Наверх (Ctrl ↑)

Одежда на иконах

Мирленовна
Регистрация: 19.03.2006 Сообщения: 3
Сообщение   Сообщение № 1990 • 19 Мар 2006 19:01
Подскажите,пожалуйста,где можно узнать названия частей одежды святых,страстотерпцев,мучеников и т.д. И в чем отличие?
Марина
Регистрация: 03.11.2005 Сообщения: 329 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1991 • 19 Мар 2006 19:53
Посмотрите в Иконописном словаре под ред. В.В.Филатова.
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18574 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 2016 • 21 Мар 2006 14:58
В книге Фартусова [Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М. 1910; Репринт: М., Русскiй Хронографъ, 2002] есть вступительная статья "От автора", которая касается и одежд. Чтобы не резать "по живому", привожу текст полностью (стр. IV-VIII).

Далее на стр. IX-XII у Фартусова идет четыре страницы иллюстраций. Тот репринт, который есть у меня, выполнен на очень плохой бумаге и рисунок с оборота страниц просвечивает. Отчего сканы получились очень грязными. Когда руки у меня дойдут, постараюсь почистить, порезать, причесать и выложить в Библиотеку. А пока иллюстрации лежат здесь:

http://www.icon-art.info/img/forum/Fartusov_1910/



====== "От автора"

Занимаясь церковною живописью не менее пятидесяти лет, я имел много работ по написанию икон и стенных росписей, как в храме Христа Спасителя в Москве, так и в других местах. Пользовался я разными подлинниками: подлинником Филимонова, греческим подлинником XVII в., переведенным на русский язык преосвященным Порфирием Успенским, а также подлинником Строгановским и некоторыми рукописными. Находя между ними разницу в описании подобий святых угодников, я возымел желание составить более подробное описание подобий святых угодников, насколько мог это сделать по имевшимся у меня источникам. Я тщательно изучал Четьи-Минеи св. Дмитрия Ростовского, Пролог, сверяясь и с месяцесловом преосвященного Сергия. Этот труд мой я и предлагаю как для своих сотоварищей иконописцев, так и для учащихся иконописанию. Не мешало бы иметь предлагаемый подлинник и при церквах, где бы православные христиане могли справиться о подобии святого угодника, желая заказать икону для церкви или для своего дома.

В отличие от других подлинников в моем подлиннике при описании подобия святого точно обозначается каждый раз та или другая деталь и не делается ссылки на подобие другого святого, напр., описывая бороду святого угодника, я прямо указываю ее размер, а в других подлинниках пишется, что борода такого-то угодника похожа на бороду такого-то другого угодника. Это обстоятельство при пользовании подлинником затрудняло меня и, как мне известно, затрудняло других иконописцев; почему я и постарался в своем подлиннике устранить этот недостаток.

При этом должен сказать, что при описании одежд святых угодников я не указывал, какого цвета нужно писать одежду у того или другого святого угодника, так как в греческом подлиннике о цвете одежд святых не говорится, а в русских подлинниках указания на цвет одежд противоречат и описаниям житий святых угодников и истории костюмов. В русских подлинниках указано очень много фелоней и омофоров разнообразных цветов, тогда как и из житий святых и из истории костюмов видно, что такого разнообразия цветов фелоней и омофоров быть не могло*. Поэтому, чтобы не погрешить против правды, я при описании одежд святых, цвета одежд не назначал, а указывал цвет одежды только тогда, когда находил указание на цвет одежды в описании жития святого угодника. Могу сделать общий вывод из истории, допуская возможность в некоторых случаях исключений, что фелони и омофоры носили из белой шерсти, а некоторые богатые носили льняные. Нижние одежды или подризники и палицы были разнообразных цветов. Кресты на омофорах были большею частью красного цвета, как и струи на фелонях, но были и черные, и красно-коричневые. У воинов верхние плащи большею частью были грубо багрового цвета; а у начальников красноватого и с разнообразными каймами и узорами, вышитыми золотом и серебром; они украшались даже каменьями в особенности у византийских воевод и высших чиновников. Воеводы носили разных цветов ширинки т. е. широкие ленты, на которых висел меч. Нижние одежды у воинов были разнообразных цветов. У светских людей, как у мужчин, так и у женщин, верхние и нижние одежды были разнообразных цветов, но они не были красного цвета, так как красные одежды преимущественно носили воины. Преподобные носили одежды из простой грубой некрашеной шерсти. У святых угодников из бояр и князей русских можно писать одежды и красного цвета.

