Наверх (Ctrl ↑)

Размышления над материалами каталога «Хранители времени» (2019)

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3105 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1666647 • 26 Авг 2022 15:15
Илья писал(а):
 В библиографии икон ссылки на статьи оживут чуть позже, когда будем выгружать очередные изменения в большой базе.


      Кстати, очень удобно, когда в библиографии икон есть ссылки на соответствующие статьи ...
   
      В интернете нет практически никакой информации об Иване Андреевиче Баранове, раскрывшему в ГТГ в 1956 г.икону Пророки Даниил, Давид, Соломон . Удалось найти публикацию 1958 года - Антонова В. Искусный мастер. К 70-летию художника-реставратора И.А. Баранова // Искусство. № 6. 1959. С. 73-74
Файл № 891 421
75 Искусство_1959_№6 оглавление.jpg
369.7 KB   •    4
Файл № 891 420
76 Искусство_1959_№6 стр. 73.jpg
641.31 KB   •    4


Антонова В. Искусный мастер. К 70-летию художника-реставратора И.А. Баранова
Файл № 891 419
77 Искусство_1959_№6 стр. 74.jpg
542.58 KB   •    4


Антонова В. Искусный мастер. К 70-летию художника-реставратора И.А. Баранова
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3105 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1666655 • 26 Авг 2022 15:48
Ягморт писал(а):
Откуда взята информация, что Икона была вывезена именно из Сковородского монастыря Новгорода? ... скорее всего, И. А. Баранов был прав. Икона Пророки Даниил, Давид, Соломон из собрания ГТГ вполне могла иметь непосредственное отношение к Сковородскому монастырю Новгорода.


         На фото 78 Справа - Фреска Царь Давид на восточном столбе церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода. По утверждению В. Н. Лазарева, роспись церкви была сделана около 1360 г. Слева – фрагмент иконы Пророки Даниил, Давид, Соломон с изображением Царя Давида.
     
         По моему мнению, это стилистически близкие произведения. И вполне возможно, что икона Пророки Даниил, Давид, Соломон и фреска Царь Давид были выполнены одним мастером ...
         
         Почему одним мастером? Приведу всего лишь один аргумент –
Ягморт писал(а):
Из двухтомника О.В. Лелековой т.1 стр. 87 – « ... Её датировали второй половиной XV века. В ГТГ она поступила в 1931 году вместе с остальными иконами из собрания А.И. Анисимова. По свидетельству раскрывшего ее И.А. Баранова (Антонова, Мнева, 1963, т. 1, № 91), она была вывезена из Сковородского монастыря в Новгороде. Однако по всем признакам эта икона была идентична группе пророческих икон из Кириллова монастыря»  ... и далее – «Все эти факты убеждают в бесспорности происхождения иконы ГТГ из кирилловского иконостаса 1497 года".

          По всем признакам? Ольга Владимировна, скорее всего лукавит. Например, возьмём пигментный состав. Только у этой, единственной иконы из кирилловского иконостаса санкирь содержит свинцовые белила (т.1 стр. 395 - "Санкирь - жёлтая охра, глауконит, уголь, белила (круглые частицы, как на иконе "Мученик Дмитрий")).
          Наибольший интерес для нас представляют данные исследований Иконы Пророки Даниил, Давид, Соломон нехарактерные для новгородской живописи XIV-XVI века  –
...
3.  Санкирь иконы содержит свинцовые белила (характерная  особенность средневековой западноевропейской живописи).
4.  Древнерусский мастер, автор иконы, употреблял пигменты в чистом, наиболее сильно выраженном по цвету виде, что является характерной  особенностью средневековой западноевропейской живописи.
...
Файл № 891 444
78 Царь Давид. Слева фрагмент Иконы Пророки Даниил, Давид, Соломон из собрания ГТГ.jpg
608.34 KB   •    7


Справа Фреска Царь Давид. Восточный столб церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода. Около 1360 г. Снимок – Фототека ГТГ (ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 348).
Файл № 891 629
79 Икона София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода и Царь Давид.jpg
1.64 MB   •    9


Представленные произведения возможно(?) выполнены одним мастером.

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3105 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1672782 • 15 Сен 2022 10:01
Илья писал(а):
Я потихоньку мем про котов, которые "Наташа, мы всё уронили, вообще всё" начинаю потихоньку проецировать на Лазаря Муромского, который написал все иконы, вообще все...


        Думаю, Илья долго будет смеяться после этих двух моих сообщений ...



        С 2019 года пытался найти книгу - Саввинские чтения: Сборник трудов по истории Звенигородского края. Выпуск 4. Звенигород. [Издание Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея]. 2019. 503 стр.

