Наверх (Ctrl ↑)

Дмитрий Долгов. Иконы

Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1401 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 638250 • 04 Авг 2015 00:06
Фабер -- да, это один из прототипов.

_________________
Спаси Господи
restshepa
Регистрация: 29.11.2015 Сообщения: 102
Сообщение   Сообщение № 689456 • 01 Дек 2015 02:53
Вроде не плохо написанно,но нехватает техники ,росписьзолотом грубая,и что касается прописи складок и притиневок графичности нехватает
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1401 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 810925 • 03 Сен 2016 23:58
Вот такая Жировицкая икона Божьей Матери
Файл № 373 850
БМ_жировицкая.jpg
1.4 MB   •    247

_________________
Спаси Господи
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1401 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1283230 • 04 Дек 2019 14:08
Святые Анастасия, Святослав, София и Анна Кашинская, предстоящие Пресвятой Богородице.
Файл № 661 471
Anastasia_semeinie.jpg
407.45 KB   •    157

_________________
Спаси Господи
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 415
Сообщение   Сообщение № 1283816 • 05 Дек 2019 14:41
Приветствую всех. Нечасто хочется высказаться, но вот почему-то сегодня захотелось  Smile  И захотелось, наверное, именно потому, что, по моему скромному суждению, нам всем (и мне, и мне тоже!!!) не хватает здоровой, конкретной и конструктивной критики. Выложишь работу на обсуждение и тишина... Кому понравится - напишут "хорошо", а остальные (видимо те, кому "не очень") молчат. Ну откуда тут качественному росту взяться?? А ведь качество современной иконы требует роста, разве нет? Так может быть нужно побольше обсуждений, худсовет, так скажем, интернетный, ведь от этого ничего кроме пользы... Ну это так, лирика.
      Я не так давно ПИШУ на форуме, а вот ЧИТАЮ уже давненько, чуть ли не с первых дней. Икон Дмитрия, соответственно, видел много.
      Такое ощущение, что у Вас в творчестве, уважаемый Дмитрий, как будто наметился некий регресс... или может это прогресс, только не всем понятный..? Например, глядя на Жировицкую икону, первое, о чём хочется спросить - а как быстро это написано? Ощущение, что быстро... или же на украшение полей все силы ушли, а на сам образ пороху уже не хватило.
      Видно, по сравнению с Вашими старыми работами, что Вы  потихоньку отходите от строгой манеры, пробуете работать в новых стилях, и вот тут-то, на мой взгляд, Вы и попадаетесь в ловушку, в которой оказываются большинство современных иконописцев - вместо своего стиля появляется "бесстильность" или "разностилье", или, по-простому - "винегрет" из кучи заимствований. Вот, к примеру, последняя выставленная работа - "Анастасия, Святослав, София и Анна Кашинская" - тут всё есть - чеканные поля и фон наводят на мысль о фряжской манере конца XIX века, лики (у меня, по-крайней мере, на всех Ваших иконах) вызывают ассоциации с древней бессанкирной Византией, и даже от палехской шкатулки что-то здесь я умудрился разглядеть Smile
      Золотопробельное письмо на одеждах вызвало отторжение - ведь оно должно показывать объём фигуры, это не просто красивая штриховка на одежде. Для примера рассмотрите хотя бы фигуру Богоматери в правом верхнем углу, даже НЕхудожнику понятно, что должны быть световые пятна  (скорее всего, на плече, груди, голове) и места, где пробел постепенно уходит в тень (живот, подмышка, дальнее от зрителя плечо).  А что мы видим на Вашей работе? Вся фигура покрыта равномерной золотой штриховочкой. Для сравнения привожу картинку (не взыщите за качество, беру что под рукой) - это фото с иконы всех образов Богоматери, сама фигура с ладошку детскую размером, но световую "распятновку" всё же мы видим. И тут переходим ещё к одному, чего всем современным иконописцам, по моему мнению, не хватает... тонкости письма, да. Письмо (особенно на Жировицкой иконе) "лохматенькое". Может это стиль такой... авторский?
       Напоследок вспомнилось, из книги Е. Вихрева "Палех" (недавно перечитал и вот, навеяло...  Smile  )
        «В наше искусство нужно вот что, чтоб его поднять на высоту -  говорит один из старых иконописцев, "отцов-основателей" лаковой миниатюры И.П. Вакуров - дать мастерам материал, экскурсии по историческим памятникам. Старые мастера ещё что-то видели, живши по городам. А молодым, если этого не дадут, то они не будут, как старые мастера».  
      Это я к тому, что свой стиль - это хорошо. Но чтобы его выработать, (и мне кажется, что Дмитрию именно это нужно) надо очень и очень много НАСМАТРИВАТЬ старых икон, переосмысляя и перерабатывая по-новому, тогда может быть, что-то интересное и родится...
     Вот так, может быть, сумбурно немного, ну уж как написалось, так написалось. Простите, если что  Smile
      Да, забыл, а плюсы-то как же, неужели нет? Есть, конечно - мне, например, в работах Дмитрия импонирует "жизнерадостная", но при этом, не слишком яркая цветовая гамма.

