Андрей, вечер добрый. Спасибо за уделённое внимание. Да тут (в теме) уже решили подбирать любое еденичное "вопросное" литьё. Не новодельное, а литьё, которое с очень большой долей уверенности, можно отнести к старинному.
По Кресту повторю ещё раз по-порядку свои мысли.
1. Золочение электрохимическое (тонкое), появившееся на рубеже 19/20 веков. Хорошо сохранилось на торцах и оборотной стороне. На лицевой стороне осталось только в углублениях рельефа. Золочение утрачено от чистки мелом, остатки которого так же видны в углублениях рельефа. Кольцо так же вызолочено, так как могло служить в качестве подвеса к электроду при гальваническом золочении.
2. Скорее всего Крест был врезан в Ставротеку, о чём свидетельствуют остатки олифы на торцах и оборотной стороне и максимальная сохранность золочения на торцах и оборотной стороне, а так же отверстия.
3. Соответственно все "утраты" золочения свидетельствуют о длительном бытовании предмета. Да и следы бытования имеют "естественный" вид.
3. Торцы гладкие, как у Выга. Выполнены со скосом к оборотной стороне, что характерно для отливок предполагаемого времени появления Креста.
4. Эпиграфика максимльно близка к "прародителю" (34 см.) 19-го века, с которого и копировали этот Крест.
5. В отличии от европейских поделок (25×12,5 см.) имеет больший размер (27×13,7) см. и совершенно другой "уровень" литья и мастер-модели.
Вот ссылка на топик продажи где хорошо видны и торцы, и канафарение:
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=125823&start=0
Совокупность этих признаков и позволяет предположить, что Крест отлит не позднее (?) начала 20-го века.
Герман, привет!
Я имел ввиду немного другое. Покажу применительно к твоему списку тезисов:
1. Золочение электрохимическое. Кроме лицевой стороны позолочены также торцы, оборот и подвесное кольцо.
2. Остатки олифы на торцах и оборотной стороне.
3. Максимальная сохранность золочения на торцах и оборотной стороне.
4. Крест имеет 10 тонких отверстий по углам. Отверстия раззенкованы с обратной стороны креста.
5. Торцы гладкие. Выполнены со скосом к оборотной стороне.
6.
7.
Так легче это все обдумать.
Для сравнения эпиграфических особенностей текста на обороте креста сделал коллаж. Да, действительно очень схожи. Есть небольшие отличия в написании букв "С", "У" и "Е", ну и несколько других, не таких явных. Попробую задать вопрос Ивану.
Андрей, приветствую. Эпиграфические особенности ещё надо бы и сравнить с именно с той разновидностью Креста, уменьшенной копией которого является Крест из этой темы. Сейчас, до конца недели, у меня на это нет времени, но я попробовал это сделать (сравнить) с большим похожим уральским Крестом, что был "под рукой". Обороты у всех почти "стандартные", за исключением мелочей. Как ты заметил, что эти особенности максимально приближённые. Вполне возможно, что Крест мог и быть отлит на Урале, как мы с тобой говорили, но на данный момент, нет никакой "доказательной базы"
Добавлю сюда (не совсем "в тему") ещё один Крест, со слов, совершивший путешествие "во времени" - царская Россия - Европа - современная Россия. Крест очень красивый, великолепной работы, но увы, к сожалению, не мой. Размер 31,8 × 17, 7 мм.
Скорее всего это - франисканский Крест. И отливка, скорее всего, не современная.
В XIX веке францисканцы начинают приходить на территории, находящиеся за Центральной Россией. После двух восстаний в Польше (находившейся в составе Российской империи) представителей Ордена вместе с мятежниками отправляли в ссылку — через Урал в Сибирь. Некоторые монахи направлялись туда в качестве ссыльных, другие — в составе миссий. Однако архивных документов о деятельности францисканцев на Урале у Ордена на данный момент нет.
