Наверх (Ctrl ↑)

Мог ли Звенигородский чин из собрания ГТГ быть первоначальным Деисусом Спасского собора Твери? Попробуем разобраться.

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1865545 • 31 Май 2024 23:24
Ягморт в данной теме писал(а):
9 января 2024 года в Третьяковской галерее в рамках цикла Золотой век русской иконописи (XV век) состоялась онлайн-лекция Екатерины Васильевны Гладышевой – «Андрей Рублёв. Становление мастера и ранние произведения».
       Гладышева говорит, что – «Древнерусское искусство раннего 15 века или около 1400 года все время подает руку раннепалеологовскому искусству, такому ищущему, живому, и в тоже время есть перекличка с позднепалеологовским искусством, таким светоносным, «исихастким» … …", и далее, в качестве сопоставления приводит образ Христа Вседержителя из мозаичного Деисуса на хорах собора Св. Софии Константинопольской, там где находилось во время богослужения место семьи императора. Оговорившись при этом – «Образ Христа на хорах, который нам по типу своего лика, … но где то в основе своей близок тому, что мы видим у Андрея Рублева». Потом поправившись  – «У этого художника Звенигородского чина».


      Интересный момент! В апреле 1348 года дьякон Софийского собора(?) Стефан Новгородец оставил автограф (фото 83) в том месте хор, где было выгорожено место для патриарха. Скорее всего, это произошло, во время встречи новгородцев и Лазаря Муромского с первым исихастким патриархом Исидором ...
   
      Случайность? Вряд ли. Образ Христа на хорах, и автограф Стефана Новгородца в том месте хор, где было выгорожено место для патриарха ...  Rolling Eyes
Файл № 1 015 831
83 Автограф Стефана Новгородца в соборе Святой Софии в Константинополе.jpg
141.8 KB   •    4


Надпись находится в том месте хор, где было выгорожено место для патриарха.
Файл № 1 015 837
57 Мозаичный Деисус на хорах собора Св. Софии Константинопольской.jpg
6.66 MB   •    5


Константинополь, 1261 год. Мозаичный Деисус на хорах собора Св. Софии Константинопольской, там, где находилось во время богослужения место семьи императора.
Файл № 1 015 838
84 Миниатюры с изображением святителей и другие лики..jpg
534.54 KB   •    3


Минея служебная на январь. XII в. ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.
Файл № 1 015 839
85 В центре медальон Христа иконы Святитель Никола. Обонежье, около 1360 г..jpg
2.31 MB   •    6


По краям полуфигуры святителей (с двуперстным перстосложением) из
январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. (ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1898896 • 30 Сен 2024 03:28
В библиотеке форума можно скачать каталог выставки 2004 года посвященной искусству поздней Византии - "Византия. Вера и сила (1261-1557)", проходившей в Музее Метрополитен, Нью-Йорк.
https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=734
   
       Под номером 63 в каталоге идут знаменитые Царские врата из бывшего собрания Н.П. Лихачева, изготовленные в середине XIV века в Великом Новгороде (фото 86). Автор текста Anna Ballian из музея Benaki в Афинах.
 
    Ниже приведен перевод большей части текста.

                Царские врата с Благовещением и четырьмя Евангелистами

 … «Лихачевские врата" - это редкий памятник ранней русской культуры. Техника, в которой они исполнены (огневое золочение с использованием растворенного в ртути золота), была известна в Западной Европе, Византии и на Руси еще до монголо-татарского ига. По форме Лихачевские врата восходят к византийским алтарным дверям с полукруглым верхом. С точки зрения структуры, они принадлежат к Византийско-Романскому типу, для которого характерны пластины в густо орнаментированном обрамлении. Орнаменты узоров сочетают в себе византийские традиции растительного орнамента с изображением животных – в данном случае, грифонов и барсов, что характерно для западного европейского романского стиля. Узор из пальметт на основе виноградной лозы проходящий вдоль верхнего края двери - исконно русский и известен еще с домонгольского времени. В символическом аспекте, эти образы соотносятся с концепцией об алтарных дверях, как "вратах в рай". Изображения грифонов и барсов несут и символическую нагрузку. Грифон, более того, был символическим знаком Христа, в то время как в домонгольское время русский барс, был излюбленным геральдическим мотивом.
    Cтиль ворот, с его полным моделированием и сложные, иногда динамически напряженные позы, имеют отношение к палеологовскому искусству. Похожие особенности встречаются в портретах евангелистов из новгородского евангелия середины XIV века (Государственный исторический музей, Москва, Хлуд. 30), которое, очевидно, послужило моделью для мастеров Лихачевских дверей« ...

