Хотелось бы узнать почему кресты на кокошниках Успенского собора в Свияжске имеют форму близкую форме крестов Южной России и Карпат. Когда возникли на Успенском соборе эти кресты? Почему такой формы?
_________________ автор книги "Симметрия в Русской традиционной архитектуре" М, 1997
Известно, что кокошники надстроены в XVIII веке, но о крестах информации не сохранилось.
Более того, имеющиеся дореволюционные фотографии этого храма запечатлели отсутствие этих крестов.
Остаётся полагать, что кресты поставлены примерно в середине XX века.
Файл № 59 605
000f77p5_.jpg 117.2 KB • 199
Успенский собор в начале XX века. Из фотоархива В.В. Чумакова
Здравствуйте, Иван.
Огромное спасибо за ответ и фотографии.
Но Вы не заметили главного - на дореволюционной фотографии на юго-восточном кокошнике (проецируется на барабан) есть именно такой крест. Присмотритесь. Следовательно, хотя на остальных кокошниках кресты появились очевидно в результате реставрационных работ, проведённых во второй половине 20 в., основанием для их формы послужил этот крест. Возможно и на северо-восточном кокошнике был такой крест. (Его естественно на фото не видно).
А тема чрезвычайно интересная - такие кресты есть не только в Южной Руси, но и в Индии. Это солярный символ переосмысленный в Христианстве. К сожалению, реформа Никона уничтожила на территории Московского государства много типов храмов и форм вышедших из язычества. (Некоторые такие типы и формы сохранились на территории Южной Руси не входившей в состав Российской Империи. на территории бывшей Австро-Венгрии)
Вопрос о связи русской архитектуры с индийской ставился ещё в 19 в. И дело не в том, что из Индии что-то завезли к нам, а в том, что около 4000 лет назад существовала единая славяно-арийская общность. Об этом свидетельствуют данные сравнительной лингвистики (наиболее близким из европейских к санскриту является словенский язык, сохранивший наиболее архаичные формы среди славянских языков), данные генетических исследований (гаплогруппа R1a1), наличие санскритских топонимов на территории расселения славян, сходство русских (северо- и южно-) символических изображений с индийскими (вышивка, резьба), наличие в русском языке большого количества арийских строительных терминов (их, следуя пресловутой гипотезе заимствований, объясняют заимствованиями из иранского языка), и главное, наблюдается поразительное сходство многих архитектурных форм - русских и индийских (мои исследования). Русская архитектура - продукт не византийской, а древней арийской архитектуры. Как показали современные исследования индийских учёных (Кан) в Ведах упоминается 20 типов сооружений. Современные данные археологии говорят о том, что в 11 - 12 вв. деревянное строительство на Руси было не ниже уровнем, чем в 19 в. (см. Борисевич Г.В. Архитектурно-конструктивные особенности древнерусского деревянного жилища // Архитектурное Наследство, вып. 38, -М., Стройиздат, 1995, с.183 - 192)
_________________ автор книги "Симметрия в Русской традиционной архитектуре" М, 1997
Иван, приношу извинения, в предыдущем письме ошибся - крест о котором идёт речь есть только на юго-восточном кокошнике (проецируется на шею), а на северо-восточном (этот кокошник виден на фотографии) креста нет. Наверное просто не сохранился.
_________________ автор книги "Симметрия в Русской традиционной архитектуре" М, 1997