Наверх (Ctrl ↑)

Икона Святитель Николай Чудотворец. Интересная. Помогите разобраться.

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3565 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1817759 • 03 Янв 2024 16:57
В изобразительных источниках, имя Лазаря Муромского упоминается, по моему мнению, как минимум дважды. Причем, что интересно, в обоих случаях интерпретируется черт знает как, мистика какая-то ...
      Первый пример. Это знаменитая икона «Спас на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля (фото 123), написанная, как я предполагаю, Лазарем Муромским в Великом Новгороде во второй половине 1352 года, незадолго до его ухода в Обонежье.
      На передней грани подножия Христа сохранилась воспроизведенная поновителем древняя надпись (фото 124 и 125), которая по моему мнению, в авторском варианте читалась так –«В лето 6860(1352) написана бысть икона сиа владыце Моисею рукою грешна(го) недостоинаго Лазаря».
Файл № 983 410
123 Икона Спас на престоле из Благовещенского собора Московского Кремля.jpg
700.77 KB   •    5


Икона «Спас на престоле», размер 163*106 см, написана на липовой доске, с двумя односторонними шпонками и ковчегом. Предположительно, написана Лазарем Муромским (?) в Великом Новгороде во второй половине 1352 (?) года.
Файл № 983 623
124 Надпись на передней грани подножия Христа.jpg
496.38 KB   •    12


Фрагмент иконы «Спас на престоле», Великий Новгород 1352(?) год.
Файл № 983 651
125 Фрагменты икон Великомученик Георгий (ГТГ) и Спас на Престоле.jpg
627.37 KB   •    6


Нижнее фото - пример реконструкции первоначального венца на волосах Великомученика Георгия.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3565 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1818080 • 05 Янв 2024 16:15
Второй пример, еще более нереальный.
   
       В 1968 году Ольга Сигизмундовна Попова написала работу «Новгородская миниатюра раннего XIV века и ее связь с палеологовским искусством», которая была в 1972 году опубликована под тем же названием в сборнике «Древнерусское искусство. Рукописная книга».  М.: Наука, 1972. С. 105-139.

       В начале статьи Ольга Сигизмундовна пишет – «Наиболее ранний памятник русской живописи XIV в., в котором очевиден отрыв от традиций русского искусства XIII в. и использование палеологовских приемов, - миниатюра с изображением Явления  Христа женам-мироносицам в новгородской Симоновской псалтири начала XIV в. из собрания Хлудова (№3) в Государственном Историческом музее. Эта миниатюра, представляющая собой первый выходной лист, вклеена в рукопись ... К сожалению, не представляется возможным определить, когда лист с изображением Христа с женами-мироносицами был вшит в рукопись. Нет никаких вспомогательных данных для определения места и времени его происхождения, какими во множестве обладает сама рукопись. Можно предположить, что миниатюра возникла не в Новгороде и в иное, более раннее или более позднее время, чем сама рукопись. Атрибуция ее и попытка осознания генезиса ее стиля возможны только исходя из нее самой, из ее образной и живописной структуры».
   
        В 2015 году в одной из тем форума, я выставил фото 126,  и осторожно предположил, что фрагменты данных  произведений, вполне возможно были выполнены одним мастером?
Файл № 983 718
126 Фрагменты миниатюры Явление Христа женам-мироносицам и иконы Святитель Никола.jpg
695.52 KB   •    4


Слева - фрагмент медальона Христа иконы Святитель Никола. Обонежье. Около 1360 года. Лазарь Муромский (?).
Файл № 983 723
127 Симоновская псалтирь л. 1 Выходная миниатюра (ГИМ, Хлуд. 3).jpg
740.15 KB   •    4


Из Симоновской псалтири (ГИМ, Хлуд. 3). Вторая четверть XIV в.
Миниатюра л.1 - около 1360(?) года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3565 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1818449 • 07 Янв 2024 11:06
В 1968 году естественно, Ольга Сигизмундовна Попова не могла определить, когда лист с изображением Христа с женами-мироносицами был вшит в рукопись. Сейчас, по моему мнению, можно.
   
          Я считаю, что при наличном нашем материале, с большой долей вероятности можно предполагать, что это произошло в конце 50-х годов XIV века во время поездки игумена Лазаря Муромского в Великий Новгород к архиепископу Моисею за антиминсом для освящения церкви в честь «друга божия» Лазаря в Муромском Свято-Успенском монастыре.
     
          Поясню. На выходной миниатюре на л.1 с изображением явления воскресшего Христа и припавшим с обеих сторон к его ногам двум женам-мироносицам, над женскими фигурами сделана надпись «мария и марфа сестръ лазорев(ъ)», Большая часть данной миниатюры, по моему мнению, выполнена Лазарем Муромским, а вот надписи и фигуры Марфы и Марии - другим мастером, тем, кто исполнил несколько миниатюр в конце Симоновский псалтири, в том числе изображение деисусного чина с апостолом Симоном. Этот мастер, по моему мнению, сделав надпись «мария и марфа сестръ лазорев(ъ)», подчеркнул, что владелицы псалтири Марфа и Мария были духовными сестрами преподобного Лазаря Муромского. Одну из них, он возможно сам постриг в монахини, а другую благословил на постриг ...
Файл № 984 024
128 Симоновская псалтирь л. 1 Выходная миниатюра (ГИМ, Хлуд. 3).jpg
514.98 KB   •    6


Фото из книги - Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. — М.: Индрик, 2003.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3565 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1821559 • 18 Янв 2024 12:33
Ягморт писал(а):
Первый пример. Это знаменитая икона «Спас на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля (фото 123). ... На передней грани подножия Христа сохранилась воспроизведенная поновителем древняя надпись (фото 124 и 125), которая по моему мнению, в авторском варианте читалась так –«В лето 6860(1352) написана бысть икона сиа владыце Моисею рукою грешна(го) недостоинаго Лазаря».