Можно так же вспомнить, что некоторые разновидности старообрядчеких Крестов так же имели ушко для подвешивания, но без латунного кольца. И если оттолкнуться от того, что история путешествия, выше приведённого католического Креста, правдива, то можно предположить что подобные ему Кресты бытовали в среде францисканцев в дореволюционной России и за Уралом. Можно так же предположить, по некоторой "небрежности" рельефа, что Крест из темы мог появиться где-то на Урале, откуда родом и его образец большего размера. Не факт, что на Урале не существовало мастерской, которая могла обрабатывть торцы по-иному и лучше лить. Ну скажем так, что выполнять какое-либо заказное литьё. Этот факт не исключён и требует дальнейшего исследования. К тому же электрохимическое золочение не требует особых "мастерства и навыка", да и Урал, в первую очередь - это промышленность. На данный момент неизвестно, что и кто, у кого и когда "подглядел" (ушко и кольцо), но всё же ушко с кольцом не может являтся признаком новодельности. Да и Никола из этой темы так же мог(?) появиться там же, а образцом послужил полутора/двухвершовый Никола плакущий.
после двух восстаний в Польше население Урала и Сибири в принципе пополнилось католиками...
и некоторые из них заняли важные места в нашей промышленности и экономике... не мало способствовал этому дух землячества и взаимопомощи, чего только стоит помощь своим землякам известных промышленников Поклевских, вот книжка есть замечательная по этому семейству:
https://www.labirint.ru/books/634322/
сфоткал пару страниц из неё на тему их отношений с религией:
Артем, вечер добрый, спасибо за участие. Я не исключаю, что и Крест-францисканец мог быть(?) отлит и на Урале. Это - конечно всего лишь предположение, но не утопия. Но, если - это так, то вполне возможно, что и ушко именно с кольцом могло быть позаимствовано друг у друга. И оба Креста отлиты где-то на рубеже 19-го/20-го века. Тем более, что в лихие годы большевизма, произошел отток населения и Крест-францисканец мог уехать с его обладателем. Зачем человеку, который продавал этот Крест, выдумывать такую душещипательную историю? Какой смысл? Такой провенанс на стоимость вообще никак не влияет.
Добрый вечер Герман, если это и Урал то точно не старообрядческие медницы... если только цех художественного литья при одном из заводов...
http://mednolit.ucoz.ru/_fr/290/6906820.jpg
возможно и крест из начала темы отлит не старообрядцами, а по их образцам...
и за образец действительно мог быть взят Уральский крест...
за это говорит и текст, мы с тобой уже обсуждали что хотя текст на обороте встречается на разных крестах, но именно на Уральских образцах мы видим замену райских кущей текстом молитвы... при схожих лицевых сторонах...
видно что у нас на Урале к письменному слову было особое почтение... там например на Невьянских иконах, иногда все поля записаны... целые блоки текстов... видимо торгово-промышленный уклад жизни на Урале влиял на отношение к грамотности местного населения...
Да, невьянская Икона - это прекрасное искусство. То, что "францисканец" отлит не в старообрядческой меднице, то, конечно же, так и есть. А вот "старообрядец" мог быть отлит на заказ и не в старообрядческой меднице. Вот так могло и появится ушко с кольцом, и гальваническое золочение, которое на Урале (золочение вообще) практчески и не встречается. На то, что Крест из темы всё же не новодел, указывают много косвенных признаков.
Шевтонцы это, как я понимаю, такие сверхэкуменисты, радевшие изначально за примирение "по обе стороны Рефорации", а потом уже обратившие взоры и на богоспасаемую нашу ортодоксию. Уверен, за четверть века своей экуменической деятельности в Европе, нынешний предстоятель РПЦ не раз и не два встречался с ними, а скорее даже они искали встречи с ним, как руководителем экуменического отдела Церкви.
Посмотрите на надпись на обратной стороне креста - это ведь не латынь даже, это итальянский. Почему?
Мессу положено служить на латыни; именно к возвращению к истокам и стремился основатель Шевтонского монастыря, он же - основатель Литургического Движения. Расчёт на незнание латыни священником, совершающим мессу? Абсурд, нонсенс.
