Наверх (Ctrl ↑)

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусская живопись XII–XIII веков. Том 3

Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 16531 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1455947 • 03 Фев 2021 17:29
Правильно ли я вас понял, что белила в XIV веке на Руси использовал один единственный приезжий мастер?


Последний раз редактировалось: Илья (03 Фев 2021 17:56), всего редактировалось 1 раз
max67
Регистрация: 13.02.2008 Сообщения: 55555 Откуда: Петербург Коллекционер икон
Сообщение   Сообщение № 1455954 • 03 Фев 2021 17:42
Поклонник благородный Дульсинеи
Узрел дракона крылья вдоль аллеи.
Но воздух густ и крылья мельниц вязки,
Внутри идут святого Витта пляски.
Shocked Smile

_________________
Сова, летучий тундроид в краю белого безмолвия. Smile max67@bk.ru
Корректное отображение сайта только на ПК, ноутбуках и планшетах. www.max-icon.ru
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1455983 • 03 Фев 2021 18:24
Илья писал(а):
Правильно ли я вас понял, что белила в XIV веке на Руси использовал один единственный приезжий мастер?


     Нет, не правильно. Белила конечно же  были практически у любого древнерусского художника, но вот в составе санкиря, вполне возможно в XIV веке на Руси, их в самом деле использовал один единственный приезжий мастер?
Поясню на примере.

     Например, в книге Нерсесян Левон, Суховерков Дмитрий. Андрей Рублев. Святая Троица. Похвала преподобному Сергию М. Третьяковская Галерея 2017г. 68 стр. , в разделе Секреты мастерства: краски Рублева авторы пишут – «В соответствии с многовековой традицией написание ликов и других открытых частей тела начиналось с наложения подготовительного тона – санкиря. На рублевской иконе он составлен из желтой и темной охры и зеленого глауконита». Из статьи 2010 года Баранова В.В. Некоторые особенности техники письма, технологии и структуры произведений Андрея Рублёва и их роль в атрибуции икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - « ... Санкирь в ликах ангелов тонкий, выполнен в один слой. Его пигментный состав, по моим наблюдениям, следующий: желтая охра, примесь угля, небольшого количества глауконита, а также немного киновари».  Баранов, считает, что санкирь иконы Троица содержит еще киноварь и сажу.  
      Из публикаций М.М. Наумовой – «… В санкирях можно отметить стандартный набор пигментов, который использован в большинстве древнерусских икон при написании ликов: это охра, сажа, глауконит. Лишь в отдельных иконах Васильевского иконостаса – как «Крещение» и «Воскрешение» - в этот набор пигментов добавлена киноварь».
      Как мы видим у рублевской иконы «Троица»  классический древнерусский санкирь, независимо от того содержит ли он киноварь и сажу.

     А у иконы Святитель Никола – « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари)». В чем принципиальное отличие санкиря иконы «Святитель Никола», от санкиря древнерусских икон? Наличие свинцовых белил. Из монографии М.М. Наумовой - «  … этот  санкирный прием характерен и для древнерусской, и для византийской живописи, однако, в отличие от итальянской живописи, в состав красочной смеси санкиря здесь никогда не входят свинцовые белила».


     Белила конечно были практически у любого древнерусского художника, но по утверждению М.М. Наумовой в состав красочной смеси санкиря древнерусских икон никогда не входят свинцовые белила».
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 6622 Откуда: Ярославль
Сообщение   Сообщение № 1455993 • 03 Фев 2021 18:53
Mr. Green  Вывод: Св. Николая писал не древнерусский, а просто русский иконописец, или древний италианец, это на поновленном-то левкасе))).
Мне кажется, вы всё время не на том акценты делаете)).. Сначала идея-фикс, а потом надёрганы цитаты, подходящие вроде, но выдернутые из контекста они становятся абракадаброй.
И ещё, если я сейчас, в своей работе использую нужные пигменты (а у меня есть они Smile ), то моя работа автоматически перейдет в разряд древнерусской иконописи?!
Это так же смешно, как определять возраст иконы при помощи шурфа древесины Laughing .

_________________
Катерина К.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1456006 • 03 Фев 2021 19:11
Катерина К. писал(а):
... Вывод: Св. Николая писал не древнерусский, а просто русский иконописец, или древний италианец, это на поновленном-то левкасе))).  ...

     
     Причем тут поновленный левкас? На иконе Святитель Никола, вся живопись родная авторская, за исключением точечных тонировок реставратора (икону раскрывал в 1995-1996 годах профессиональный музейный реставратор). До раскрытия икона была под родным лаковым покрытием (скорее всего, это был Венецианский терпентин (?)) ...  Rolling Eyes
Faber
Модератор
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 27999
Сообщение   Сообщение № 1456033 • 03 Фев 2021 19:57
Ягморт писал(а):
До раскрытия икона была под родным лаковым покрытием (скорее всего, это был Венецианский терпентин (?)) ...  Rolling Eyes

А авторство покрытия вы, пардон, какими методами определяете? ))
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 6622 Откуда: Ярославль
Сообщение   Сообщение № 1456046 • 03 Фев 2021 20:12
Цитата:
 Из каталога следует, что при поновлении личного иконы Великомученик Георгий в середине XIV века мастер использовал приемы ранней итальянской живописи византийской традиции ...

