...Надо еще не забывать про разные толки в старобрядчестве, могут быть существенные отличия.
Да так и есть. Согласен, мы с Артёмом про это тоже говорили. Федосеевцы, филипповцы.... у беспоповцев... Можно всё же и самим ..... попробовать разобраться. Нам никто не мешает.
"......Чтобы не стать жертвой обмана ловких дельцов, старообрядцы были вынуждены вникать во все тонкости написания икон. Неудивительно, что именно из их среды вышли первые серьёзные профессионалы-эксперты в области иконографии. Особенно заметна была их роль на рубеже XIX и XX века, когда в российском обществе обозначился широкий интерес к произведениям древней живописи, а соответственно, возросло и производство всякого рода подделок......"
Все, как сейчас. По-этой причине все же следует уделить внимание практически неизученной датированной меднолитой пластике, а только потом уже делать к ней "привязку" при атрибуции.
следует уделить внимание практически неизученной датированной меднолитой пластике, а только потом уже делать к ней "привязку" при атрибуции.
По датированным предметам написано немало статей в журналах, немало тем на Меднолите, да и на данном Форуме не один раз обсуждалась тема датированных иконок.
К сожалению датированной металлопластики очень мало, за исключением мастера МГ и мастера Хрусталева, а это рубеж 18-19 века и последняя четверть 19 века. Других датированных иконок наберется до двух десятков (!?), а этого очень мало для "привязок" и "заключений", поэтому часто датировка иконок, а тем более привязка их к определенной территории, дело довольно непростое, относительное и риторическое. В моем понятии, без серьезной, желательно научной классификации изводов, дела с привязкой к местности и датировке широкого пласта металлопластики так и будут представлять неподъемную задачу.
Виктор, день добрый. меня больше интересует датировка от Рождества Христова. Не могла ли она появиться в конце 19-го века, когда возник интерес к коллекционированию и спрос на старинные предметы? Именно массово ее начал использовать МРСХ. Возможно (???) для обмана, возможно .... но не факт.
Не думается что бы к концу 19 века кто-то подделывал надписи 18 века на распятиях. Надо понимать, что все же в то время икона была предметом культа и поклонения и к коллекционированию отношения не имела.
Что бы что-то подделывать, нужен спрос, а мог ли он тогда быть ? Думаю, что нет. Что-то ничего не слышал о крупных коллекционерах и коллекциях меднолитой пласти в то время. Возможно могли пользоваться спросом, допустим, энкольпионы 15-16века, нумизматика, предметы античноси и т.д., вот их и могли подделывать !
Что касается датировки от Рождества Христова, то приведенные выше датированные картуши вполне вписываются в 18 век, как и распятие, по мне, вполне может соответствовать18 веку.
К сожалению датированной металлопластики очень мало, за исключением мастера МГ и мастера Хрусталева, а это рубеж 18-19 века и последняя четверть 19 века. Других датированных иконок наберется до двух десятков (!?), а этого очень мало для "привязок" и "заключений", поэтому часто датировка иконок, а тем более привязка их к определенной территории, дело довольно непростое, относительное и риторическое. В моем понятии, без серьезной, желательно научной классификации изводов, дела с привязкой к местности и датировке широкого пласта металлопластики так и будут представлять неподъемную задачу.
потому ставротеки с иконописью действительно представляют первостепенное значение... и как ни странно, ни одной темы посвящённой ставротекам ни на Меднолите, ни здесь я что-то не помню...
Коллеги, никто не собирает фото литья в иконописи из проходящих тем???
Не думается что бы к концу 19 века кто-то подделывал надписи 18 века на распятиях.
...
Возможно могли пользоваться спросом, допустим, энкольпионы 15-16века, нумизматика, предметы античноси и т.д., вот их и могли подделывать !
Андрей, Виктор, утро доброе. Не думаю? Или всё же есть неопровержимые факты? "Не думаю" и "факты" - это две совершенно разные вещи. А я вот, например, думаю могли всё, что угодно. Что в конце 19-го века не было обмана?
Ну можно ещё добавить, что в конце 19-века на СПБ-монетном дворе "шлёпали" не только новодельные монеты 18-го века, но и начала 19-го века. Что бы пустить в "оборот"? Нет, конечно Их выпускали для коллекционеров, а значит спрос на антиквариат, которому было менее сотни лет, был и в те времена Как-то так
Да и литьё "такого уровня" появилось в 18-м веке, ранее его просто не было, а значит и подделывать было нечего, да и подделывал каждый то, что умел. Пока, что спорить мы можем вечно по одной лишь той причине, что у нас нет достоверных фактов.
Спасибо Олег, за замечательную ссылку!!!
жалко будет если с той страницей что-то случится, потому думаю что не лишним будет скопировать сюда сам текст:
Производство мѣдныхъ иконъ въ селѣ Никологорскомъ погостѣ Вязніковскаго уѣзда
Въ послѣднихъ годахъ, со времени снятія воспрещенія торговать мѣдными образами, торговля эта значительно усилилась всюду. Гуртовая продажа иконъ сосредоточена въ большихъ размѣрахъ въ сл. Мстерѣ, Вязниковскаго уѣзда, имѣющего торговые обороты съ офенями; послѣдніе, покупая иконы гуртомъ, развозятъ во всѣ концы Россіи. Въ сл. Мстеру мѣдные образа привозятся изъ с. Загарья во Гуслицахъ Московской губерніи, а потомъ покупаются въ с. Никологорахъ Вязниковскаго уѣзда, находящемся въ разстояніи отъ с. Мстеры 25 верстъ, въ коемъ есть около 10 мѣд- нолитейныхъ заведеній.