      P.S. На всякий случай, предваряя реплики "а ты сам-то так сможешь..?" сразу честно отвечу - нет. Говорю не как художник, а как зритель, в дипломе у меня написано что-то ооочень далёкое от иконописи. А уж в "трудовой" ещё более далёкое... Так что могу и ошибаться, любитель всё-таки Smile
Файл № 661 892
WP_20191014_041.jpg
768.94 KB   •    97
LESNIK
Регистрация: 09.05.2011 Сообщения: 1182 Откуда: Краснодарский край
Сообщение   Сообщение № 1283957 • 05 Дек 2019 18:00
Есть, конечно, ощущение, что до-личному уделено гораздо больше и труда, и внимания, но, часто встречается, что и через до-личное кто-то может убедительно говорить о Царстве Христа.

Я тоже не совсем правильный как художник, выскажу мнение как христианин: в иконах Дмитрия есть главное - хорошее, трепетное, живое начало. Они не шаблонные, не мертвые, чего теперь встречается везде вдоль и поперек, причем, любого проф. качества. В них есть жизнь. Пожелал бы сохранять и умножать эту сторону своих работ.

В последней иконе буквально ощущаешь - присутствует Радость, Торжество даже, - это очень трудно передать даже когда очень хочется и стараешься.. иногда кажется, что эти категории подлинно передаются, так сказать, только "вместе с кровью", с духом, никак иначе. По мне, это органическая и самая важная часть стиля.

По технической стороне работы, показалось, что лики как бы излишне выбелены, возможно это нюансы фотосъемки или цветопередачи, может быть ход художника. Чисто субъективно, есть желание лессирнуть их смесью охры и санкиря - но это нюансы чисто своей колокольни.

Вячеслава поддержу, да, хорошо бы побольше высказываний и конструктивной критики, иногда и поддержки, без этого мы вряд ли будем расти.

Дмитрию - успехов и много работы! И почаще оставлять на форуме свои полезнейшие и содержательные отзывы.
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1401 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1284726 • 07 Дек 2019 00:42
Вячеслав. Да. По большей части Вы правы. Золотопробельное я не умею писать. Но, как кажется, врубаюсь потихоньку, раньше еще хуже было. Со стильностью есть такое. Не люблю я стильности, ограничивает, что ли...
А жировицкая маленькая просто. Да, быстро писана. Но она имеет радость в себе, за что и люблю ее, потому и выставил.
Вообще здесь я  вещи выкладываю такие, чтоб пожурили меня, это бодрит.

Лесник, добрая душа. Благодати тебе молитвенно желаю, ангела в помощь, как Алипию Печерскому. Спасайся, брат!

_________________
Спаси Господи
Иван 1980
Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 1968 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение   Сообщение № 1284867 • 07 Дек 2019 14:39
Vyacheslaw писал(а):

     Такое ощущение, что у Вас в творчестве, уважаемый Дмитрий, как будто наметился некий регресс... или может это прогресс, только не всем понятный..?
      Видно, по сравнению с Вашими старыми работами, что Вы  потихоньку отходите от строгой манеры, пробуете работать в новых стилях, и вот тут-то, на мой взгляд, Вы и попадаетесь в ловушку, в которой оказываются большинство современных иконописцев - вместо своего стиля появляется "бесстильность" или "разностилье", или, по-простому - "винегрет" из кучи заимствований.


То, что Дмитрий отходит от жесткой манеры письма - согласен. Но итог тоже становится очевиден - он стал писать мягче. Иконы перестали быть холодными и выверенными, а стили теплее и динамичнее.
Что касается разностилья... У иконописца есть 2 способа жизни: как искусство и как ремесло. Ремесло требует повторения одних и тех же приемов, одного и того же рисунка. Пресловутое современное Софрино (то, что делают под заказ) - это ремесло. Но если мы копнем поглубже в века, то и Палех - это ремесло,  а Холуй - тем более. Так что ремесло - это очень даже хорошо и красиво. Но всегда одно и то же. Второй путь - это работа иконописца-художника. То есть не просто повтор приемов и рисунка, а осмысление того, что ты делаешь. Нужны ли иконописцу-художнику ремесленые навыки? Да. Но он - не только они. Потому что требуется еще свободная манера письма и рисунка. Дионисий расписал все Феропонтово за 35 дней! И подошел к этому как художник - написано легко, со знанием материала и пропорций.
Никто не становится мастером сразу. Поэтому часто путь лежит сначала через ремесло, а потом, если человек хочет идти дальше - уже в искусство.
То, что сейчас пишет Дмитрий  - это как раз тот этап, когда от ремесла уже ушел (заученных приемов) и двигается к художественному осмыслению. В Церкви это называется  "икона как молитва". Я считаю такое движение у иконописцев не только признаком смелости (приходится уходить с насиженных приемов), но и рпизнаком художественной зрелости. Что касается скорости письма - при переходе от ремесла к искусству она значения имеет небольшое. Что смог Дмитрий, то и написал. Иногда и большую вещь напишешь бысто, а иногда и с мелочью возишься под микроскопом.
В любом случае его последние работы мне нравятся больше, чем первоначлаьные. Они живее и мягче. И мастер осваивает новые средства выражения - это здорово.
Так что, Дмитрий, желаю вам дальше двигаться по намеченному вами пути. Рост в письме заметен - мягче цвет, свободней и плавнее линия, уход от в сторону свободных форм и композиции. Здорово.

