Наверх (Ctrl ↑)

Почему в древнерусской иконописи 15-16 века ель практически никогда не использовалась в качестве основы под живопись?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1654596 • 19 Июл 2022 14:43
Интересный пример ошибки в цифрах приведен в знаменитой книге Текстология академика Лихачева в разделе "Ошибки прочтения", главы «Работа древнерусского книжника»!

      Дмитрий Сергеевич пишет – " Пример такой ошибки в цифрах, произошедшей из-за сходства одной из букв буквенной цифири с какой-нибудь другой буквой, извлекаем из исследования А.А. Зимина «Тысячной книги». В списке «Дворцовой тетради», сделанном с подлинника, дата его отсутствует. В ряде же рукописей служилого люда «Дворцовая тетрадь» отмечена то 7044, то 7045, то 7046 годом. По-видимому, как предполагает А.А. Зимин, даты эти явились из неверного прочтения буквы "кси" (60), которую можно принять за «ме» (45) или за «мs» (46). За дату 7060 говорит ряд соображений общего характера. В дальнейшем это наблюдение А.А. Зимина полностью  подтвердилось. А.А. Зимин нашел список Государственного исторического музея (Муз. №3417), где в заголовке стоит дата 7060. Характерно, что последний список близок по тексту лучшему списку, в котором даты, однако нет».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1654644 • 19 Июл 2022 16:25
Если предположить, что в нашем случае точно такая же ошибка поновителя, как и в исследовании А.А. Зимина «Тысячной книги», то получается что из-за  неверного прочтения поновителем буквы «кси» (60), которую он принял за «ме» (45), и появилось 6845(1337), вместо 6860(1352).

       Вообще же в науке такого рода ошибки предполагаются в тех случаях, когда дата вступает в противоречие с реалиями (как у Зимина). В нашем случае, дата 1337, а тем более 1332 г. как раз и вступает в противоречие с реалиями, точно так же как и у Зимина.
               
       Во-первых, и в 1332, и в 1337 г. архиепископ Моисей находился на покое.
       Во-вторых, как уже упоминалось выше, рассматриваемая икона имеет врезные шпонки. А наиболее ранним древнерусским произведением имеющим первоначально врезные шпонки, скорее всего будут считать Лихачевские врата, созданные наиболее вероятно в 1349 году в Великом Новгороде, древнерусскими мастерами под руководством и при непосредственном участии Лазаря Муромского.
       В-третьих, в конце статьи 2011 года Преображенский пишет – «Икона Спаса архиепископа Моисея … обладает качествами, присущими произведениям развитого и ещё не вполне прижившегося в Новгороде палеологовского искусства. Вместе с тем рисунок складок одежд Христа и некоторые детали престола (отверстия в форме квадрифолия) позволяют говорить о присутствии в этом памятнике западноевропейского художественного элемента … Возможно, им были известны и иконографические мотивы, использовавшиеся в византинизирующем искусстве Италии».  Из статьи Э.С. Смирновой  Новгородская икона 1337 года «Спас на престоле» в Благовещенском соборе и ее история - "  …  Произведения, связанные с именем Моисея, очень пестрые с точки зрения стиля. Одни из них – архаические, другие сдержанно отражают новые традиции, а мастер «Спаса на престоле» находился на самых передовых художественных позициях своего времени" ...
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1669866 • 05 Сен 2022 11:38
Ягморт писал(а):
- « … икона «Спас архиепископа Моисея» находящаяся в Благовещенском соборе Московского кремля.  … На передней грани подножия Христа сохранилась воспроизведенная поновителем древняя надпись: “В лето 6845 написана бысть икона сиа владыце Моисею рукою грешна(го) недостоинаго Михаила”


