Наверх (Ctrl ↑)

Мог ли Звенигородский чин из собрания ГТГ быть первоначальным Деисусом Спасского собора Твери? Попробуем разобраться.

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3692 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1865545 • 31 Май 2024 23:24
Ягморт в данной теме писал(а):
9 января 2024 года в Третьяковской галерее в рамках цикла Золотой век русской иконописи (XV век) состоялась онлайн-лекция Екатерины Васильевны Гладышевой – «Андрей Рублёв. Становление мастера и ранние произведения».
       Гладышева говорит, что – «Древнерусское искусство раннего 15 века или около 1400 года все время подает руку раннепалеологовскому искусству, такому ищущему, живому, и в тоже время есть перекличка с позднепалеологовским искусством, таким светоносным, «исихастким» … …", и далее, в качестве сопоставления приводит образ Христа Вседержителя из мозаичного Деисуса на хорах собора Св. Софии Константинопольской, там где находилось во время богослужения место семьи императора. Оговорившись при этом – «Образ Христа на хорах, который нам по типу своего лика, … но где то в основе своей близок тому, что мы видим у Андрея Рублева». Потом поправившись  – «У этого художника Звенигородского чина».


      Интересный момент! В апреле 1348 года дьякон Софийского собора(?) Стефан Новгородец оставил автограф (фото 83) в том месте хор, где было выгорожено место для патриарха. Скорее всего, это произошло, во время встречи новгородцев и Лазаря Муромского с первым исихастким патриархом Исидором ...
   
      Случайность? Вряд ли. Образ Христа на хорах, и автограф Стефана Новгородца в том месте хор, где было выгорожено место для патриарха ...  Rolling Eyes
Файл № 1 015 831
83 Автограф Стефана Новгородца в соборе Святой Софии в Константинополе.jpg
141.8 KB   •    4


Надпись находится в том месте хор, где было выгорожено место для патриарха.
Файл № 1 015 837
57 Мозаичный Деисус на хорах собора Св. Софии Константинопольской.jpg
6.66 MB   •    5


Константинополь, 1261 год. Мозаичный Деисус на хорах собора Св. Софии Константинопольской, там, где находилось во время богослужения место семьи императора.
Файл № 1 015 838
84 Миниатюры с изображением святителей и другие лики..jpg
534.54 KB   •    3


Минея служебная на январь. XII в. ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.
Файл № 1 015 839
85 В центре медальон Христа иконы Святитель Никола. Обонежье, около 1360 г..jpg
2.31 MB   •    5


По краям полуфигуры святителей (с двуперстным перстосложением) из
январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. (ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3692 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1898896 • 30 Сен 2024 03:28
В библиотеке форума можно скачать каталог выставки 2004 года посвященной искусству поздней Византии - "Византия. Вера и сила (1261-1557)", проходившей в Музее Метрополитен, Нью-Йорк.
https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=734
   
       Под номером 63 в каталоге идут знаменитые Царские врата из бывшего собрания Н.П. Лихачева, изготовленные в середине XIV века в Великом Новгороде (фото 86). Автор текста Anna Ballian из музея Benaki в Афинах.
 
    Ниже приведен перевод большей части текста.

                Царские врата с Благовещением и четырьмя Евангелистами

 … «Лихачевские врата" - это редкий памятник ранней русской культуры. Техника, в которой они исполнены (огневое золочение с использованием растворенного в ртути золота), была известна в Западной Европе, Византии и на Руси еще до монголо-татарского ига. По форме Лихачевские врата восходят к византийским алтарным дверям с полукруглым верхом. С точки зрения структуры, они принадлежат к Византийско-Романскому типу, для которого характерны пластины в густо орнаментированном обрамлении. Орнаменты узоров сочетают в себе византийские традиции растительного орнамента с изображением животных – в данном случае, грифонов и барсов, что характерно для западного европейского романского стиля. Узор из пальметт на основе виноградной лозы проходящий вдоль верхнего края двери - исконно русский и известен еще с домонгольского времени. В символическом аспекте, эти образы соотносятся с концепцией об алтарных дверях, как "вратах в рай". Изображения грифонов и барсов несут и символическую нагрузку. Грифон, более того, был символическим знаком Христа, в то время как в домонгольское время русский барс, был излюбленным геральдическим мотивом.
    Cтиль ворот, с его полным моделированием и сложные, иногда динамически напряженные позы, имеют отношение к палеологовскому искусству. Похожие особенности встречаются в портретах евангелистов из новгородского евангелия середины XIV века (Государственный исторический музей, Москва, Хлуд. 30), которое, очевидно, послужило моделью для мастеров Лихачевских дверей« ...