О цвете волос я тоже не говорю, если нет указания по житию, а описываю цвет волос только тогда, когда указан цвет волос в житии св. угодника или в греческом подлиннике. Но надо заметить, что в греческом подлиннике почти не говорится о цвете волос кроме как: «сед» или «сед исчерна» или «черноват». В русских же подлинниках почти везде сказано: «рус» или «сед». У русских святых угодников свободно можно писать волосы русого цвета, так как большинство русских людей имеет цвет волос русый, светлорусый и темнорусый, но у сирийцев, армян, греков и евреев, т. е. у восточных жителей преимущественно бывает черный цвет волос и лишь как исключение — рыжеватый; в еврейском типе можно встретить цвет волос золотисто-рыжеватый. Конечно, в каждом типе есть разнообразие в цвете волос, но я говорю о цвете волос, как характерном признаке каждого типа.

В существующих подлинниках не обозначается, к какому типу принадлежит тот или другой угодник Божий, что для иконописца необходимо знать, если он желает написать икону так, чтобы икона служила как бы портретом изображенного угодника, который бы мог напоминать нам о жизни святого. Поэтому я, насколько возможно, старался определять тип святых по Четьям-Минеям, а в тех случаях, когда и в Четьих-Минеях не указан тип, к какому принадлежит святый угодник, приходилось определять тип по имени святого, на что и указывается у меня словами: «типом по имени».

Так как святые изображаются с хартиями, то я в своем подлиннике указывал, какие в хартиях можно делать подписи.. Эти подписи я брал из других подлинников как русских, так и греческого, или указывал изречение самого .святого угодника, как это изречение записано в Четьих-Минеях, или указывал характерное сказание из описания жития святого угодника. Это делалось мной для того, чтобы всем иконописцам было возможно легче по изречениям выразить характер святых угодников, а главное, чтобы всякому православному христианину приятно было прочитать поучение того святого, изображение которого стоит перед его глазами.

Святым мученикам и мученицам кроме хартий следует писать в руках крест и пальмовую ветвь, у преподобных в левой руке следует писать четки, у святителей в руках Евангелие, а у исповедников икону Спасителя или Богоматери.

О подобии многих святых угодников нет сведений в подлинниках и по житию трудно было определить, как их изображать; в таких случаях я оговариваюсь, что о подобии их ничего неизвестно.

Так как при описании мной подобий святых угодников, у меня сказано очень кратко об одеждах, — о тунике, плаще, епанче, тоге, фелони, ризе, хитоне и др., — а в покрое их есть разница, то я нашел нужным добавить приложением несколько рисунков, как бы выкроек одежд преимущественно еврейских, а также верхних одежд египтян, вавилонян, греков и римлян, какие я мог достать из истории об одеждах; я присоединил сюда и рисунки одежд нашего православного духовенства.

Рисунок № 1. Верхняя одежда евреев —.эфоды. Они имели продолговатую форму разного размера, — они были короткие, узкие, широкие и длинные, — по средине продолговатого полотна имели вырез, в который проходила голова. Когда надевали эфод на плечи, то один конец опускался на переднюю часть тела, и другой — на заднюю, по углам пришивались кисти. Какого бы ни была цвета эта одежда, но в кистях всегда были употребляемы синие нитки в память о грехах. Богатые люди роскошно украшали эфоды узорами и эфоды у них были цветные разнообразных цветов кроме красного. Бедный же народ носил эфоды короткие и узкие, но непременно с бахромой и по углам с кистями, с голубыми нитями.