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1181548#1181548
 
         На днях нашел на просторах интернета. Интересовала, в первую очередь статья раздела - II. Новейшие открытия в области изучения памятников древнерусской живописи в Звенигороде.
     
         В. В. Баранов, С. В. Свердлова, Д. С. Першин Сравнительный анализ технико-технологических особенностей «Троицы» А. Рублева и икон Звенигородского чина.  
       
        Авторы пишут – «Сравнение грунтов на иконах Звенигородского чина и на «Троице» не вызывает особых различий в их составе и способах обработки. Во всех этих произведениях в качестве наполнителя левкаса использован мел, а связующим является глютиновый клей» ... и далее - ... «Технико-технологические отличия рублевской Троицы и икон Звенигородского чина в других элементах создания изображения не менее выразительны. Приемы личного письма свидетельствуют о принципиальном отличии в базовых навыках мастеров, а также в различии художественных традиций, которые легли в основу формирования их индивидуальных манер».
Файл № 895 295
80 Обложка Книги Саввинские чтения, выпуск 4.jpg
73.25 KB   •    5


Издание Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. 2019 г. 503 стр.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3105 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1672785 • 15 Сен 2022 10:14
Сравнил приемы личного и доличного письма древнерусского мастера, автора иконы «Святитель Никола» (имеющей гипсовый левкас) с приемами письма мастеров икон Звенигородского чина (имеющих клеемеловой левкас).
   
      Результат меня потряс. Практически нет никаких принципиальных отличий в базовых навыках автора иконы Святитель Никола и мастеров Звенигородского чина. Особенно главного мастера, написавшего икону Спаса. Те же самые четыре приема охрения лика, практически идентичным составом. Причем именно со Спасом, а не с боковыми иконами!
      И у иконы Спаса, и у иконы Святителя Николы санкирь икон содержит свинцовые белила (характерная  особенность средневековой западноевропейской живописи).
      Авторы обоих икон употребляли пигменты в чистом, наиболее сильно выраженном по цвету виде, что является характерной  особенностью средневековой западноевропейской живописи.  
     
      Получается, что используя материалы исследований М. М. Наумовой , В. В. Баранова, С. В. Свердлова и  Д. С. Першина можно предполагать, что иконы Звенигородского чина были написаны в Великом Новгороде в середине XIV века под руководством и при непосредственном участии Лазаря Муромского. Который, наиболее вероятно, был и автором иконы Спаса ...
Файл № 895 296
81 Фрагменты икон. Спас из Звенигородского чина и Святитель Никола.jpg
323.66 KB   •    11


Автор представленных фрагментов икон - Лазарь Муромский (?).
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 379
Сообщение   Сообщение № 1672954 • 15 Сен 2022 22:28
Т.е. если я правильно понял, Вы утверждаете, что эти два образа написаны одним и тем же художником?
Файл № 895 424
20220915_100650_81_Fragmenty_ikon._Spas_iz_Zvenigorodskogo_china_i_Svyatitel__Nikola_116.jpg
323.62 KB   •    13
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3105 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1672972 • 15 Сен 2022 23:25
Нет не утверждаю, а осторожно предполагаю, что вполне возможно ... Например, охрения ликов у Спаса и Святителя Николы выполнены в четыре приема, а на Троице - в два ...
     
      Например, можно сравнить фрагменты ликов ...
      На фото 82 слева левый глаз Спаса, справа левый глаз Святителя Николы ...
      Хорошо видно, что крупные детали описи (веки, брови) продублированы темно-коричневыми линиями. Линии размеренные, выверенные ... Тени под глазами, белильные движки, участки высветлений - практически один в один. Случайное совпадение?
     
      Необходимо учесть ещё один важный момент. Наличие на поверхности иконы Спаса старой лаковой пленки, которая существенно искажает первоначальный колорит произведения, придавая красочному слою явно выраженный желтоватый оттенок. А на иконе Святителя Николы, вся живопись практически родная авторская, за исключением точечных тонировок реставратора ...  Rolling Eyes
Файл № 895 443
82 Фрагменты личного двух древнерусских икон. Левый глаз.jpg
38.49 KB   •    10


Слева - Спаса из Звенигородского чина. Справа - Святителя Николы. Предположительно, автор представленных фрагментов икон - Лазарь Муромский (?).
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 379
Сообщение   Сообщение № 1673133 • 16 Сен 2022 18:37
Ягморт писал(а):
Нет не утверждаю, а осторожно предполагаю, что вполне возможно ... Например, охрения ликов у Спаса и Святителя Николы выполнены в четыре приема, а на Троице - в два ...