Посмотреть на Лихачевские врата можно в галерее форума:
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5799
Файл № 1 037 024
86 №63 Лихачевские врата из Каталога выставки Вера и власть (1261-1557)..jpg
1022.87 KB   •    1
Файл № 1 037 028
87 Евангелист Лука. Фрагмент лихачевских врат и миниатюра Евангелия (ГИМ. Хлуд. 30).jpeg
204.64 KB   •    1
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3692 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1898996 • 30 Сен 2024 12:14
По моему мнению, с очень большой долей вероятности можно утверждать, что Лазарь Муромский был автором миниатюр Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30) (Фото 88 – слева).      
         Ольга Сигизмундовна Попова обратила внимание на интересную особенность миниатюр Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30) - «Пространственные, пластические и ракурсные особенности композиции, столь характерные для палеологовского искусства, в произведениях новгородского мастера отличаются либо прямолинейной утрированностью, либо недостаточной координированностью. Соотношение предметов обстановки с пространством представляется не только условным, как в палеологовском искусстве, но подчас неграмотным. Например, ножки стула евангелиста Матфея даже не расставлены на каком-либо расстоянии, а слиты по две вместе, благодаря чему стул, несмотря на все свои перспективно расходящиеся горизонтали, не обладает объемом и не окружен какой-либо определенной сферой … «.
         На фото 89 слева фрагмент миниатюры с евангелистом Матфеем Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30). Справа - фрагмент иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода. Если внимательно посмотреть на передние левые ножки престола уготованного, то они также слиты вместе, как и ножки стула евангелиста Матфея на миниатюре. Такое же неграмотное соотношение предметов обстановки с пространством.  
         Какой вывод? Или случайное совпадение, или что наиболее вероятно, икона и миниатюры выполнены одним мастером
Файл № 1 037 035
88 Слева миниатюры Евангелие апракос ГИМ, Хлуд.30), справа икона «София Премудрость Божия».jpg
2.08 MB   •    1


Справа икона «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода. Предположительно, около 1350(?) года. Автор произведений Лазарь Муромский (?).
Файл № 1 037 034
89 Фрагменты миниатюры Евангелие апракос ГИМ, (Хлуд.30) и иконы «София Премудрость Божия».jpg
374.38 KB   •    1


На показанных фрагментах произведений одинаковое неграмотное соотношение предметов обстановки с пространством.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3692 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1899010 • 30 Сен 2024 12:54
На фото 90 миниатюра с евангелистом Марком Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30). Если внимательно посмотреть на левые ножки стула евангелиста, то они также как и ножки стула евангелиста Матфея почти слиты вместе, благодаря чему стул, несмотря на все свои перспективно расходящиеся горизонтали, также не обладает объемом и не окружен какой-либо определенной сферой. Кроме того, бросается в глаза неестественно вывернутая правая ступня евангелиста Марка
     
      На фото 91 представлены пластины царских врат, которые предположительно были изготовлены в 1349 - 1352 годах в Великом Новгороде для кафедральных соборов Твери и Великого Новгорода. Anna Ballian из музея Benaki в Афинах в публикации 2004 года считала, что миниатюры Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30) послужили моделью для мастеров царских врат из бывшего собрания Н.П. Лихачева.
     У Ольги Сигизмундовны Поповой было другое мнение. Она предполагала, что эти произведения -  реплики какого-то византийского образца, попавшего на Русь. В 1969-1970 гг. Ольга Сигизмундовна написала работу Новгородские миниатюры второй четверти XIV века, практически целиком посвященную миниатюрам Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд. №30). В частности, она отметила - «Композиции в Лихачевских вратах и в хлудовских миниатюрах совпадают во всех деталях. Вряд ли возможно предположить, что миниатюры только что переписанного Евангелия служили образцами для работы художников по металлу – рукопись была создана для церковного обихода. Гораздо вероятнее, что одни и те же византийские образцы, попавшие в Новгород, передавались из одной мастерской в другую».
       А что, если попытаться сравнить миниатюру Евангелия из собрания Хлудова, и пластины царских врат с тем же евангелистом (фото 92)? Да вот незадача, пластины царских врат срезаны в нижней части. Не видно положения правой ступни фигуры евангелиста, и левых ножек стула ...   Rolling Eyes
Файл № 1 037 045
90 Евангелист Марк, миниатюра из Евангелие апракос (ГИМ, Хлуд. 30)..jpg
796 KB   •    1


