Выставка «Всё остается людям», открывающаяся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева к 60-летию известного коллекционера Виктора Бондаренко, уже третий по счету организуемый им большой проект, посвященный теме русской иконы. Две предшествующие выставки «И по плодам узнается дерево» и «Иконопись эпохи династии Романовых» экспонировались в Государственной Третьяковской галерее в 2003 и 2008 годах.
Новый проект охватывает хронологический период в истории русской иконописи с рубежа XVI-XVII веков по 1929 год. Всего на выставке экспонируется 125 произведений. Среди них большую часть составляют памятники Нового времени, которые долго не привлекали к себе интереса со стороны науки, поскольку не считалась явлением искусства. В последние годы эпоха пренебрежения этим материалом закончилась, и началось его активное изучение и коллекционирование. Свой весьма существенный вклад в привлечение внимания к поздней иконе внес своей собирательской деятельностью и Виктор Бондаренко.
Русская иконопись XVII-XX веков представлена на выставке как яркими и показательными произведениями высокого художественного уровня, так и памятниками, которые восполняют белые пятна в наших знаниях о иконописи этого времени, дополняют и делают более объемным представление о всем ее многообразии. Среди произведений XVII столетия особое место занимает комплекс из восьми икон праздничного ряда иконостаса 1680-х годов, созданный мастерами Оружейной палаты, который удивляет неожиданной остротой своего художественного решения, значительно расширяя устоявшиеся представления об искусстве царских изографов.
Произведения XVIII-XIX веков, включенные в состав юбилейной выставки, помогают воссозданию целостной картины русского иконописания Нового времени, когда в России возникло множество новых иконописных центров. Далеко не все они изучены, некоторые еще не выявлены и ждут своих исследователей. Собрание Виктора Бондаренко дает представление как о хорошо, так и мало известных центрах: Ярославле, Костроме, Твери, Угличе, Нерехте, Палехе. О всем спектре старообрядческой иконописи Нового времени свидетельствуют произведения мастеров Мстёры, Выга, Романова-Борисоглебска, Павлова на Оке, Сызрани, Гуслиц. Экспонаты выставки порой вносят важные коррективы в уже имеющиеся представления о художественной специфике отдельных центров позднего иконописания.
Как и в двух предшествующих проектах собирателя, среди представленных в новой коллекции произведений много подписных икон, которые являются важными вехами в истории иконописи. Виктор Бондаренко одним из первых среди коллекционеров осознал всю важность таких памятников для науки и сознательно уделяет им особо пристальное внимание. В его собрании находятся иконы, подписанные как уже именитыми мастерами так и теми, чьи произведения были ранее неизвестны. Это столичный иконописец, крепостной графов Шереметевых Михаил Фунтусов, один из ведущих костромских мастеров XVIII века Иван Липин, его современники Иван Буренин из Углича и Михаила Пастух из Нерехты, безрукий художник конца XIX, начала XX векм Григорий Журавлев из Самары и др. Целым рядом имен представлена иконописная традиция Палеха, Мстёры и Москвы рубежа XIX-XX веков - Н.М. Софонов, И.И. Парилов, И.В. Брягин, А.И. Цепков, А.И. Суслов, М.И. Дикарёв, А.И. Тюлин, Я.Е. Епанечников, В.П. Гурьянов, А.Я. Вашуров, Н.С. Емельянов.
Хронологически выставку завершает копия с древней чудотворной иконы Богоматери Владимирской, выполненная в 1929 году реставратором древнерусской иконописи А.И. Брягиным. Созданная уже в эпоху советской власти, она предназначалась для участия в выставке-продаже русской иконописи, проходившей в Европе и Америке в 1929-1931 годах. Долгие годы местонахождение этой копии, которая уже сразу после своего создания была оценена по достоинству профессионалами, было неизвестно. Символично, что она была подарена Виктору Бондаренко на его день рождения, после чего обрела новую жизнь в науке и истории иконописи.
Свой новый проект Виктор Бондаренко назвал «Все остается людям». Его деятельность по собиранию, публикации, экспонированию и популяризации русской иконописи носит общественный характер. Воспринимая икону прежде всего как национальное искусство, он стремится к тому, чтобы она как художественное явление была по-достоинству оценена современным обществом во всем своем многообразии и полноте, в какую бы эпоху она ни была создана.
Материалы анонса предоставлены Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.