      На фото 62 вверху - фрагмент вотивной надписи на передней грани подножия Христа иконы «Спас Моисея» из Благовещенского собора Московского Кремля (фото 52, 60, 61), написанной, как я предполагаю, Лазарем Муромским в Великом Новгороде во второй половине 1352 года, незадолго до его ухода в Обонежье. Внизу фрагмент нижней части листа 255 об. (31 января) январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. Этот фрагмент содержит надпись с соответствующими лигатурами: «господи спаси помилоу владыкы Василея».
      Лазарь Муромский, согласно его житию, прожил у Василия Калики 4 года до самой его смерти (конец 1348(?) - 1352 г.). Во время поездки Василия в Псков, в разгар эпидемии чумы, он естественно молился за него, и к тому же имел доступ к комплекту Софийских служебных миней XII в. Поэтому, я предполагаю, что надпись в январской Минее XII в. -  «господи спаси помилоу владыкы Василея», наиболее вероятно, была сделана Лазарем Муромским во время поездки Василия в Псков, в июне-июле 1352 года.
       
        Но даже, если автор надписи не Лазарь Муромский, по любому, эта надпись, наиболее вероятно - июня-июля 1352 года …
Файл № 893 567
62 Вверху фрагмент вотивной надписи на передней грани подножия Христа.jpg
233.79 KB   •    57


Внизу - фрагмент нижней части листа 255 об. (31 января) январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. ( ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255)
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1670305 • 06 Сен 2022 11:21
Скорее всего, всё же Лазарь Муромский! Приведу всего лишь один аргумент в пользу этого предположения. Буквально недавно вышла книга  - Гукова С.Н. Иконография Иисуса Христа в восточнохристианской традиции. М. БуксМАрт 2022 г. 472 с.

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=146535

        В главе XXI - Жесты в иконографии Иисуса Христа, Сания Нуховна пишет – «На важность перстосложенных рук Спасителя в прочтение образа указывает и тот факт, что руки Его всегда хорошо прописаны, находятся на первом плане композиции и часто имеют несколько больший размер по сравнению с пропорциями других частей корпуса».

       На фото 63 - слева медальон Христа иконы Святитель Никола, предположительно написанной Лазарем Муромским в Обонежье, около 1360 г. Справа  полуфигура святителя (с двуперстным перстосложением) из январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в . И у Христа, и у полуфигуры святителя руки хорошо прописаны, находятся на первом плане композиции и имеют несколько больший размер по сравнению с пропорциями других частей корпуса. И к тому же, практически идентичное характерное двуперстное перстосложение!
       
        И ещё один, интересный момент! На иконе Святитель Никола, и книга в руках Христа находится на первом плане композиции и имеет несколько больший размер по сравнению с пропорциями других частей корпуса  ...  Rolling Eyes
Файл № 893 738
63 Слева фрагмент медальона Христа Иконы Святитель Никола.jpg
846.45 KB   •    33


Справа - полуфигура Святителя из январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. (ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1670339 • 06 Сен 2022 12:08
Из статьи Э. С. Смирновой Новгородская икона 1337 года «Спас на престоле» в Благовещенском соборе и ее история, (стр. 193) – «Содержание надписи на подножии престола в иконе Благовещенского собора следует доверять и по другим причинам. Во-первых, она исполнена стилизованным уставом, имитирующим торжественный почерк XIV века, поэтому можно полагать, что художник её писавший, видел первоначальную надпись или её промежуточную копию».

       И вот здесь интересный момент! Основная надпись да, выполнена стилизованным уставом. Но дата  - «6845 ... », и в конце надписи имя художника  – « ... Михаила» -  выполнены полууставом!

       Почему интересный? Попробую объяснить. Основная надпись выполненная стилизованным уставом конечно новая, а вот дата и имя мастера судя по всему, были выполнены полууставом по фрагментам сохранившихся авторских. В дате, скорее всего, из-за неверного прочтения поновителем буквы «кси» (60), которую он принял за «ме» (45), и появилось 6845(1337), вместо 6860(1352). В имени мастера, поновитель вероятно, первую полустертую букву Л принял за М, третью З за Х (см. верхний фрагмент на фото 62, желтые стрелки) ... .
        В Словаре русских иконописцев XI-XVII вв. восемь упоминаний имени Михаил, и ни одного Лазарь.

