Случайно в одном книжном магазинчике Зеленограда наткнулся вот на какую книгу:
Высокий русский иконостас / Сост.Т. Н. Кудрявцева, В.А.Фёдоров.
М.: Издательство «Пульс», «Патриаршие пруды», 2004.
208 стр. + 32 цв. табл. Тираж не указан. Цена 397 руб.
ISBN 5-93486-043-7
Книга выпущена по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
Издание одобрено Искусствоведческой комиссией Московского Патриархата и рекомендовано Государственным предприятием институтом по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» и Академией архитектурного наследия в качестве учебного и научно-методического пособия для выполнения реставрационных и проектных работ при строительстве и восстановлении иконостасов православных храмов.
Издание содержит большое количество черно-белых иллюстраций в тексте.
Аннотация от издательства:
Книга представляет сборник исследований, посвященных теме высокого русского иконостаса как явления православной культуры. Публикуемые работы известных церковных ученых Н. А. Сперовского, Н. И. Троицкого и Л. А. Успенского посвящены истории формирования высокого иконостаса, особенностям его архитектурного построения, иконографического содержания и символического значения в интерьере храма. Издание может быть полезно для широкого круга специалистов, занимающихся возрождением современного церковного искусства.
Содержание
Предисловие [5]
Архиепископ Димитрий (Сперовский) [Краткая биографическая справка] [7]
Сперовский Н. А. Старинные русские иконостасы [9]
Н. И. Троицкий [Краткая биографическая справка] [135]
Троицкий Н. И. Иконостас и его символика [137]
Л. А. Успенский [Краткая биографическая справка] [163]
Успенский Л. А. Исихазм и расцвет русского искусства [165]
О современных проблемах сооружения иконостасов [179]
Приложения [197]
Предисловие
Минувшее тысячелетие жизни русского православного государства оставило нам богатые традиции и высокие образцы церковной архитектуры и искусства. Однако, возвращенные сегодня Церкви, многие храмы полностью лишены своего убранства. Нередко по крупицам удается собрать сведения об их историческом облике. В настоящее время перед Русской Церковью стоит задача воссоздания не только внешнего вида, но и интерьера храмов, в котором главное значение имеет иконостас.
В современной искусствоведческой литературе до сих пор не появилось публикаций, которые бы подробно и систематически объясняли устройство иконостаса, всех его чинов, особенности их иконографии. Исследования по отдельным вопросам (в основном о происхождении иконостаса, с реконструкцией древнейших алтарных преград), научные атрибуции конкретных памятников не восполняют недостатка обобщающих работ по раскрытию смыслового содержания и архитектурных систем построения иконостасов в целом.
Вместе с тем, в конце XIX — начале XX века в русской церковной науке уже существовали труды по данной теме. Как нам представляется, они не утратили научного и практического значения и содержат необходимую системную канву знаний об устройстве и символике русского высокого иконостаса, которая может дополняться и развиваться современными разработками определенных вопросов.
Ставший хрестоматийным труд Н. А. Сперовского (впоследствии архиепископа Димитрия) «Старинные русские иконостасы» является его кандидатским сочинением, написанным в 1891 году, по окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии, под руководством известного историка искусства, профессора Н. В. Покровского. Работа включает подробный обзор истории развития иконостасов с XIV до конца XVII века, описание их многоярусной структуры, сложившейся к концу XVI — XVII векам. Выводы сделаны на основе изучения многочисленных летописных и документальных сведений, а также известных автору древних памятников, большинство из которых в настоящее время утрачено.
Статья Н. И. Троицкого «Иконостас и его символика» посвящена раскрытию богословского смысла иконостаса как образа Царства Небесного. Она относится к ранним работам ученого по символике иконостаса и его связи с общей символической идеей православного храма (последняя подробно разбирается в статье «Христианский православный храм в его идее», 1916 г.). Автор ставит вопрос: что было в основе всего исторического пути развития русского иконостаса и послужило причиной образования его столь определенного вида? И отвечает с той же точностью и конкретностью: святоотеческое понимание общей идеи православного храма и тесная связь со смыслом православной литургики.
В современном процессе возрождения Православия в России, к сожалению, заметны тенденции, прямо или косвенно отрицающие необходимость преемственности сложившихся на протяжении столетий чисто русских традиций церковного искусства. Имеются ввиду и «невинные» увлечения провизантийскими низкими алтарными преградами, и неоправданное сокращение числа ярусов икон, и более опасное направление обновленчества (под девизом возвращения к простоте и высокой духовности первохристианских общин). Плодом последних является, в частности, стремление открыть алтарь для взора молящихся (по католическому образцу), заменив Царские врата и двери диаконника и жертвенника решетчатыми воротами. Размышления Н. И. Троицкого о принципиальном различии предалтарной преграды в католических храмах и высокого православного иконостаса остаются актуальными и достаточно убедительными.
В публикуемом фрагменте книги Л. А. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви» также объясняется значение русского многоярусного иконостаса как вершины развития православного искусства и литургической жизни Церкви, с высоким богословским смыслом, возникшим в процессе исторического развития русской культуры.
В заключительной редакционной статье ставятся проблемы, требующие обсуждения и решения в современной практике церковной жизни. В приложении помещены фрагменты некоторых сохранившихся описей древних иконостасов и ряд современных проектов — примеров творческого применения издаваемых источников.
Тексты публикуются в современной русской орфографии и пунктуации, с сохранением особенностей авторской стилистики. Сноски приводятся по принятым в настоящее время правилам библиографии, основная часть цитат сверена и выправлена по оригиналам. Пояснения составителей заключены в квадратные скобки, авторские примечания в цитатах — в угловые. Тексты из Священного Писания в некоторых случаях воспроизводятся на церковнославянском языке (для удобства использования иконописцами при составлении надписей). На полях помещены комментарии составителей. Ими же подобраны иллюстрации, отсутствующие в оригиналах.
Цель данной книги — дать теоретическое и практическое руководство которое помогало бы всем работающим над созданием новых и восстановлением старых иконостасов учитывать имеющийся богатый опыт Православной Церкви.