Да, поновление было у лика "Георгия", пардон, ну заодно и Вашего "Николая" написали, раззудись плечо, размахнись рука! Не пропадать же натертым пигментам! Smile
Так что там с моим письмом, нужными пигментами? Ежели я напишу, купите, как 14 век? Соблюду пропорции пигментов санкиря и карнаций..Уж получится ли точная копия изображений, ну не обещаю.. Но ведь стиль Вас совершенно не волнует?

_________________
Катерина К.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1456101 • 03 Фев 2021 21:08
Faber писал(а):
... А авторство покрытия вы, пардон, какими методами определяете? ...


  Хороший вопрос!

       Из экспертного заключения ГосНИИР – «Сохранность исследуемой иконы в целом хорошая. На позолоте фона и полей имеются потертости, довольно крупные по лузге и на нижнем, частично утраченном поле (здесь же сохранились остатки потемневшего лакового покрытия). Опушь и надпись на фоне находятся под поновительной прописью. Отдельные мелкие потертости есть на бороде св. Николая, местами «правлен» рисунок глаз. Немного потерты охрения на лике Богородицы и местами складки на её мафории. Отдельные небольшие утраты имеются на фелони святителя и на кистях его рук. Мелкие потертости на двойнике кодекса …»     И всё!    
       
       При обсуждении иконы 2 июля 2013 года в Отделе темперной живописи ГосНИИР,  Виктор Вячеславович Баранов отметил высокий уровень реставрации иконы в 1995-1996 годах. Икона, практически не нуждается ни в какой дополнительной реставрации, единственное он считает, что необходимо раскрыть авторские надписи. Пусть будут неполные, но родные ...  Тогда же он отметил, что  вся живопись на иконе родная авторская, за исключением реставрационной вставки на лбу справа, правки глаз, и тонировок утрат близко по цвету к смежным участкам ...  Rolling Eyes

       Фото 2, икона Святитель Никола до раскрытия, скорее всего - 1986 год ...
Файл № 764 919
2 Икона Святитель Никола, фото до раскрытия.jpg
254.26 KB   •    42


Фото середины 80-х, примерно1986 года.
Faber
Модератор
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 27999
Сообщение   Сообщение № 1456108 • 03 Фев 2021 21:13
Ягморт писал(а):
(здесь же сохранились остатки потемневшего лакового покрытия).

Угу.
Только не вижу в заключении слова "авторского". Ну да, мелочь, но всё же...  Mr. Green
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1456128 • 03 Фев 2021 21:44
Если так принципиально, то наверное можно точно определить и без ГосНИИР ...
      На нижнем поле сохранился приличный фрагмент потемневшего лакового покрытия (фото 3).
Файл № 764 930
3 Икона Святитель Никола, нижнее поле, остатки лакового покрытия.jpg
4.37 MB   •    33


Фото 2012 года
Faber
Модератор
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 27999
Сообщение   Сообщение № 1456133 • 03 Фев 2021 21:49
А кто вам сказал, что оно именно авторское?
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1456159 • 03 Фев 2021 22:45
Ягморт писал(а):
… И потом, когда я вижу руку одного мастера, на форуме, как правило примерно такой ответ - "Ягморт, вы, должно быть, шутите ...  Ни малейшего сходства нет! Mr. Green " ...


        К вопросу, о "руке одного мастера". Я например считаю, что древнерусский мастер, переписавший  в середине XIV века (1349 - 1352 гг. (?)) лик знаменитой иконы Великомученик Георгий из собрания Государственной Третьяковской галереи, был также и автором фрески Царь Давид церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода (около 1360 года).
Файл № 765 028
4 Фреска Царь Давид и Лик Великомученика Георгия на иконе из ГТГ.jpg
392.44 KB   •    42


Слева фрагмент фрески Царь Давид церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре Новгорода (около 1360 года).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1459174 • 12 Фев 2021 10:49
Илья писал(а):
… Ну вот я читаю в каталоге об иконе святого Георгия (с. 217):
Цитата:
Вероятно, тогда же, во второй четверти XIV столетия (возможно, в связи с ремонтом собора Юрьева монастыря в 1345 г.), приезжим греческим или русским художником было выполнено поновление публикуемой иконы, к которому относится лик святого Георгия.


А почему у вас получается вдруг один мастер - это никак не понятно и из каталога не следует.