Мѣдныя иконы состоятъ изъ всевозможныхъ изображеній святыхъ, праздниковъ, и тѣльныхъ мужскихъ н женскихъ крестовъ разной величины. Величина иконъ простирается отъ 1 до 8 вершковъ, изъ мѣдныхъ же иконъ есть еще такъ называемые складни или створы, это соединенные три образа на спняхъ. Работа мѣдныхъ иконъ очень немногосложна въ принадлежностяхъ; вь Никологорскомъ погостѣ производятъ ее слѣдующимъ образомъ: берутъ иконы Гуслицкія, которыя отпечатываютъ въ глину, отъ чего получаютъ такъ называемую форму, разплавляютъ мѣдь, выливаютъ въ форму, когда застынетъ металлъ, вынимаютъ; за тѣм какъ задняя часть выходитъ шероховатою, то чистятъ подпилкомъ и икона готова. Конечно вообще на мѣдныхъ иконахъ не видно ни глазъ, ни правильности въ надписяхъ, а тѣмъ болѣе при повтореніи формы съ иконь Гуслицкихъ.
Иконы мѣдныя раэдѣляются на четыре категоріи: Загарскія (Гуслицкія), Никологорскія (Никологорскаго погоста), старинныя или поморскія (для раскольниковъ Поморской секты) н новыя; новыя предназначаются для православныхъ, а старинныя для раскольниковъ, которыя и льются съ особыми для нихъ рисунками. Этимъ промысломъ преимущественно занимаются офени, принимая раскольничій видъ, т. е. притворяясь раскольниками. Офеня, торгующій съ раскольниками, беретъ съ собой въ дорогу свою чашку и ложку, надѣваетъ костюмъ раскольничій, и стрижетъ волосы тоже какъ они, за тѣмъ этотъ же мнимый раскольникъ и обманетъ послѣ поклонника старины, цѣнныя у нихъ иконы, особенно въ серебрѣ, успѣеть выманить для чистки или поправки иконы, постарается найти поврежденія, а послѣ поминай какъ звали; икону продастъ старинщикамь въ с. Мстеру, за хорошія деньги, а серебро въ другое мѣсто. Хотя во многихъ мѣстахъ уже стали знать плутни офеней, но въ шуткахъ они все таки говорятъ: «про нашъ вѣкъ дураковъ хватитъ». Впрочемъ мы удалились слишкомъ отъ начатой нами статьи.
Мѣдные образа продаются на вѣсъ: Никологорскіе мелкіе отъ 50 до 55 к. за фунтъ, крупные отъ 40 до 45 коп., Загарскіе или Гуслицкіе, которые кромѣ того бываютъ съ искуственною финифтью, т. е. облиты по мѣстамъ извѣстнымъ имъ способомъ бѣлымъ и голубымъ глянцовымъ слоемъ ценины, - съ финифтью мелкіе отъ 60 до 65 коп., а крупные отъ 70 до 80 коп. за фунтъ. Загарскіе образа берутъ менѣе нежели Никологорскіе, или погостскіе, потому что дороги по цѣнѣ. Тѣльные кресты продаютъ мужскіе и женскіе по 1-й к. за экземпляръ; они имѣютъ разную форму: мужскіе четыреконечнымъ крестомъ, а женскіе крестомъ съ сіяніемъ и арабесками, а также сердцеобразной формы; на обоихъ сѣ зади молитва «Да воскреснетъ Богъ,» конечно по неясности словъ разобрать нѣтъ ни какой возможности и видны только одни точки, но народъ вѣруегь, что это приведенная выше молитва.
Кромѣ сего въ Никологорскомъ погостѣ существуетъ еще особая отрасль промысла - поддѣлки мѣдныхъ образовъ совершенно въ старинномъ видѣ, точно также какъ вь сл. Мстерѣ существуетъ поддѣлка старинныхъ иконъ; въ Никологорскомъ погостѣ поддѣлывають мѣдные образа и кресты слѣдующимъ способомъ: отливаютъ въ снятую съ стариннаго изображенія форму икону, или крестъ, изъ зеленой мѣди, потомъ кладутъ часа на два въ воду, въ которой распушена простая соль, за тѣмъ вынимаютъ и держатъ надъ парами нашатыря, отъ чего зеленая мѣдь обращается в цвѣтъ красной мѣди, и изображенiе принимаетъ кромѣ того закоптѣлый старый видъ. Можетъ быть употребляются и еще другіе составы, которые намъ не извѣстны и составляютъ секретъ мастеровъ, поддѣлывателей подъ старину.
Торговля мѣдными образами чрезвычайно усилилась такъ, что, много вытѣснила производство Мстерскихъ иконописцевъ обыкновенныхъ иконъ, и ихъ иконы въ слѣдствіе этого сбавились въ цѣнахъ противъ прежняго на половину. Мѣднымъ образамъ народъ отдаетъ преимущество и потому, что они вѣковѣчны, а съ деревянныхъ иконъ простой работы очень скоро совершенно слетаетъ вся иконопись.
Торговля мѣдными образами составляетъ выгоду Мстерскимъ чеканщнкамъ, коіихъ здѣсь достаточно, они приготовляютъ ризы на образа простой работы тоже для офенской торговли, у нихъ отъ мѣдныхъ ризъ остаются обрѣзки мѣди, которые они сбываютъ Никологорскимъ образолитейщикамъ, а у послѣднихъ закупаютъ образа.
Въ заключеніе скажемъ, что мѣдные отливные образа чрезвычайно грубы и далеко отстали отъ обыкновенной иконописи, какъ она и не плоха въ настоящее время.
Корреспондентъ.