Посмотреть на Лихачевские врата можно в галерее форума:
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5799
Файл № 1 037 024
86 №63 Лихачевские врата из Каталога выставки Вера и власть (1261-1557)..jpg
1022.87 KB   •    1
Файл № 1 037 028
87 Евангелист Лука. Фрагмент лихачевских врат и миниатюра Евангелия (ГИМ. Хлуд. 30).jpeg
204.64 KB   •    1
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1898996 • 30 Сен 2024 12:14
По моему мнению, с очень большой долей вероятности можно утверждать, что Лазарь Муромский был автором миниатюр Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30) (Фото 88 – слева).      
         Ольга Сигизмундовна Попова обратила внимание на интересную особенность миниатюр Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30) - «Пространственные, пластические и ракурсные особенности композиции, столь характерные для палеологовского искусства, в произведениях новгородского мастера отличаются либо прямолинейной утрированностью, либо недостаточной координированностью. Соотношение предметов обстановки с пространством представляется не только условным, как в палеологовском искусстве, но подчас неграмотным. Например, ножки стула евангелиста Матфея даже не расставлены на каком-либо расстоянии, а слиты по две вместе, благодаря чему стул, несмотря на все свои перспективно расходящиеся горизонтали, не обладает объемом и не окружен какой-либо определенной сферой … «.
         На фото 89 слева фрагмент миниатюры с евангелистом Матфеем Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30). Справа - фрагмент иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода. Если внимательно посмотреть на передние левые ножки престола уготованного, то они также слиты вместе, как и ножки стула евангелиста Матфея на миниатюре. Такое же неграмотное соотношение предметов обстановки с пространством.  
         Какой вывод? Или случайное совпадение, или что наиболее вероятно, икона и миниатюры выполнены одним мастером
Файл № 1 037 035
88 Слева миниатюры Евангелие апракос ГИМ, Хлуд.30), справа икона «София Премудрость Божия».jpg
2.08 MB   •    2


Справа икона «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода. Предположительно, около 1350(?) года. Автор произведений Лазарь Муромский (?).
Файл № 1 037 034
89 Фрагменты миниатюры Евангелие апракос ГИМ, (Хлуд.30) и иконы «София Премудрость Божия».jpg
374.38 KB   •    2


На показанных фрагментах произведений одинаковое неграмотное соотношение предметов обстановки с пространством.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1899010 • 30 Сен 2024 12:54
На фото 90 миниатюра с евангелистом Марком Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30). Если внимательно посмотреть на левые ножки стула евангелиста, то они также как и ножки стула евангелиста Матфея почти слиты вместе, благодаря чему стул, несмотря на все свои перспективно расходящиеся горизонтали, также не обладает объемом и не окружен какой-либо определенной сферой. Кроме того, бросается в глаза неестественно вывернутая правая ступня евангелиста Марка
     
      На фото 91 представлены пластины царских врат, которые предположительно были изготовлены в 1349 - 1352 годах в Великом Новгороде для кафедральных соборов Твери и Великого Новгорода. Anna Ballian из музея Benaki в Афинах в публикации 2004 года считала, что миниатюры Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд.30) послужили моделью для мастеров царских врат из бывшего собрания Н.П. Лихачева.
     У Ольги Сигизмундовны Поповой было другое мнение. Она предполагала, что эти произведения -  реплики какого-то византийского образца, попавшего на Русь. В 1969-1970 гг. Ольга Сигизмундовна написала работу Новгородские миниатюры второй четверти XIV века, практически целиком посвященную миниатюрам Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд. №30). В частности, она отметила - «Композиции в Лихачевских вратах и в хлудовских миниатюрах совпадают во всех деталях. Вряд ли возможно предположить, что миниатюры только что переписанного Евангелия служили образцами для работы художников по металлу – рукопись была создана для церковного обихода. Гораздо вероятнее, что одни и те же византийские образцы, попавшие в Новгород, передавались из одной мастерской в другую».
       А что, если попытаться сравнить миниатюру Евангелия из собрания Хлудова, и пластины царских врат с тем же евангелистом (фото 92)? Да вот незадача, пластины царских врат срезаны в нижней части. Не видно положения правой ступни фигуры евангелиста, и левых ножек стула ...   Rolling Eyes
Файл № 1 037 045
90 Евангелист Марк, миниатюра из Евангелие апракос (ГИМ, Хлуд. 30)..jpg
796 KB   •    1