Великий Новгород, середина XIV века.
Файл № 1 037 044
91 Евангелист Марк. Фрагменты Царских врат. Предположительно 1349 год..jpg
308.68 KB   •    1


Предположительно были изготовлены в период 1349-1352 гг в Великом Новгороде для кафедральных соборов Твери и Великого Новгорода.
Файл № 1 037 372
92 Евангелист Марк. Фрагменты Царских врат и миниатюра из Евангелие апракос (ГИМ, Хлуд. 30)..jpg
337.03 KB   •    2


Великий Новгород, 1349-1352 гг. (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3692 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1899492 • 01 Окт 2024 20:35
Лазарев в своих публикациях подчеркивал, что, по его мнению, евангелисты над подпружинными арками церкви Архангела Михаила были исполнены ведущим мастером фрескового ансамбля. И в качестве примера приводил фото фрески с изображением евангелиста Марка. Как пример, фото 93 из публикации 1948 года - Лазарев В. Н. Росписи Сковородского монастыря в Новгороде // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР: Сб. статей. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 77–102.

      Как уже упоминалось выше, 6 февраля 2024 года в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» состоялся доклад Екатерины Васильевны Гладышевой – «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде».
      В частности, Екатерина Васильевна в середине доклада отметила – «Подводя промежуточные итоги, отметим, что некоторые принципиально важные приемы построения системы росписи храма Архангела Михаила, в частности организация пространства, где наряду с сюжетными композициями большая роль отводится довольно крупным фигурам святых, жестам взаимодействующих друг с другом персонажей и разнообразным орнаментам, которые иногда подчеркивают архитектурную конструкцию, а иногда ее нивелируют, находят довольно точные аналогии в декорации храма Богородицы Пантанассы в Мистре. В том памятнике, который из определенности датировки и высокого художественного качества стал условным ориентиром в этом докладе для понимания черт искусства византийского круга 1420-х годов. Представляется, что именно к этому стилистическому этапу принадлежат новгородские росписи …»  
      И в качестве иллюстративного примера данного сообщения привела фото фрески с изображением евангелиста Марка и фрагмент орнамента из пальметт в парусе барабана церкви Архангела Михаила «на Сковородке». Фото 94 - скриншот с экрана ноутбука данного иллюстративного примера.
Файл № 1 037 380
93 Фреска евангелист Марк. Из статьи Лазарева В.Н. 1948 года..jpeg
157.6 KB   •    1


Из публикации 1948 года - Лазарев В.Н. Росписи Сковородского монастыря в Новгороде.
Файл № 1 037 379
94 Скриншот с экрана ноутбука иллюстративного примера из доклада Е.В. Гладышевой.jpeg
102.55 KB   •    1


Из доклада 6.02.2024 в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3692 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1899505 • 01 Окт 2024 21:21
Вот что значит – современные технологии! На старых иллюстрациях толком ничего не видно (как пример - фото 93)! А даже на скриншоте с экрана ноутбука прекрасно видно, что на фреске левые ножки стула евангелиста, почти слиты вместе, точно также как и на миниатюре Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд. №30). И точно также неестественно вывернута правая ступня евангелиста Марка
      Композиции фрески и миниатюры совпадают в большинстве деталей, с поправкой естественно на то, что фреска с изображением евангелиста Марка была расположена на лобовой части южной подпружинной арки церкви Архангела Михаила.
      По моему мнению, единственное разумное объяснение этому феномену - фреска с изображением евангелиста Марка церкви Архангела Михаила и миниатюры Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд. №30) были выполнены одним мастером ...
Файл № 1 037 384
95 Фреска церкви Архангела Михаила и миниатюра с изображением евангелиста Марка.jpg
197.7 KB   •    1


Слева - скриншот с экрана ноутбука иллюстративного примера из доклада Е.В. Гладышевой.
Файл № 1 037 590
96 Фреска церкви Архангела Михаила и миниатюры Евангелие ГИМ, (Хлуд.30).jpg
212.74 KB   •    1


Справа - скриншот с экрана ноутбука иллюстративного примера из доклада Е.В. Гладышевой.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group