Наверх (Ctrl ↑)

иконa Спас Благое Mолчание

Jolanta
Регистрация: 03.06.2005 Сообщения: 1 Откуда: Kretinga, Lithuania
Сообщение   Сообщение № 335 • 16 Июн 2005 13:31
Помоготе найти описание иконы Спас Благое Mолчание на русском языке. Спасибo
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18490 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 336 • 16 Июн 2005 15:00
Приведу полное описание по следующему каталогу:

София Премудрость Божия / Каталог выставки русской иконописи XIII-XIX веков в ГТГ. М., Радуница 2000.

Там подобная икона приводится под кат. № 16, стр. 78-79.

Спас Благое Молчание
XIX век. Поморское письмо (?)
Происходит из Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения, куда была передана Святым Синодом
ГИМ, инв. № 85796 (ДРЖ); И VIII 4263


Иисус изображен в образе ангела со скрещенными на груди руками. Изображение поясное. Нимб круглый, крестчатый, с вписанным в него восьмиконечным малиново-голубым нимбом, на концах которого расположены греческие буквы монограммы в значении «Сущий», что символизирует двоякий смысл изображаемого образа Христа — сотериологический (крест) и софиологический (восьмиконечный нимб).

Христос облачен в светлые (белые), сияющие золотой разделкой одежды, украшенные широкими золотыми оплечьем и каймами, с изображениями драгоценных камней и жемчуга. Волосы, разделенные на длинные двойные пряди, симметрично спадают на плечи. На золотом фоне витиеватой вязью исполнена красная надпись.

Икона представляет один из сравнительно поздних (не ранее конца XV века), редких и сложных для истолкования иконографических типов Христа.

Иконография иконы восходит к самому раннему образу этого типа — фреске московского Успенского собора (1481 или 1513–1515), расположенной на алтарной преграде над входом в северный Петропавловский придел и относящейся к ряду преподобных, изображенных на преграде. Граф А. С. Уваров, в связи с открытием этих фресок в 1882 году, предположил, что образ Спаса Благое Молчание представляет собой особый иконографический сюжет, имеющий близкое отношение к изображению Христа Ангела Великого Совета (основанного на тексте библейских пророчеств (Ис. 9:6; Мал. 3:1) и его толкованиях) и привлек внимание еще к некоторым изображениям этого типа на фресках Новодевичьего монастыря (1666, на основе программы 1598 гг.) и иконах XVI–XIX веков. Однако в нашей иконе появляется ряд существенных отличий от своего прототипа (крылья, восьмиугольный нимб, украшенная одежда), раскрывающих символический подтекст, на который фреска Успенского собора лишь намекает своим названием и расположением вблизи от входа в жертвенник. Однако именно кремлевская фреска является ключом к пониманию данного сюжета.

Основой для толкования символического содержания образа Спаса Благое Молчание являются также библейские пророчества (Ис. 42:2, 53:7; Пс. 141:3). «Он изъязвлен был за грехи наши... и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы... и Господь возложил на Него грехи всех нас... как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5–7). Текст этого пророчества произносит священник при изъятии «агнца» из просфоры на проскомидии, происходящей в жертвеннике. Такое сопоставление позволяет истолковать образ юного Христа-Ангела, облаченного в белые одежды, как символ света истины, чистоты, нетленности плоти Христа (Откр. 7:9–17; Мф. 17:2–3), как образ Христа-Агнца, Предвечного Логоса-Эммануила, воплотившегося, чтобы взять на себя грехи мира, «пострадать за нас плотью» (1 Петр. 3:4) и явить нам образ жертвенной самоотреченной покорности и сыновнего послушания «даже и до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:Cool. На это указывает и жест его скрещенных на груди и словно поднесенных к сердцу рук. Это жест смиренного принятия благодати Божией, евхаристический жест причастника. Он также напоминает о Христе, которого в сценах «Шествия на Голгофу» изображали с крестообразно связанными руками: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7).

На иконе эта тема получает дальнейшее развитие, вбирая в себя те иконографические новации, которые появлялись в изображениях Спаса Благое Молчание в последующие эпохи (XVII–XIX вв.). Таким новшеством можно назвать появление крыльев и восьмиконечного нимба, являющихся иконографическими атрибутами Святой Софии Премудрости Божией как символа воплощения Логоса, который, как Мессия, может быть назван ангелом, т.е. посланником Божиим (Ис. 9:6; Мал. 3:1; Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4, 4).

Иконографическая традиция изображения Христа как Ангела Премудрости получает свое развитие в палеологовскую эпоху. Однако в иконографии «Спаса Благое Молчание» они не сливаются, как в образе Софии-Ангела, а остаются лишь совмещенными, обогащая символический подтекст изображения.

