Здравствуйте.
На предоставленных фото материалы из раскопок золотоордынских мавзолеев 14 в. Не встречал ли кто аналогов такого растительного орнамента в христианской архитектуре? В центральной части композиции находится крест. Стилизованный, но все таки крест. Такая форма крестов характерная для христиан 13-14 вв.?
Плиты (плинфа) размер 40х40см. Покрыты голубой глазурью, такая же глазурь использовалась при изготовлении строительных материалов в это же время в Средней Азии.
Ладно, тогда еще вопрос. Показанные элементы декора могут соотносится к годам правления Узбек хана (1313—1341). Становление ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде.
Может есть мнения по орнаменту? Не могут ли эти элементы декоративного растительного орнамента быть заимствованны из христианства? Обрамление орнамента рамкой не есть ли выделение средника как на христианских иконах? Приму любые мнения)))
Добрый вечер ! На Ваши конкретные вопросы не может быть таких же точных ответов, так как орнамент всегда многозначен, у всех народов основан на единых принципах и при этом в нюансах бесконечно своеобразен.
о. Павел Флоренский :
«... Орнамент философичнее других ветвей изобразительного искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия. Если орнамент кажется лишенным трансцендентного содержания, то это – по малой доступности его предмета сознанию, не привыкшему к орлим взлетам над частным и дробным.
.... орнамент, созданный в иные времена, монументального мышления и монументального мирочувствия, недоступен в своем мировом смысле мелкому сознанию современности, и оно пользуется этими таинственными и насыщенными величавою мыслью схемами бытия как внешним украшением ...»
Цитата из работы «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях», написанной в 1924 году.
Подробнее см. в книге : священник Павел Флоренский «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии», М.2000, стр. 158 -163.