Великий Новгород, середина XIV века.
Файл № 1 037 044
91 Евангелист Марк. Фрагменты Царских врат. Предположительно 1349 год..jpg
308.68 KB   •    1


Предположительно были изготовлены в период 1349-1352 гг в Великом Новгороде для кафедральных соборов Твери и Великого Новгорода.
Файл № 1 037 372
92 Евангелист Марк. Фрагменты Царских врат и миниатюра из Евангелие апракос (ГИМ, Хлуд. 30)..jpg
337.03 KB   •    6


Великий Новгород, 1349-1352 гг. (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1899492 • 01 Окт 2024 20:35
Лазарев в своих публикациях подчеркивал, что, по его мнению, евангелисты над подпружинными арками церкви Архангела Михаила были исполнены ведущим мастером фрескового ансамбля. И в качестве примера приводил фото фрески с изображением евангелиста Марка. Как пример, фото 93 из публикации 1948 года - Лазарев В. Н. Росписи Сковородского монастыря в Новгороде // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР: Сб. статей. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 77–102.

      Как уже упоминалось выше, 6 февраля 2024 года в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения» состоялся доклад Екатерины Васильевны Гладышевой – «Еще раз об иконографических особенностях, стиле и датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде».
      В частности, Екатерина Васильевна в середине доклада отметила – «Подводя промежуточные итоги, отметим, что некоторые принципиально важные приемы построения системы росписи храма Архангела Михаила, в частности организация пространства, где наряду с сюжетными композициями большая роль отводится довольно крупным фигурам святых, жестам взаимодействующих друг с другом персонажей и разнообразным орнаментам, которые иногда подчеркивают архитектурную конструкцию, а иногда ее нивелируют, находят довольно точные аналогии в декорации храма Богородицы Пантанассы в Мистре. В том памятнике, который из определенности датировки и высокого художественного качества стал условным ориентиром в этом докладе для понимания черт искусства византийского круга 1420-х годов. Представляется, что именно к этому стилистическому этапу принадлежат новгородские росписи …»  
      И в качестве иллюстративного примера данного сообщения привела фото фрески с изображением евангелиста Марка и фрагмент орнамента из пальметт в парусе барабана церкви Архангела Михаила «на Сковородке». Фото 94 - скриншот с экрана ноутбука данного иллюстративного примера.
Файл № 1 037 380
93 Фреска евангелист Марк. Из статьи Лазарева В.Н. 1948 года..jpeg
157.6 KB   •    1


Из публикации 1948 года - Лазарев В.Н. Росписи Сковородского монастыря в Новгороде.
Файл № 1 037 379
94 Скриншот с экрана ноутбука иллюстративного примера из доклада Е.В. Гладышевой.jpeg
102.55 KB   •    1


Из доклада 6.02.2024 в рамках XLVIII научной конференции «Лазаревские чтения».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1899505 • 01 Окт 2024 21:21
Вот что значит – современные технологии! На старых иллюстрациях толком ничего не видно (как пример - фото 93)! А даже на скриншоте с экрана ноутбука прекрасно видно, что на фреске левые ножки стула евангелиста, почти слиты вместе, точно также как и на миниатюре Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд. №30). И точно также неестественно вывернута правая ступня евангелиста Марка
      Композиции фрески и миниатюры совпадают в большинстве деталей, с поправкой естественно на то, что фреска с изображением евангелиста Марка была расположена на лобовой части южной подпружинной арки церкви Архангела Михаила.
      По моему мнению, единственное разумное объяснение этому феномену - фреска с изображением евангелиста Марка церкви Архангела Михаила и миниатюры Евангелия из собрания Хлудова (ГИМ, Хлуд. №30) были выполнены одним мастером ...
Файл № 1 037 384
95 Фреска церкви Архангела Михаила и миниатюра с изображением евангелиста Марка.jpg
197.7 KB   •    4