Важным элементом иконографии данной иконы является и одежда Христа. Белые одежды присущи также ангелам как символ их чистоты и бесплотности, возвышенности, особенно когда они предстоят престолу Господнему. Одежды Спаса на нашей иконе могут быть интерпретированы и как белый стихарь (левкион) — символ пречистой плоти Христа, его Преображения и Воскресения. Недаром при облачении священника в стихарь поется: «Да возрадуется душа моя, о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждею веселия одея тя» (Ис. 61:10). Вместе с тем шитые украшения стихаря (поручи) означают узы Христовы, когда, связав, повели его к Каиафе и Пилату, а пояс — дарование архиерею силы Божией.

В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса — Премудрости Божией, и жертвы Христовой — Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

Автор статьи — Т. Толстая
Файл № 3
Sophia2000_016_lores.jpg
25.88 KB   •    441


Икона «Спас Благое Молчание». XIX в. (ГИМ, инв. № 85796 (ДРЖ); И VIII 4263)


Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:48), всего редактировалось 3 раз(а)
Алексей (aka Nesusvet)
Регистрация: 09.06.2005 Сообщения: 10 Откуда: г. Королев
Сообщение   Сообщение № 337 • 16 Июн 2005 15:03
если только статья из словарика http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/g_st.htm#blag_mol

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ - иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, до прихода к людям, как юношу с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди. Нимб восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида).

икона: http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/s_020.htm
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18490 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 338 • 16 Июн 2005 15:23
Есть еще книжка
Припачкин И.А.
Иконография Господа Иисуса Христа.

М., Северный Паломник, 2001.

Там подсмотрел следующее замечание (стр. 129-134, илл. 67-69):

Этот тип икон известен в ДВУХ вариантах:
1. Спаситель в образе ангела. Руки сложены у груди раскрытыми ладонями вовнутрь. Облачение — далматик, украшенный лором и оплечьем. Нимб в форме восьмиконечной звезды.
2. Спаситель имеет юношеский облик. Композиционная схема повторяется. Облачение напоминает далматик.

В качестве примера второго извода приводится вот какая икона:
Файл № 4
Pripachkin2001_69_lores.jpg
54.83 KB   •    357


Спас «Благое Молчание». Середина XVI века. Макарьевские мастерские


Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:46), всего редактировалось 1 раз
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14226 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 339 • 16 Июн 2005 17:11
Добавить практически нечего... Smile
Вот разве что ещё извод этой иконы:

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©


Последний раз редактировалось: Иван (09 Апр 2014 10:58), всего редактировалось 1 раз
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18490 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 340 • 16 Июн 2005 17:39
Полагаю, комментарий из упомянутой выше книги И. А. Припачкина почитать будет тоже небезынтересно:

Иконография сложилась в XVI веке. Н. В. Покровский считал ее появление случайностью, вызванной «домыслами и толками» древнерусских книжников, вписавших в икону «Благого молчания» имя Христа [Покровский Н. В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии, СПб., 1909, с. 97]. Если такая инициатива действительно имела место, — то не совсем неоправданно. К примеру, в третьей песне Канона Пресвятой Богородице Христос назван «начальником тишины». Тип характерен для моленных икон XVII–XVIII веков.

Единого толкования иконы не существует. Она рассматривается в связи с явлением Бога пророку Илие в легком дуновении ветерка (3 Цар. 19:12). Затем — как выражение молчаливого смирения, с каким Христос перенес страдания и смерть. Действительно, Сын Божий был послан людям Богом Отцом, и в этом смысле Он посланник — мысль, выраженная Его ангельским ликом. Он следует воле Отца, со смирением и безропотно принимает поругание и казнь: «...как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» (Ис. 53:7; Деян. 8:32). Староверы принимали икону за олицетворение старообрядчества, вынужденного безмолвствовать перед лицом господствующей Церкви. Н. В. Покровский видел в ней аллегорию христианской добродетели молчания и связывал с идеями исихазма: «...формы изображения навеяны были подвигом и учением исихастов: исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в которой олицетворена идея молчания» [там же, с. 97–98].

Образ также может быть истолкован как выражение промыслительного долготерпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: «...говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33:11). Идея ожидания передана жестом рук, спокойно (бездейственно) сложенных у груди. Таким образом, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение.
Гость
Сообщение   Сообщение № 342 • 17 Июн 2005 12:36
Большое спасибо всем вам за помощь Smile
ВК
Гость
Сообщение   Сообщение № 363 • 23 Июн 2005 12:26
[quote="Jolanta"]Помоготе найти описание иконы Спас Благое Mолчание на русском языке. Спасибo[/quote]


Вы нашли изображение иконы Спас Благое Молчание
XIX век. Поморское письмо (?)

Валентин К.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18490 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 364 • 23 Июн 2005 12:41
Question Валентин, простите, не смог понять Вашего сообщения. Вы не могли бы переформулировать мысль? Был вопрос или констатация факта, или что-то еще?
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group