Массово вазоны на окладах Икон появились в конце 18-го века (90-е годы). В основной массе - это были оклады московских ювелиров (см. фото ниже). Но на меднолитых Крестах с Предстоящими, они появились на Крестах с явно "домосковской" иконографией. То есть где-то, но скорее всего не в Москве (?), их могли нанести на оборотную сторону Креста, скажем так и в любой ювелирной мастерской на заказ (?). А затем и просто растиражировать. Скажем так, что массово вазоны появились на Крестах уже не с северной, но еще и не с московской иконографией.
Конечно разобраться в этой хитросплетии будет очень трудно из-за отсутствия папирусов, свитков, летописей и прочих бумажных и электронных носителей , но .... можно все же попробовать сделать хоть какие-то предположения
На данный момент остались два центра очень "плотно" работавших с эмалями - это Сольвычегодск (Архангельская губерния) и Ярославская губерния. В обоих этих губерниях преобладало старообрядчество беспоповского толка.
Вот интересная статья: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/43-1-0-1089
Цитирую:
"...Федосеевцы жили в основном в Пермогорье (Великосельская волость Сольвычегодского уезда) и Верхнем конце Черевковской волости......
Федосеевцы делились на собственно федосеевцев, чтущих поморские уставы, и на федосеевцев «по Преображенскому кладбищу». Первая группа мало чем отличалась по своим взглядам от филипповцев: здесь в основном наблюдались обычные среди северного крестьянства явления – желание под старость помолиться, попоститься и по традиции «уйти в веру». Федосеевцы «по Преображенскому кладбищу» были менее строги к соблюдению старообрядческих уставов. Епархиальный миссионер подчеркивал, что последние «провели в жизнь заветы первоустроителя московского Преображенского кладбища И. А. Ковылина: «не согрешишь, так и каяться не в чем, а без покаяния нет и спасения» и согрешают, благо «содеянное тайно, тайно и судится»..... "
Добавлю, что в начале 18-го века эмальерное искусство в Сольвычегодске приходит в упадок. Причиной тому сказалось экономическое значение города на тот момент. Во второй половине 18-го века в Сольвычегодске все реже и реже встречаются "расписные" эмалевые изделия. А в конце 18-го столетия эмальерное производство в Сольвычегодске окончательно затухает и, к сожалению, более уже не возобновляется. Попробуем вычеркнуть Архангельскую губернию из нашего списка. И в этом списке осталась пока что губерния Ярославская , работавшая на тот момент (рубеж 18-го/19-го веков), как и с литьем, так и с эмалями, так и с "ювелиркой".
.... Во второй половине 18-го века в Сольвычегодске все реже и реже встречаются "расписные" эмалевые изделия. А в конце 18-го столетия эмальерное производство в Сольвычегодске окончательно затухает ....
Косвенным и, на данный момент, не совсем убедительным доказательством служит, так называемый архангельский (???) поповский Крест, атрибутируемый началом 19-го века (???). Он встречается либо безэмальным, либо одноэмальным (голубая эмаль), либо двухэмальным (синяя/голубая и белая эмали). Оборотная сторона - райские кущи. Но тем не менее, что имеем на данный момент - то и имеем.
Добавлю, что в начале 18-го века эмальерное искусство в Сольвычегодске приходит в упадок.
Думаю стоит уточнить что в Сольвычегодске при Петре первом приходит в упадок именно расписная эмаль, на смену приходят изделия одноэмальные, представленные теме по Сольвычегодску в сообщениях 243, 244, 266-273:
_________________ слнце же и луна тма нощнаѦ и мракъ покрывае любовь же Ї оученЇе книжное свѢтъ есть и безъугашенЇѦ бываетъ вовѢки веко и тма его неѠбыме.
"богатство оттенков" в 18 веке говорит об однозначном превращении Русского Зальцбурга в обычную Русскую деревню...
не осталось там ни ювелиров равных Поповым, ни живописцев подобных Савиным, ни распевщиков усольских вроде Исаии и Стефана... Прикончили цари наш Зальцбург акцизами на соль...
остаётся Ярославль...
_________________ слнце же и луна тма нощнаѦ и мракъ покрывае любовь же Ї оученЇе книжное свѢтъ есть и безъугашенЇѦ бываетъ вовѢки веко и тма его неѠбыме.
Уважаемые друзья, уважаемые коллеги по коллекционированию медного литья. Не хотел я возвращаться не на один из форумов, но ...... сегодня друзья мне дали ссылку вот на эти две темы ....
нет, не буду я давать ссылки на эти темы, на давно безвозвратно умерший ресурс под названием меднолит, уж больно это - унизительно и противно.
Так вот в одной из тем, на этом яко бы "христианском" ресурсе, был упомянут и обруган Георгий Михайлович (Красс), Царствие ему Небесное. Он не был мне близким Человеком, но он был для меня Другом, именно Другом с большой буквы. Самое дикое и омерзительное для меня в этом посте было то, что человек, писавший этот пост, знал, что Георгий умер, но .... увы, еще более непонятнее и более омерзительнее для меня было то, что мУдератор этого ресурса г-н Калинин (г-н, не от слова господин, а от слова го..он), не удалил этот пост. До подлости злопамятный дядя.
Да, Георгий был (увы) сложным человеком, но он был - ЧЕЛОВЕКОМ, именно Человеком, с которым можно, как говорится, пойти в разведку. Поначалу мы с ним "цепляли" друг друга, но потом каждый из нас нашел подход друг к другу.
Так вот, я хочу обратится ко всем форумчанам с большой просьбой, что бы каждый из нас помнил о том, что нельзя и нет у нас такого права, оскорблять тех, кто не может нам ответить.
Хочу, в преддверии наступающего Нового года, вспомнить тех, кого с нами никогда уже не будет .... КРАССА, KLIMA, СЫНА РЫБАКА (ЯЗОНА). Царствия ИМ небесного, а земля ИМ пусть будет пухом, а мы будем помнить, что утрата ИХ для нас - невосполнима. Я надеюсь, что этот скорбный список не будет так быстро пополняться. С искренним уважением ко всем, Герман. Всем спасибо за понимание. С наступающим Новым Годом, всем здоровья и благополучия.
Сейчас в коммерческом разделе продается интересный Крест с весьма редким сочетанием оборотной и лицевых сторон
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=143288
Самое интересное то, что эмали на нем "ярославские" - это оттенки темно-синего, голубая, реже оттенки зеленого.