Рисунок № 2. Это — тот же эфод, но только к нему на плечах пришивались два куска материи, как бы рукава, которые в Евангелии и Библии называются воскрилиями. По бокам этого длинного полотна пришивались пуговицы или крючки с петлями, на которые они застегивались, или края завязывались тесьмой.

Рисунок № 3. Эта одежда называлась ризой. Это тот же эфод, но с широкими воскрилиями и на передней части имеет от выреза для головы разрез донизу, и надевается не через голову, а прямо на плечи.

Рисунок № 4. Это тоже верхняя одежда, которую больше носили пастухи и послы. Она называется фелонью. Фелонь имела круглую форму, а посредине прорез для головы. Такую одежду носили и святые апостолы, как указывает ап. Павел в своем втором послании к Тимофею (гл. IV, ст. 13): «когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные». Такие одежды носили первые епископы, пресвитеры, патриархи и римские папы, а теперь носят православные священники.

Рисунок № 5. Эта одежда называется хитоном, который богатыми людьми надевался на нижний хитон или сорочку. Хитоны у богатых людей были украшены разнообразными узорами.

Рисунок № 6. Пояс, которым подпоясывались евреи по хитону. Он украшался разнообразными узорами, смотря по состоянию носивших его. В нем устраивались влагалища для денег, и на нем вешался платок для утирания лица и рук. На концах пояса пришивались завязки.

Рисунок № 7. Это длинное узкое полотно называется лентионом; из него свивали покрышку для головы. Кроме лентиона евреи употребляли для головы кидар, скуфью и колпаки с кистями.

Рисунок № 8. Евреи носили обувь, у которой был спереди разрез, стягивавшийся ремнями, а бедные ходили больше босыми.

Рисунок № 9. Это — женская сорочка, которая не имела рукавов. Ее надевали под хитон, а бедные женщины и рабыни носили сорочку вместо хитона.

Рисунок № 10. Это — женский хитон, который носился женщинами больше без пояса и имел разрез до груди спереди для кормления детей. У богатых хитоны украшались разнообразными узорами. Девушки по хитону подпоясывались поясом, и хитоны у них не имели разреза спереди, но в вороте стягивались на тесьму. Они носили разные украшения: ожерелья, браслеты, кольца, серьги в ушах, а волосы заплетали разнообразно, и носили локоны, повязывая волосы повязками (см. рисунок № 13).

Рисунок № 11. Это — женская епанча, т. е. верхняя одежда. Она имела кроме отверстия посредине для головы еще разрез спереди.

Рисунок № 12. Это — девическая епанча, которая похожа на мужскую фелонь, но прорез для головы ближе к одному концу.

Рисунок № 13. Женские покрывала, которыми покрывались женщины по повязке волос, так как женщины вне дома не имели права ходить с открытыми волосами, а у себя, в доме, ходили и без покрытия головы, разнообразно заплетая волосы.

Рисунок № 14. Эта верхняя одежда называлась вретищем, которое носили рабы и рабыни, а во время скорби надевали и богатые люди, как напр. Мардохей и Иаков.

Рисунок № 15. Это — верхняя одежда египтян, которая очень схожа с еврейским эфодом. Разница только в том, что прорез для головы здесь с боку и разрез донизу, а по углам нет кистей.

Рисунок № 16. Это — верхняя одежда вавилонян. Она схожа с еврейской фелонью, но имеет длинную форму и прорез для головы сбоку. Когда она надета на человека, то правое плечо остается почти свободным, а спереди и сзади спускаются полукруглые концы и левая рука закрывается. Хитоны у вавилонян были короче еврейских, но покрой — одинаков. Сирийцы носили такие же по покрою одежды, как и вавилоняне.

Рисунок № 17. Это — верхняя одежда римлян и греков. Она имела полукруглую форму и надевалась прямо на плечи, имела застежки на груди и застегивалась еще на правом плече. Эта одежда носилась или в виде коротких плащей или в виде длинных тог.