Слева - скриншот с экрана ноутбука иллюстративного примера из доклада Е.В. Гладышевой.
Файл № 1 037 590
96 Фреска церкви Архангела Михаила и миниатюры Евангелие ГИМ, (Хлуд.30).jpg
212.74 KB   •    4


Справа - скриншот с экрана ноутбука иллюстративного примера из доклада Е.В. Гладышевой.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1903662 • 17 Окт 2024 12:00
Ягморт в данной теме писал(а):
Что общего в атрибуции икон Звенигородского чина практически всех исследователей? Все зажаты в узкие рамки. Автором Звенигородского чина может быть кто угодно - творение группы византийских иконописцев на Руси (Смирнова, 2018), балканские мастера (бригада Симеона Черного, Баранов 2019), московские мастера (Л. Нерсесян и С. Свердлова, 2022). Но это обязательно должна быть Москва, около 1400 года ...


      В 2017 году Елена Яковлевна Осташенко опубликовала работу - Звенигородский чин в контексте современного византийского искусства // Неизвестные произведения. Новые открытия: Сборник научных статей к юбилею Музея имени Андрея Рублева. — М., 2017. — (Труды ЦМиАР; 14). — С. 74–115.
       
       Осташенко пишет - «Ни у кого не вызывает сомнений, что это памятник - безусловный шедевр, и потому главные усилия учёных направлены на то, чтобы с наибольшей убедительностью открыть его совершенство читателю. Как ни странно, сам по себе Звенигородский чин почти не вызывает у исследователей вопросов по существу. К нему трудно применить сложный иконографический анализ, обнаружить какие-либо редкие литературные параллели, привлечь большое количество толкований. Также в научном сообществе не сформировалось отчетливого представления о месте ансамбля внутри живописи византийского мира конца XIV - начала XV столетия. ... Вместе с тем, место Звенигородского чина, в современной ему художественной жизни – вопрос, который также не получил разрешения. Ощущение загадочности появления памятника, его несравнимости преобладает во всех обращениях к иконам этого деисуса. Ему как будто не находится места в современном художественном процессе, и потому едва ли не все суждения о чине лишены конкретного характера. Большинство высказываний о звенигородском ансамбле с разной степенью убедительности стремятся лишь донести до читателя осуществившийся художественный результат, как можно больше сказать о значимости этого произведения. Или даже совсем отказаться от попыток описать его, поскольку "сверхсовершенство" и "нерукотворность" заведомо неописуемы».
     
    По моему мнению, Елена Яковлевна правильно, в начале публикации, отметила, что Звенигородскому чину не находится места «внутри живописи византийского мира конца XIV - начала XV столетия».
   
     Далее, в качестве ближайшей стилистической аналогии «Звенигородскому чину» Е.Я. Осташенко привела большой поясной «Деисусный чин» кафоликона Ватопедского монастыря на Афоне, который ведущие греческие специалисты по византийской живописи связывают с художественной деятельностью Константинополя и датируют периодом, между 1350 и 1360 годами.
    И здесь все верно. В самом деле, ближайшая стилистическая аналогия «Звенигородскому чину», это большой поясной «Деисусный чин» кафоликона Ватопедского монастыря на Афоне.
   