_________________
Иконы и книги - http://iconandbook.ru
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1401 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1285792 • 09 Дек 2019 10:17
Иван, благодарю за добрые слова. Спаси Вас Христос!
На самом деле умение удержаться в определенном стиле -- прекрасно и достойно. И с этим умением у меня проблемы, к сожалению. Убедительно сочетать то что кажется уместным, хотя бы из разных стилей, -- мне удается более или менее. Но четко выдержать стиль от и до -- иногда это требуется, а я со своим художественным осмыслением просто огорчаю людей, предлагая не то что им надо было.

Вот случай был -- надо было Порт-Артурскую икону Божьей Матери написать, конкретный образ, который Батюшка давно любит. Там чеканный фон золотой, фряжское письмо, Господь Саваоф с развевающимися одеждами, херувимы без нимбов, понятно в общем. Я предложил написать более по византийски Ветхого Денми и Ангельские чины, и с живописным фоном (побоялся делать золото такое, а зря). Рисунок утвердили. Написал, отвез -- а радости нет. Через некоторое время попросили переписать верх полностью, максимально приблизив к образцу. Пришлось сделать. Ну и радость была велия, все довольны.
Файл № 662 883
Portarturskaia.jpg
1.31 MB   •    123


Это как сначало написал.
Файл № 662 882
IMG_20190619_180832.jpg
1.43 MB   •    106


То что в результате вышло. руки не дошли отснять нормально, уж простите.
Файл № 662 884
Portarturskaia-obrazBM.jpg
1.16 MB   •    101


Образец

_________________
Спаси Господи
Иван 1980
Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 1968 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение   Сообщение № 1285872 • 09 Дек 2019 13:51
Дмитрий, тут не столько в стиле дело, сколько в цвете фона. Поскольку золото с фона убрали, вы ушли в нежный колорит. А заказчик попросил уйти в мощный (синий с золотом). А синий с золотом - это как Византия. Так что переписанный образец у вас стал больше византийским.

_________________
Иконы и книги - http://iconandbook.ru
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1401 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1285883 • 09 Дек 2019 14:25
В Ваших словах есть очень важная мысль, которая многое объясняет. Но мне она ранее не приходила на ум.

_________________
Спаси Господи
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 415
Сообщение   Сообщение № 1285891 • 09 Дек 2019 14:45
Dimitr писал(а):
На самом деле умение удержаться в определенном стиле -- прекрасно и достойно. И с этим умением у меня проблемы, к сожалению. Убедительно сочетать то что кажется уместным, хотя бы из разных стилей, -- мне удается более или менее. Но четко выдержать стиль от и до -- иногда это требуется, а я со своим художественным осмыслением просто огорчаю людей, предлагая не то что им надо было


Самое лучшее - начать вырабатывать СВОЙ стиль, но этот путь тяжёл, тернист и долог. Рублёв он потому и стал Рублёвым, что не просто очень хорошо копировал византийские образцы, а переосмыслил и переработал их по-своему.
   Сейчас мало кто идёт этим путём, поэтому большинство современных икон или просто копируют какой-либо стиль, либо вовсе "бесстильны", т.е. "винегрет" из заимствований (вот здесь об этом убедительно говорили https://m.youtube.com/watch?v=9XTMrrAnqEg#menu на 9мин 30сек примерно)
Иван 1980
Регистрация: 28.04.2015 Сообщения: 1968 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение   Сообщение № 1285907 • 09 Дек 2019 15:22
Dimitr писал(а):
В Ваших словах есть очень важная мысль, которая многое объясняет. Но мне она ранее не приходила на ум.


Пользуйтесь на здоровье. К сожалению, про нежный, мощный, нейтральный и колорит Славы Господней в иконописных школах не рассказывают. Об этом немного упоминают в классических художественных вузах. Хотя должны бы давать всем в рамках цветовой композиции.

_________________
Иконы и книги - http://iconandbook.ru
Dimitr
Модератор
Регистрация: 01.11.2007 Сообщения: 1401 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1286251 • 10 Дек 2019 00:30
Vyacheslaw писал(а):
начать вырабатывать СВОЙ стиль

У меня нет таких задач. Я хочу писать, чтоб было хорошо. И мне и людям. С Божьей помощью, так и происходит. А стиль -- это важно, когда он есть данность. Вот Палех. Вот Синай. Вот Мстера, Ветка и проч. А я кто такой чтоб мой стиль имел ценность? Это скорее обуза. Надо вот так написать, а я пишу вот эдак, бо мой стиль таков.

_________________
Спаси Господи
Vyacheslaw
Регистрация: 03.07.2018 Сообщения: 415
Сообщение   Сообщение № 1286409 • 10 Дек 2019 12:06
Ну что ж, каждому, как говорится, своё. Ремесленный подход тоже имеет право быть Smile
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2023 phpBB Group