Василий писал(а):
Ну, правильно: Д.С.Лихачев еще 60 лет назад обнаружил ошибку в некоторых списках "Послания..." и предположил, что она вызвана наличием имени
"Лазарь" среди окружения еп.Василия.
… Ну так поясните тогда, как же Лазарь забрался на горы и написал там, на горе, Деисус, виденный с моря?
Все «реалии» данного эпизода, включая конкретных действующих лиц -
аллюзия, и воспринимать их следует только как
прообразы и символы. Об этом пишут и академик Лихачев, и профессор Голейзовский.
Из учебника -
История русской литературы X — XVII вв. Под ред. Д. С. Лихачева. Глава 3. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XIV — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIV ВЕКА
- «В своем «Послании» Василий передает поэтическую легенду о земном рае, которого достигли новгородцы. Параллели к этому сюжету прослеживаются в ряде других литератур, но пересказанная Василием легенда несет на себе яркий отпечаток
местного новгородского происхождения. В отличие от переводных памятников на тему о поисках земного рая, носящих гиперболический, чрезмерно фантастический характер, в «Послании» Василия все проще, жизненнее, как бы
«документальнее». Своим рассказом Василий не только доказывает правильность своих философско-богословских воззрений по вопросу о существовании рая на земле, но и передает
занимательную историю".
Из публикации Никиты Голейзовского -
"ПОСЛАНИЕ О РАЕ” И РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕРЕДИНЕ XIV ВЕКА.
- « … Символика здесь была традиционна, устойчива, привычна и не требовала расшифровки. Новгородский владыка не случайно сослался на пример апостолов, обменивавшихся посланиями, где сокровенный смысл учения Христа разъясняется без дополнительных комментариев, посредством символов, прообразов и аллегорий. И не случайно дважды- в начале и в конце «Послания»- Василий Калика подчеркнул, что целью его многодневных архивных поисков было верное изъяснение Священного Писания («пребых много дний во взискании исправления божественнаго закона», выявление скрытого в писании смысла учения о рае («яко же ти изъявих от божественнаго писания»). Рассказ о путешественниках рассчитан на читателя,
понимающего иносказания и мыслящего ассоциативно.
Если бы новгородский архиепископ смог ознакомиться с отзывами о своем труде ученых-медиевистов, он был бы, вероятно,
потрясен не менее, чем современный баснописец, которого критики упрекнули бы в том, что он морочит головы читателям, заставляя верить средневековым небылицам о говорящих животных. Ведь пересказывая библейские и апокрифические рассказы о чувственной природе рая, новгородский владыка обращался не к случайной толпе
профанов, а к собранию
компетентных богословов, хорошо осведомленных о предмете спора и способных без посторонней помощи разобраться в символике притч".
И далее - "Все «реалии» эпизода, включая конкретных действующих лиц -
аллюзия, и воспринимать их следует только как
прообразы и символы. А «дети и внучата» героев, реально существующие новгородцы, - духовные наследники канонических представлений о земном рае, сохранившие благодаря твердой вере духовное здоровье, «доброе», то есть крепкое, способное противостоять духовным болезням - еретическим сомнениям, охватившим верхушку тверского духовенства. Что же касается имен «руководителей экспедиции», по инициативе которых удалось уточнить канонические представления о рае, то средневековому книжнику не представляло труда уловить в них намек на ветхозаветных персонажей, сыгравших не последнюю роль в формировании христианских представлений о рае«.
И далее – «Яркая и многозначительная деталь - деисус, написанный на откосе горы «лазорем чюдным»-
отсутствует во всех остальных известных пока версиях сюжета (что не удивительно, ведь за пределами православного региона такое понятие незнакомо) и придает рассказу особый, апологетический оттенок. Деталь эта введена, вероятно, Василием Каликой для
уточнения богословского смысла эпизода".
Профессор Голейзовский, скорее всего, правильно определил, что деталь – «написан деисус
Лазарем чюдным» введена Василием Каликой для уточнения богословского смысла эпизода. И как уже говорилось выше Феодор Тверской, скорее всего,
прекрасно знал кто такой Лазарь чудный (непостижимый), и о какой конкретно иконе
Деисус (наиболее вероятно, это икона
София Премудрость Божия - алтарный образ главного алтаря Софийского собора Великого Новгорода) идёт речь.