     Но вот далее, в своей публикации, Осташенко априори, бездоказательно заявляет, что иконы Ватопедского чина «несут на себе характерные приметы рубежа XIV-XV веков». И соответственно, атрибутироваться должны – «Конец XIV – начало XV века».
Файл № 1 040 238
97 Апостол Иоанн Богослов. Византия. Кафоликон монастыря Ватопед, Афон..jpg
1.75 MB   •    0


Монастырь Ватопед, Афон. Большой деисусный чин 1350-1360 гг., или конец XIV – начало XV века.
Файл № 1 040 239
98 Две иконы Христос Вседержитель. Правая около 1363 года (ГЭ)..jpg
2.11 MB   •    0


Левая икона из чина монастыря Ватопед. 1350-1360 гг. или рубеж XIV- XV столетий.
Файл № 1 041 197
99 Иконы Николай Чудотворец Дечаны, и Большого деисусного чина монастыря Ватопед, Афон..jpg
916.57 KB   •    0


В центре - Икона Николай Чудотворец из алтарной преграды монастыря Дечаны. 40-е годы XIV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1905797 • 24 Окт 2024 12:38
В книге Л. Нерсесяна и С. Свердловой "Звенигородский чин"  иконы чина из монастыря Ватопед упоминаются несколько раз. Например, в  разделе Деисусный чин в алтарной преграде и иконостасе  - "Наконец уже с начала XIII века получают распространение деисусы, состоящие из отдельных крупноформатных икон с поясным изображением Христа, Богоматери и святых ... О последующем распространении этой традиции в Византии свидетельствуют крупноформатные поясные деисусные чины расширенного состава из афонских монастырей Хиландар третьей четверти XIV века и Ватопед последней четверти XIV века (и ссылка 139)" .
       
         Считаю, имеет смысл привести её здесь целиком. Ссылка 139 – «Чин из монастыря Ватопед, по аналогии с Хиландарским, до последнего времени также датировался третьей четвертью XIV века (Цигаридас  Е. Н., Ловерду-Цигарида К. Священная Великая Обитель Ватопед. Византийские иконы и оклады  М.: 2016. С. 119-131. Далее Цигаридас, Ловерду-Цигарида 2016). Однако, по мнению Е.Я. Осташенко, его можно отнести к рубежу XIV- XV столетий, за исключением иконы архангела Гавриила, которую исследовательница считает исполненной в более позднее время (Осташенко, 2017 С. 102-103). Приведенные ею аргументы весьма важны для понимания общих стилистических процессов в византийской живописи позднего XIV века (в частности для анализа стиля звенигородских икон), хотя более корректной нам представляется датировка основной части чина последней четвертью XIV века».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1905803 • 24 Окт 2024 12:46
Или далее, в главе Мастера Звенигородского чина: русские или греки?, рассуждая об общей эволюции стиля в византийской и древнерусской живописи последних десятилетий XIV века, Нерсесян и Свердлова в качестве примера приводят икону апостола Иоанна Богослова из Ватопедского чина. Авторы пишут (стр. 157) – «На смену крупным, рельефным и обобщенно трактованным формам приходят более деликатные и утонченные – небольшие, близко посаженные глаза, изящно очерченные приподнятые брови, тонкие, слегка заостренные носы и маленькие, плотно сжатые уста. Линейные разделки ликов становятся более условными, образуя почти независимый от объема стилизованный рисунок, как например, рисунок морщин на лбу апостола Иоанна Богослова (илл. 173) на иконе последней четверти XIV века из Ватопедского чина (ссылка 139) и звенигородского апостола Павла (илл. 174)".
      Илл. 173 и 174 приведены на фото 100.
Файл № 1 041 660
100 Стр. 156 из книги Л. Нерсесяна и С. Свердловой Звенигородский чин..JPG
1020.67 KB   •    0
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1905924 • 24 Окт 2024 17:49
Как уже упоминалось ранее в данной теме, в книге Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — (Музеи Московского Кремля), Елена Яковлевна Осташенко привела фрагмент иконы Святителя Николая из монастыря Дечаны (фото 101), как пример изменения стиля наступившего около середины XIV века во всем византийском мире.
       Елена Яковлевна пишет в каталоге в описание иконы Спас Ярое Око – «Атрибуция иконы как произведения московского мастера была приведена в работах В.Н. Лазарева и обоснована О.С. Поповой. Однако некоторое упрощение образа и живописного языка, усиление экспрессии – те черты, которые О.С. Попова приписывает русской интерпретации раннепалеологовского стиля, целиком соотносимы с изменением стиля, наступившего около середины  XIV в. во всем византийском мире (можно указать роспись монастыря Дечаны в Сербии 1340-х гг.)».  
      Роспись собора в Дечанах вероятно, была начата в 1338-1339 гг. и окончена не позднее конца августа 1348 г., о чем свидетельствуют две надписи в нартексе и наосе. Поэтому иконы алтарной преграды справедливо датируются 40-ми годами XIV в., или около 1350 года.
Файл № 1 041 716
101 Стр. 106 каталога Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века..jpg
1.05 MB   •    0
Файл № 1 041 715
102 Высокие Дечаны. Иконы Святитель Николай и Богоматерь с младенцем.jpg
374.15 KB   •    0