        По моему мнению, на передней грани подножия Христа древняя надпись в оригинале читалась так –«В лето 6860(1352) написана бысть икона сиа владыце Моисею рукою грешна(го) недостоинаго Лазаря».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1722898 • 15 Фев 2023 17:33
Появился ещё один аргумент, в пользу предположения, что икона «Спас на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля была написана именно в 1352 году, а не в 1337 году, как считается общепризнанным!

         В конце 2022 года был издан сборник «Архитектурная археология» состоящий из статей, объединенных общей темой: историей новгородского Юрьева монастыря и его главной святыни, Георгиевского собора. Статья сборника Д.С. Першина, Е.М. Саенкова. Образ великомученика Георгия из Юрьева монастыря: проблема реконструкции первоначального вида иконы посвящена реконструкции первоначальной живописи иконы «Великомученик Георгий» из Юрьева монастыря в Новгороде (ГТГ). На фото 65 приведена реконструкция первоначального венца на волосах Великомученика Георгия. Как отмечают авторы статьи, авторская живопись венца сохранилась частично.
           
         В начале 2021 года вышел из печати Каталог собрания Государственной Третьяковской Галереи. Древнерусская живопись XII–XIII веков. — М., 2020. — 608 с. В статье посвященной иконе «Великомученик Георгий» Елена Михайловна Саенкова отмечает, что поновление образа великомученика  Георгия, очевидно пришлось на новый этап освоения византийской палеологовской живописи, связанной с деятельностью приезжих греческих мастеров. Лик иконы Великомученник Георгий, по её мнению, был поновлен в середине XIV века (вероятно после пожара 1345 года в соборе Юрьева монастыря Великого Новгорода) приезжим греческим или русским мастером с византийской выучкой.
           
          Можно привести ряд веских аргументов, в пользу предположения, что этим мастером был преподобный Лазарь Муромский. По моему мнению, именно с его появлением в Великом Новгороде (в конце 1348, или в начале 1349 года) и начался новый этап освоения византийской палеологовской живописи.
Файл № 924 483
64 Обложка сборника Архитектурная археология № 4, 2022 год.JPG
75.8 KB   •    12


Москва, Институт Археологии РАН, 2022 год, 268 стр.
Файл № 924 482
65 Фрагменты с изображением венца иконы Великомученник Георгий (ГТГ).JPG
942.54 KB   •    13


К статье Д.С. Першина, Е.М. Саенкова. Образ великомученика Георгия из Юрьева монастыря ...
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1722943 • 15 Фев 2023 18:50
На фото 66 и 67 внизу представлен результат реконструкции венца на волосах Великомученика Георгия. Венец написан светло-коричневой охрой и украшен двумя рядами крупных жемчужин; в центре помещен красный камень с полукруглым верхним краем. Расположенные в правой и левой частях диадемы квадратные синие камни выполнены ультрамарином. Золотым ассистом подчеркнуты верхний и нижний края венца и крепления камней.  
           
       На фото 66 и 67 вверху фрагменты престола иконы «Спас на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля.

       Икона Великомученик Георгий великолепно представлена в галерее форума -
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=432
Файл № 924 504
66 Фрагменты икон Великомученник Георгий (ГТГ) и Спас на Престоле (Благовещенский собор Московского Кремля).jpg
866.02 KB   •    23
Файл № 924 503
67 Фрагменты икон Великомученник Георгий (ГТГ) и Спас на Престоле (Благовещенский собор Московского Кремля).jpg
627.29 KB   •    23
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1912276 • 13 Ноя 2024 14:07
Ягморт в данной теме в 2018 году писал(а):
 Пару лет назад, полемика с коллективом новгородских реставраторов закончилась ответом – «Представленное на фотографии изображение не может иметь отношения к новгородской живописи XIV в.  …  Для справки: новгородские иконописцы в XIV-XVI веках для изготовления основы использовали практически исключительно липу, в качестве наполнителя левкаса только мел (не гипс!). Применение смальты в Новгороде чрезвычайно редко …»  

        Это был ответ 2016 года коллектива новгородских реставраторов относительно иконы Святитель Никола. На фото 68 слева икона Святителя Николы, написанная, наиболее вероятно, около 1360 года в Обонежье. Справа новгородская икона «Спас на престоле» 1362 года.

