Наверх (Ctrl ↑)

Антиминс

WAW
Регистрация: 07.04.2005 Сообщения: 226 Откуда: Киев
Сообщение   Сообщение № 685 • 31 Авг 2005 14:09
Господа форумчане!
Есть ли у кого-нибудь изображение на Антиминсе хорошего (а лучше очень хорошего) качества. Очень и очень надо.

_________________
Веберов Александр
г. Киев.
Xenia
Регистрация: 30.08.2005 Сообщения: 49 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 689 • 31 Авг 2005 16:33
Дайте-ка вспомнить хоть что это такое Smile
WAW
Регистрация: 07.04.2005 Сообщения: 226 Откуда: Киев
Сообщение   Сообщение № 690 • 31 Авг 2005 16:50
Вот те здрасте! [url] http://www.days.ru/Life/life2135.htm [/url]

_________________
Веберов Александр
г. Киев.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 691 • 31 Авг 2005 20:31
Перерыл сначала дома все альбомы, где могло бы быть представлено лицевое шитье. Ан ничего не нашел. Совершенно случайно наткнулся на печатные антиминсы в следующем издании:

Духовные светочи России.
Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII — начала XX веков.
М, МСД, 1999.

Там в каталоге приведено несколько антиминсов из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии (ЦАК МДА).

Там же в одном из примечаний дается довольно развернутая информация по антиминсам (стр. 84). Цитирую ее полностью:

=====
Антиминс (от греч. "анти" и лат. "менса" — вместопрестолие) — четырехугольный плат с частицами мощей, на котором совершается Евхаристия; имеет значение алтаря, жертвенника.

Используется с первых веков христианства. В древности имел двойное назначение: заменял освящение храма архиереем и удостоверял, что богослужение совершается с разрешения епископа. Антиминсы бывают подвижные, то есть переносные, используемые во время военных походов или в домовых церквях, устраиваемых на ограниченное время, и неподвижные, предназначенные для конкретного храма.

На Руси антиминсы известны, видимо, со времени принятия христианства, самый древний относится к XII в. Первоначально употреблялись на престолах, которые архиерей не имел возможности освятить. Московский собор 1675 г. постановил возлагать антиминсы на все престолы, поэтому количество их с этого времени резко возросло.

Антиминсы первоначально изготовлялись из холста, в XVII в. изредка встречаются шелковые, а с начала XVIII в. использовался атлас белого или желтого, реже голубого, розового и оранжевого цветов. В 1862 г., по предложению святителя Филарета (Дроздова), наряду с непрочными атласными было разрешено применять холщовые антиминсы. Холст в качестве антиминсной ткани был выбран не случайно: "ибо лен из земли, как и гроб Христов был на земле", — писал св. Симеон Солунский в XV в.

На древних антиминсах в центре помещался Голгофский крест, по краям надпись: кем, когда и в какой храм освящался антиминс. Рисунок был неустоявшийся: крест мог быть четырех-, шести-, семи- или восьмиконечным, иногда добавлялись ступенчатое подножие с главой Адама и орудия страстей — копие и трость с губой. Текстовая часть также не регламентировалась, иногда антиминс состоял из одной надписи, без рисунка. Для изображений и текста использовались чернила.

Во второй половине XVII в., с развитием гравирования, изображение на антиминсе было унифицировано. Оно печаталось черной краской с деревянных, медных или оловянных гравированных досок. Сначала традиционно рисовался крест, знаменуя искупительную жертву Спасителя. В московских печатных антиминсах в среднике использовалась композиция "Положение во гроб", поскольку при совершении литургии, находясь непосредственно под Святыми Дарами, антиминс символизировал плащаницу, в которую было завернуто тело Спасителя при положении во гроб. В углах помещались образы евангелистов как основателей Христианской Церкви (или их символы), они часто изображались на греческих антиминсах XV в. По сторонам с XVIII в. стали изображать орудия страстей.

