духовной культуре и высокому искусству.
Оглавление
От автора [7]
Глава первая. Живописное искусство великокняжеской Москвы в отечественной историографии [11]
XIX — начало XX века [11]
1918 – 1940 годы [16]
1950 – 1960 годы [22]
1970 – 2005 годы [25]
Ученые XIX–XXI веков о творчестве преподобного Андрея Рублева [42]
Изучение древних икон Деисуса и праздников иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле [53]
Раскрытие и интерпретация духовного содержания образов искусства Андрея Рублева и других иконописцев великокняжеской Москвы [66]
Глава вторая. Творения преподобного Андрея Рублева [73]
Росписи Успенского собора во Владимире [74]
Икона «Святая Троица» [121]
Иконы Деисусного чина («Звенигородский чин») [126]
Напрестольное Евангелие-апракос («Евангелие Хитрово») [130]
Росписи Успенского собора на Городке в Звенигороде [138]
Икона-список «Богоматерь Владимирская» [152]
Иконостасные комплексы [159]
Глава третья. История иконостаса Благовещенского собора [161]
Открытие древних икон придворной церкви в XX столетии [161]
Визуальные наблюдения над иконами и свидетельства исторических источников [165]
Новые выводы [173]
Глава четвертая. Иконы деисусного чина в иконостасе Благовещенского собора [185]
Истоки иконографии Деисуса со «Спасом в силах» [186]
Иконография образа «Спас в силах» в Деисусе Благовещенского собора [200]
Духовные основы Деисуса с образом «Спас в силах» в Московской Руси [218]
Художественное своеобразие Деисуса Благовещенского собора: «Спас в силах» и святые заступники [222]
Художественно-стилистические аналогии икон Деисуса Благовещенского собора и их мастера [227]
Глава пятая. Иконы праздничного ряда в иконостасе Благовещенского собора [249]
Иконографические и композиционные особенности праздников Благовещенского собора и их литературные параллели [249]
Стилистические особенности и манера письма праздников Благовещенского собора [311]
Глава шестая. Вопросы и проблемы изучения московской школы живописи [369]
Стилистические течения, направления и этапы, варианты православной духовности [369]
Сохранившиеся и исчезнувшие произведения [374]
Сотрудничество мастеров [377]
Своеобразие московской школы живописи [388]
Список иллюстраций [391]
Принятые сокращения [397]
Источники и литература [401]
Таблицы [417]
From the Author [487]
Contents [490]