    Сколько там слоёв охрений у ликов "Троицы" можно увидеть сейчас и сколько их там было изначально - вопрос открытый Smile

Ягморт писал(а):
  Тени под глазами, белильные движки, участки высветлений - практически один в один. Случайное совпадение?

    Я, например, вижу разницу. На лике "Спаса" моделировка нанесена нежно, переходы между слоями практически не заметны,  общий тон лика тяготеет к нежно-розовому, а не к охристо-жёлтому, как на лике "Николы". Санкирь лика "Спаса" больше "в зелень", у "Николы" санкирь теплый, почти коричневый.
     Можно ещё сравнить, к примеру, как нанесена белильная оживка ("движки"). На лике "Спаса" она так явно не читается, настолько она прописана тонко, изящно и приближена к цвету участков, на которых нанесена. В лике "Николы" техника грубее в разы, сами линии движков довольно толстые и по тону белильные отметки "отскакивают" от нижнего слоя.
    В приведённых Вами примерах (с глазами) также видна разница, например, в рисунке: зрачок на иконе "Спаса" небольшого размера и касается верхнего века, у "Николы" - зрачок крупнее и отстоит от верхнего века. Само верхнее веко также написано в другой манере - у "Спаса" почти ровная дуга, с утолщением посередине, у "Николы" линия века имеет двойной прогиб - посередине выгнута вверх, и далее ближе к концу - лёгкий прогиб вниз. Это то, что я при беглом осмотре заметил, но уже эти моменты говорят против того, что эти два произведения - это одна рука.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 17111 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1673201 • 16 Сен 2022 21:33
Ягморт писал(а):
С 2019 года пытался найти книгу - Саввинские чтения: Сборник трудов по истории Звенигородского края. Выпуск 4. Звенигород. [Издание Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея]. 2019. 503 стр.
 
На днях нашел на просторах интернета.


Я обычно не смеюсь, когда можно пополнить библиотеку чем-то полезным. Подскажите, пожалуйста, откуда добыть сборник этот. )))
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3105 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1673222 • 16 Сен 2022 22:25
В 2019-2021 годах сборник Саввинские чтения: Сборник трудов по истории Звенигородского края. Выпуск 4. был в продаже в салоне
Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Но сейчас, вроде бы его там нет (Есть Выпуск 1,2,3) -
http://zvenmuseum.ru/savvinskie-chteniya-2013/
http://zvenmuseum.ru/soderzhanie-savvinskie-chteniya-vyipusk/

      Я нашел, на Алибе. За три года он там появился один раз ...
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 17111 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1673236 • 16 Сен 2022 22:56
Ага, спасибо!  Я думал электронные версии появились. ))
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3105 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1673243 • 16 Сен 2022 23:53
Vyacheslaw писал(а):
...  Можно ещё сравнить, к примеру, как нанесена белильная оживка ("движки"). На лике "Спаса" она так явно не читается, настолько она прописана тонко, изящно и приближена к цвету участков, на которых нанесена. В лике "Николы" техника грубее в разы, сами линии движков довольно толстые и по тону белильные отметки "отскакивают" от нижнего слоя ...  

     
        На лике "Спаса", скорее всего, изначально были такие же движки как на лике "Николы" (на фото 82 - справа) ... Видно же прекрасно, что личное на иконе "Спаса" прилично замыто. А на иконе "Николы" движки авторские ...
Файл № 895 577
83 Фрагменты личного двух древнерусских икон..jpg
1.7 MB   •    23


Слева - Спаса из Звенигородского чина. Справа - Святителя Николы. Предположительно, автор представленных фрагментов икон - Лазарь Муромский (?).
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 379
Сообщение   Сообщение № 1673567 • 18 Сен 2022 15:38
Ягморт писал(а):
  На лике "Спаса", скорее всего, изначально были такие же движки как на лике "Николы"

Это домыслы
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 6880 Откуда: Ярославль
Сообщение   Сообщение № 1673572 • 18 Сен 2022 15:58

_________________
Катерина К.
max67
Санитар леса
Регистрация: 13.02.2008 Сообщения: 57500 Откуда: πеmербyрг kоллеkционер иkон
Сообщение   Сообщение № 1673582 • 18 Сен 2022 16:51
Таинственно произнёс исчезающий в норе
крот, оставив в недоумении стайку
спортивного вида куриц... Shocked Laughing

_________________
Сова, летучий тундроид в краю белого безмолвия. Smile max67@bk.ru
Корректное отображение сайта только на ПК и планшетах. https://aschepel.wixsite.com/russian-icon
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 6880 Откуда: Ярославль
Сообщение   Сообщение № 1673597 • 18 Сен 2022 17:07
Ох, max67.. Arrow
Файл № 895 822
Не сов, дятел....jpg
228.33 KB   •    8

_________________
Катерина К.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group