Вокруг средника помещались печатный и рукописный тексты. Вверху удостоверялось назначение антиминса: "ЖЕРТВЕННИК БОЖЕСТВЕННЫЙ И СВЯЩЕННЫЙ, ОСВЯТИСЯ ЧЕРЕЗ САМОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ, ОСВЯЩЕН БОЖЕСТВЕННОЮ БЛАГОДАТИЮ ВСЕСВЯТАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО ДУХА" (рубеж XVIII в.). По бокам обозначалось, куда и кем выдавался антиминс: "ИМЕЕТ ВЛАСТЬ СВЯЩЕННОДЕЙСТВОВАТИ ВО ХРАМЕ..." — от руки писалось название храма; "СВЯЩЕННОДЕЙСТВОВАН ПРЕОСВЯЩЕННЫМ" — было напечатано имя и титул архиерея. Внизу пояснялось: "СИЕ БЫСТЬ ПРИ ДЕРЖАВЕ ВЕЛИКАГО ГОСУДАРЯ НАШЕГО ЦАРЯ, И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ" с указанием имени, "ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ, и МАЛЫЯ, и БЕЛЫЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА". Уточнялось, при каком патриархе совершилось освящение и в какое время: "ЛЕТА МИРОЗДАНИЯ", "ОТ РОЖДЕСТВА ЖЕ ХРИСТОВА", "ИНДИКТА", "МЕСЯЦА" "В ... ДЕНЬ". Дата вписывалась от руки чернилами в специальном месте. Часто внизу или вверху, на лицевой стороне или на обороте архиерей ставил свою подпись.

Новые антиминсы выдавались в храм вместо старых при осквернении его язычниками или еретиками, в случае перестройки, если ставился новый престол или церковь освящалась в другое имя. Старые антиминсы в этом случае оставались на престоле под новыми; в XVIII в. их стали отсылать в ризницы кафедральных соборов или домовые архиерейские церкви. В 1842 г. Синод приказал составить реестр древних антиминсов и хранить их в неприкосновенности.
====

В данном сообщении прицеплена фотография следующего антиминса:

Кат. № 76
Священнодействован в 1798 году Гавриилом (Петровым), митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским.
Розовый шелк, гравюра на меди (офорт), 48.5х54.5
ЦАК МДА РП 3(а)

Антиминс исполнен по рисунку синодального живописца Алексея Антропова в 1775 году, доска награвирована в 1783 г.
Файл № 288
076_hires_jpg_low.jpg
305.82 KB   •    405


Антиминс. Кат № 76. 2300х1700 пикс.
Файл № 289
076_lores.jpg
56.95 KB   •    272


Облегченная версия снимка антиминса № 76. 700х520 пикс.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18499 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 692 • 31 Авг 2005 22:13
Вот еще один антиминс.

Кат. № 72.
Священнодействован в 1758 году Арсением (Мацеевичем), митрополитом Ростовским и Ярославским.
Холст, гравюра на олове, наборный текст (на картушах)
45.5х49.5
ЦАК МДА РП 2(а)

Загрузить "тяжелую" версию снимка на форум не получается - спасибо отвратительному качеству связи Билайна. Но по ФТП закачалась, поэтому посмотреть ее можно тут:
http://www.icon-art.info/img/forum/072_hires_jpg_low.jpg [270 кб].

Облегченную версию цепляю здесь.
Файл № 290
072_lores.jpg
66.1 KB   •    281


Антиминс. Кат. № 72. Облегченный файл (700х520 писк.)
NGeo
Регистрация: 11.03.2005 Сообщения: 119 Откуда: Грузия
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 696 • 01 Сен 2005 11:24
NGeo, спасибо за ссылки!

Я нашёл два:
Файл № 292
16.jpg
186.4 KB   •    1745


Музей Свято-Киккского монастыря
Файл № 291
47.jpg
102.67 KB   •    359


1741.
Павел Игнатьев Белопольский.

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
WAW
Регистрация: 07.04.2005 Сообщения: 226 Откуда: Киев
Сообщение   Сообщение № 697 • 01 Сен 2005 11:36
Премного всем благодарен!
Ссылки замечательные. В ближайшее время буду отдавать что-то из этого художнику под шелкотрафарет. Отдельное спасибо Илье, кое что из информации про антиминс я чуть было не пропустил.

_________________
Веберов Александр
г. Киев.
Xenia
Регистрация: 30.08.2005 Сообщения: 49 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 700 • 01 Сен 2005 13:23
Большущее спасибо, Илья, за столь исчерпывающие справочные материалы.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group