А чего ещё хотели и хотят шевтонцы и Движение? Широкого участия прихожан в богослужении, сокращения оторванности паствы от литургии... стоп. Месса (естественно на латыни) свята, и если служат её, а прихожане сидят и внемлют, молясь про себя, то это тоже часть святости мессы, и никакое движение её не изменит.
За что Шевтонь и получала неоднократно разного рода неудовольствия, высказанные в прямой или неявной форме, но, при этом, была чрезвычайно популярна в народе - потому что народ был допущен в святая святых, народ, который раньше молился себе тихо на скамеечке в то время как происходило священнодействие - теперь получил возможность принять участие, но Церкви это всё не особо нравилось.
Литургическое движение распространялось, экуменические изыскания и мыслеустремления основателя Шевтони (точнее - Амэ сюр Мёз) всё более и более склонялись к изучению православной литургии, к этому же он побуждал и других монахов, и нёс знания народу, да ещё и с эмигрировавшими из большевистской России попами РПЦ общался, и в итоге...
Знаете что мне напоминает нынешняя Шевтонь?
Униатов восточного обряда. Это чисто униатская работа.
Да ещё: они издают журнал, они переводят Бердяева, Ильина и прочих, они буквально погрузились в Россию, изучают, под микроскопом рассматривают всю исходящую из РПЦ официальную документацию, делают выводы, но надо понимать, что журнал тот создан лично Папой для того чтобы "подготовлять медленной, мирной и братской работой возвращение отделившихся ветвей христианства к вселенскому единству Церкви" - ни больше ни меньше. Отделившиеся ветви христианства - это мы с вами, дорогие коллеги. И это, согласитесь, серьёзно отличается от "найти способы общения, установить как можно более глубокие связи, сблизить души и сердца в атмосфере доверия и любви", как писал основатель монастыря пресв. Бодуэн. Это уже не экменические лобзанья, это, простите, прозелитизм.
У них там, кстати, 2 храма, латинский и византийский, и служат они на церковнославянском и на латыни, отдавая предпочтение первому, а Тридентского чина мессы избегают - что неудивительно, ведь он не позволяет вольностей с привлечением паствы. Это старый богослужебный чин, а у них, у экуменстов-униатов, старое не может быть в чести.
Да и староверие наше у них не в чести тоже; общение они имеют исключительно с РПЦ, а староверами манкируют.
Правда, не их крестами, которы научились делать пусть и плохо, но хоть так.
Дак почему надпись-то на обратке на итальянском? Почему не Крест хранитель Всея Вселенныя, а из Иоанна пишут, Любите друг друга как Я вас любил?
А потому, считаю, что "и нашим и вашим". И католики они - и чуть ли не православные, и за всё старое - и, одновременно, против "экстраординарного обряда", и кресты у них православные - и надписи на них на тех языках, откуда часто бывают покупатели (даром что покупатели - католики, а крест православный).
...Не стал бы я поклоны бить в их церквЕ.
Вечер добрый Илья Леонидович, спасибо за ответ. Скажу так, что за то, что они сохранили большой архив первой волны русской эмиграции, за это - им большое человеческое спасибо. Это - часть нашей культуры, которая уже не утрачена и не разнозненна. Да и песнопения, и богослужения "почти на нашем" это - тоже часть нашей культуры. Важно, что она там ещё осталась, осталась от тех людей, которые когда-то были частью России, которую мы, увы, потеряли. И не важно, что они "и вашим, и нашим". Мне кажется, что здесь ключевое слово - "нашим".
Вот на просторах интернета попался такой Крест. Спасибо очень хорошему товарищу, который прислал мне фото этого Креста. Подлинность этого Креста сомнений не вызывает. Так что с уверенностью можно сказать, что "кольцо с ушком" не является признаком новодельности, даже если подобные предметы ранее в таком исполнении не встречались. Ушко с кольцом, скорее всего, отлили просто по заказу.