       Основа иконы Святитель Никола ель, иконы «Спас на престоле» 1362 года -  сосна.      
       Возникает резонный вопрос – «Почему для написания новгородской иконы «Спас на престоле» 1362 года, использована нехарактерная для новгородской живописи XIV в. основа – сосна?
Файл № 1 045 769
68 Слева икона Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.jpg
2.91 MB   •    3


Справа икона «Спас на престоле» 1362 года из Софийского собора в Великом Новгороде.
Файл № 1 045 770
69 Новгородские иконы Спас на престоле 1352 и 1362 годов.jpg
2.11 MB   •    2


Справа икона «Спас на престоле» 1362 года. На передней грани подножия престола надпись - "В лето 6870 (1362) а индикта 15 написана бысть икона сия повелением архиепископа имярек Великого Новгорода (и Пскова)".
Файл № 1 045 867
70 Скриншот илл. примера из доклада Шалиной И. А..jpeg
104.88 KB   •    3


Из доклада 8.10.2024 года в рамках XI научно-практической конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация».
Файл № 1 045 866
71 Скриншот илл. примера из доклада Шалиной И. А..jpeg
72.85 KB   •    2


Из доклада 8.10.2024 года в рамках XI научно-практической конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3737 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1913020 • 15 Ноя 2024 18:29
Ягморт в данной теме в 2021 году писал(а):
… У иконы из собрания Логвиненко основа – Доска липовая, довольно толстая, из двух частей, с двумя поздними встречными сквозными шпонками в старых пазах. Да ещё и паволока положенная на сучках доски. …  
     
     Но этого, в принципе не может быть, в данный временной период, тем более в Ростове!
     К тому же, у специалистов возник ряд вопросов, как по палеографической датировке иконы (А.А. Турилов), так и по исследованию красочного слоя (М.М. Наумова). Отсюда какой вывод? С большой долей вероятности, икона Вознесение пророка Ильи из собрания В.А. Логвиненко современный фальсификат на старой доске, скорее всего XVI - XVII века …  Имхо, конечно ...  Rolling Eyes


     А ведь я оказался прав! На днях в ГосНИИР, 30.10.2024 года в рамках XXXI Лелековских чтений Виктор Вячеславович Баранов выступил с  докладом Старообрядческие иконные имитации XIX в. и современные подделки. Отличия технологий. Проблемы экспертизы. И в качестве примера современных подделок привел фото ряда икон, в том числе и иконы Вознесение пророка Ильи (фото 72). Той самой иконы №11 (на фото 50 – слева) из каталога Смирнова Э. С. Иконы Северо-Восточной Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII — середина XIV века. — М.: Северный паломник, 2004.
Файл № 1 046 225
50 Справа Икона Огненное вознесение Ильи Пророка Конец XVI в. Обонежье.jpg
2.88 MB   •    2


Слева икона Вознесение пророка Ильи из собрания В.А. Логвиненко, атрибутируемая, как конец XIII – первая треть XIV в., Ростов (?).
Файл № 1 046 224
72 Скриншот илл. примера из доклада Баранова В.В..jpeg
92.97 KB   •    4


30.10.2024 года в рамках XXXI Лелековских чтений. Из доклада В.В. Баранова Старообрядческие иконные имитации XIX в. и современные подделки. Отличия технологий. Проблемы экспертизы.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group