    А вот, что я писал в соседней теме, посвященной книге О.С. Поповой Russian minuatures of the 11th to the 15th centuries -
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1210805#1210805

Ягморт в июне 2019 года писал(а):
…  
      Какой можно сделать вывод из этого небольшого отрывка? Миниатюры хлудовского Евангелия несомненно вышли из крупнейшей мастерской (выполнявшей заказы новгородских владык) Великого Новгорода. Их автором был художник с византийской выучкой или же грек (русские надписи на миниатюрах передают греческое обозначение святости), находящийся  на самых передовых художественных позициях своего времени.
   
       Вполне возможно, что автором миниатюр хлудовского Евангелия был Лазарь Муромский, прибывший по поручению  константинопольского патриарха Исидора в Великий Новгород в конце 1348, или в начале 1349 года, и проживший 4 года (лета) у новгородского архиепископа Василия Калики. В пользу этого предположения говорит и то, что Лазарь Муромский – был одним  из ведущих, именитых и высококвалифицированных константинопольских иконописцев, обладающим к тому же, исключительным социальным статусом.  Rolling Eyes



      На той же 217 странице каталога, Елена Михайловна Саенкова пишет о принципах письма лика святого Георгия  -  « ... активный рельефный рисунок, насыщенные цвета и контрастные высветления по сравнительно темному и плотному основному тону, которые исполнены  как широкими мазками, так и резкими штрихами-бликами  - по гребню носа, над верхней губой, на лбу и на подбородке по контуру глазных впадин и т.д. Сходные приемы обнаруживаются также в миниатюрах Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30), которые О.С. Попова относит к середине XIV столетия. …  Поновление образа великомученика Георгия, очевидно пришлось на новый этап освоения византийской палеологовской живописи, связанный с деятельностью приезжих греческих мастеров. …  Вероятно, тогда же, во второй четверти XIV столетия (возможно, в связи с ремонтом собора Юрьева монастыря в 1345 г.), приезжим греческим или русским художником было выполнено поновление публикуемой иконы, к которому относится лик святого Георгия».

     Санкирь лика Великомученика Георгия, так же как и санкирь ликов миниатюр Евангелия из собрания Хлудова содержит свинцовые белила, одни и те же приемы письма ликов, практически одно и то же время, и к тому же, по мнению ведущих искусствоведов, и автором миниатюр, и автором поновления иконы был художник с византийской выучкой или же грек(русские надписи на миниатюрах передают греческое обозначение святости), находящийся на самых передовых художественных позициях своего времени.       
     Лазарь Муромский вполне подходит на роль мастера, с появлением которого в Великом Новгороде (в конце 1348, или в начале 1349 года) и начался новый этап освоения византийской палеологовской живописи. В пользу этого говорит и то, что он, возможно имел непосредственное отношение к сиенской школе живописи ...  
Файл № 766 799
5 Лики на миниатюре Евангелиста Луки и на иконе Великомученика Георгия.jpg
1015.22 KB   •    33


Слева фрагмент миниатюры из Евангелие апракос середины XIV в. ,(ГИМ, Хлуд.30).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2817 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1463081 • 21 Фев 2021 15:54
Катерина К. писал(а):
Цитата:
 Из каталога следует, что при поновлении личного иконы Великомученик Георгий в середине XIV века мастер использовал приемы ранней итальянской живописи византийской традиции ...
 ... "Ежели я напишу, купите, как 14 век?... Но ведь стиль Вас совершенно не волнует?" ...


      А со стилем, по моему, давно всё ясно ... Например, вот что я писал три года назад -

      " Ольга Сигизмундовна Попова так описывает этот стиль - «... остро характерный,  и несомненно оригинальный в истории русского искусства" ... "В результате сплава византийских и русских традиций и местных вкусов было создано художественное явление, оригинальное по отношению к искусству византийского круга, хотя и очень близкое ему … Он существовал только на Руси, а точнее – только в Новгороде. И по своей внешней выразительности, и по своему внутреннему содержанию он адекватен характеру культурной ситуации Новгорода этого периода. Возникший где-то в 30-х годах  XIV в. (самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.) он просуществовал недолго – до середины века ...».  
      Раз мы отнесли к этому стилю фрески Собора Архангела Михаила в Сковородском монастыре, и икону Святитель Никола, то, во-первых, необходимо раздвинуть границы, - стиль этот встречается , как минимум еще один раз в конце 50-х годов  XIV вв., совпадающий с поездкой Лазаря Муромского к архиепископу Моисею. А, во-вторых связать с ним и деятельность архиепископа Моисея занимавшего владыческую кафедру дважды: с 1324 по 1329 г., и после перерыва с 1352 по 1359 г., по заказу которого и были выполнены фрески Собора Архангела Михаила ... "
   
   Вот ссылка -
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1007404#1007404
Rolling Eyes
max67
Регистрация: 13.02.2008 Сообщения: 55555 Откуда: Петербург Коллекционер икон
Сообщение   Сообщение № 1463089 • 21 Фев 2021 16:06

_________________
Сова, летучий тундроид в краю белого безмолвия. Smile max67@bk.ru
Корректное отображение сайта только на ПК, ноутбуках и планшетах. www.max-icon.ru
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group
Top.Mail.Ru