Рисунок № 18. Римская шляпа.

Рисунок № 19. Головное украшение вавилонян.

Рисунок № 20. Головное украшение египтян.

Рисунок № 21. Обувь греков и римлян.

Рисунок № 22. Саккос митрополитов и патриархов. Он схож с еврейским эфодом.

Рисунок № 23. Фелонь священников и прежних епископов. Она схожа с еврейской фелонью.

Рисунок № 24. Подризник и стихарь. Они схожи с еврейским хитоном.

Рисунок № 25. Одежда византийских царей после Константина Великого. Она схожа по покрою с нашими саккосами и с еврейскими ризами.

Рисунок № 26. Схима, которую носят схимники. Она схожа с еврейским вретищем.

Рисунок № 27. Архиерейская мантия; она схожа с римской тогой.

Рисунок № 28. Это — наши омофоры, епитрахили и орари. Они схожи с еврейским лентионом.

Сравнивая покрой одежд нашего православного духовенства с покроем одежд еврейских, о которых заповедал Господь евреям через пророка Моисея, с покроем одежд святых апостолов, в которых апостолы совершали богослужение, и с покроем вообще древнейших одежд, я нахожу, что в одеждах нашего православного духовенства сохранился основной покрой древних одежд вообще и в частности одежд еврейских и апостольских.

Обращаюсь с покорнейшей просьбой к нашему православному духовенству и собратьям иконописцам простить меня, если в чем я ошибся при составлении мной этой книги для руководства в иконописании. Но скажу вам, что я употребил все мое старание, чтобы было мне понятно, как мог бы я правильно написать святого угодника. Для этого я старался доставать данные, какие только мог достать, на что употребил много времени.

Академик живописи Виктор Доримедонтов Фартусов.

===================

* Когда я изучал древнюю мозаику в России и заграницей, то я не видал, чтобы святители изображались в цветных фелонях и омофорах, и только нижние одежды или подризники изображались цветными, разных цветов, а кресты на омофорах большею частью изображались красного цвета, но иногда черного или коричневого, цвета. У русских святителей, патриархов и митрополитов после XII в. были саккосы цветные, украшенные разнообразно; у епископов были фелони белого цвета; а у новгородских архиепископов с красными крестами. Со времен царя Алексея Михайловича епископы пишутся в цветных саккосах. Вероятно, и у греческих, и у других православных епископов в это время были цветные одеяния.
Вячеслав Лукин
Регистрация: 18.03.2006 Сообщения: 125 Откуда: Палех, Ивановская область
Сообщение   Сообщение № 2129 • 06 Апр 2006 05:44
Я сейчас занимаюсь этой книгой, там есть некоторые опечатки по части
одежд, к примеру. Приглашаю на свой иллюстрированный словарик по одеждам.

Словарик постоянно пополняется. В ближайшее время выложу информацию по святым из этой книги, думаю в ближайшие три мес.
не знаю , что-то с тегами непорядок, Уважаемый Илья (Админ) пожалуйста поправьте на досуге.

[Вячеслав, просто в сообщения форума безопасности ради не разрешена вставка HTML-тегов - только текст и разметка BBCode. Посему содержание словарика, которое Вы выложили, заменил на общую ссылку на него - наверно, так будет правильнее. ИЛ]
Вячеслав Лукин
Регистрация: 18.03.2006 Сообщения: 125 Откуда: Палех, Ивановская область
Сообщение   Сообщение № 2132 • 06 Апр 2006 10:11
Спасибо. Это я привык просто к другому форуму.
annapiter
Регистрация: 07.05.2006 Сообщения: 4
Сообщение   Сообщение № 2475 • 11 Май 2006 05:03
wow...

Спасибо, Илья, очень полезный текст...
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18574 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 2480 • 11 Май 2006 10:26
Рад порадовать, Анна! Smile

Кстати, Вячеслав тут в теме про текст молитвы на схиме дал еще одну ссылочку. Думаю, тут она не повредит тоже: Тема по облачениям на форуме Кураева
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group