Размер икон 1,64х0,56 м. Иконы были специально выполнены для алтарной преграды монастыря Высокие Дечаны. 40-е годы XIV века.
Файл № 1 042 489
103 Иконы Святитель Николай и Богоматерь с младенцем, и Св. Иоанн Богослов.jpg
233.91 KB   •    2


В центре - икона Св. Иоанн Богослов из большого поясного «Деисусного чина» кафоликона Ватопедского монастыря на Афоне, около 1350 года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3749 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1908270 • 31 Окт 2024 16:48
Ягморт ранее в данной теме писал(а):
На фото 53 две иконы (икона Богоматери Одигитрии из Успенского собора Московского Кремля и Звенигородский Спас), по моему мнению, написанные Лазарем Муромским практически в одно время -  1349 - 1352 гг.

 
         В книге Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог/— М.: Северный паломник, 2007, Е.Я. Осташенко пишет об иконе Богоматери Одигитрии -  «Близкие аналогии типу лика Богоматери, приемы его написания находят в византийской и сербской живописи первой половины - середины XIV в.; иконе «Богоматерь Умиление» из иконостаса монастыря Дечаны ... Ближайшей аналогией для манеры письма лика Младенца на иконе является переписанный в первой трети XIV в. лик Георгия на иконе "Святой Георгий" XII в. (ГТГ), происходящей из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде«.
       
       Из книги Цигаридас Е.Н., Ловерду-Цигарида К. Священная Великая Обитель Ватопед. Византийские иконы и оклады  М.: 2016, - «Отмечавшееся ранее художественное родство между иконами ватопедского деисусного чина и евангелистами из рукописи №16 (1340\1341 г.), пожертвованной в монастырь Ватопед Иоанном Кантакузином между 1347 и 1354 годами, позволяет нам сделать предположение, что иконы деисусного чина связаны с художественной деятельностью Константинополя и, следовательно, могли быть пожертвованы в монастырь Иоанном Кантакузином».
        Вполне вероятно, что иконы ватопедского деисусного чина связаны с художественной деятельностью Константинополя, и также написаны около 1350 года.
         
        Получается, что можно предполагать, что практически одновременно, около 1350 года были написаны иконы для алтарной преграды монастыря Высокие Дечаны, собора Ватопедского монастыря Афона и Спасского собора Твери. Причем мастерами, связанными, скорее всего, с художественной деятельностью Константинополя.
Файл № 1 043 065
53 Иконы Богоматерь Одигитрия Успенского Собора Московского Кремля и Звенигородский Спас..jpg
3.06 MB   •    1


Лазарь Муромский(?), 1349 - 1352 гг. (?).
Файл № 1 043 064
104 Иконы Богоматерь Одигитрия Успенского Собора Московского Кремля и Богоматерь Умиление монастыря Высокие Дечаны..jpg
168.93 KB   •    1


Справа икона «Богоматерь Умиление» из иконостаса монастыря Высокие Дечаны, слева икона Богоматери Одигитрии из Успенского собора Московского Кремля. Около 1350 года.
Файл № 1 043 952
105 Иконы Богоматерь Умиление и Апостол Павел.jpg
167.02 KB   •    2


Слева икона «Богоматерь Умиление» из иконостаса монастыря Высокие Дечаны, около 1350 года. Справа - икона Апостол Павел из Звенигородского чина (ГТГ), 1349 год.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group