        Почему Лазарь, а не Михаил? Попробую объяснить. Из статьи Э.С. Смирновой Новгородская икона 1337 года «Спас на престоле» в Благовещенском соборе и ее история, (стр. 193) – «Содержание надписи на подножии престола в иконе Благовещенского собора следует доверять и по другим причинам. Во-первых, она исполнена стилизованным уставом, имитирующим торжественный почерк XIV века, поэтому можно полагать, что художник её писавший, видел первоначальную надпись или её промежуточную копию».
       
        Основная надпись да, выполнена стилизованным уставом. Но дата  - «6845 ... », и в конце надписи имя художника  – « ... Михаила» -  выполнены полууставом!
        Основная надпись выполненная стилизованным уставом конечно новая, а вот дата и имя мастера судя по всему, были выполнены полууставом по фрагментам сохранившихся авторских. В дате, скорее всего, из-за неверного прочтения поновителем буквы «кси» (60), которую он принял за «ме» (45), и появилось 6845(1337), вместо 6860(1352). В имени мастера, поновитель вероятно, первую полустертую букву Л принял за М, третью З за Х , пятую Р за И (см. фото 129, желтые стрелки) ...
        В Словаре русских иконописцев XI-XVII вв. восемь упоминаний имени Михаил, и ни одного Лазарь. Поэтому вероятно поновитель и выбрал, что то близкое и понятное ...

        По моему мнению, на передней грани подножия Христа древняя надпись в оригинале читалась так –«В лето 6860(1352) написана бысть икона сиа владыце Моисею рукою грешна(го) недостоинаго Лазаря».
Файл № 986 631
129 Фрагмент вотивной надписи на передней грани подножия Христа.jpg
86.16 KB   •    23


Икона «Спас на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля. Вторая половина 1352(?) года.
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14192 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 1821628 • 18 Янв 2024 14:47
Ягморт писал(а):
Основная надпись да, выполнена стилизованным уставом. Но дата  - «6845 ... », и в конце надписи имя художника  – « ... Михаила» -  выполнены полууставом!
...
Нет в этой надписи ни устава, ни полуустава ----  абсолютно, даже "стилизованного". Вся она выполнена в технике вязи.

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3565 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1825718 • 29 Янв 2024 18:30
Не согласен! Может быть Энгелина Смирнова в самом деле ошибается, и основная надпись выполнена не стилизованным уставом, а в технике вязи. Нам это не важно  ...
     Но имя автора иконы, по любому, не считая первой буквы, написано полууставом. Как пример. На фото 130 фрагмент Евангелия Кошки написанном каллиграфическим полууставом. Фото взято из галереи форума.
Файл № 989 918
130 Лист с инициалом В и заставкой из Евангелие Кошки. РГБ ф. 304.jpg
468.91 KB   •    10


1390-е годы или первая четверть XV в. РГБ, Москва. Евангелие Кошки [ф. 304, III, № 4 / М.8654], л. 4.
Иван
Модератор
Регистрация: 31.03.2005 Сообщения: 14192 Откуда: Петроградъ
Сообщение   Сообщение № 1825802 • 29 Янв 2024 20:15
Ягморт писал(а):
Не согласен!
 Laughing
Нет у вас оснований быть не согласным )))
Имя написано вязью, точно так же как и остальной тест этой надписи.
Евангелие Кошки исполнено поздним уставом.
[некоторые специалисты склонны типизировать его как старший полуустав, но... по сути даже с.п. ---- это сниженная версия устава]

_________________
Правила форума
...
Меньше становится не времени, а себя самого... ©
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3565 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1837459 • 01 Мар 2024 14:54
Иван писал(а):
... Имя написано вязью, точно так же как и остальной тест этой надписи. Евангелие Кошки исполнено поздним уставом.  

     
         Евангелие Кошки, как и большинство рукописей XV - начала XVI века исполнено полууставом. Об этом пишут и Анатолий Турилов и Мария Гальченко.
         Из статьи М.Г. Гальченко. Об особенностях оформления, почерка и орфографии Псалтири с дополнениями – памятника последней четверти XV в. из собрания И.М. Фадеева (стр. 300 – 324 книги Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси: Избранные работы. — М.—СПб.: Алетейя, 2001. — 496 с. — (Труды ЦМиАР; 1)):
        «Интересно, что хотя в орфографии московских рукописей первой четверти XV века, написанных каллиграфическим полууставом и отличающихся богатством декора (а именно, в Евангелии Кошки и в Андронниковском Евангелии, созданных, скорее всего, не ранее к 10-х годов этого столетия)» ... И далее – « А.А. Турилов высказал предположение (устное сообщение), что писцом Псалтири с дополнениями мог быть новгородский каллиграф Закхей, написавший «Вааламское» Евангелие Апракос 1495 г. (БАН, 24.4.26|,/Срезн.), Евангелие Апракос из Коневского монастыря 1523 г. (РНБ, НСРК, F. 111. 1945), и возможно, некоторые другие рукописи позднего XV – 20-х годов XVI в., в частности Евангелие тетр 1480-х годов (ИРЛИ, Древнехранилище, собр. М.Ф. Першина, №1), Евангелие Апракос 20-х годов XVI в. (БАН 13.1.26). Все эти рукописи написаны, как и Псалтирь, крупным литургическим полууставом …».
       
        Но имя автора иконы «Спас на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля, по моему мнению, написано (неважно вязь это, поздний устав или полуустав) по фрагментам сохранившихся авторских букв
Файл № 997 352
131 Обложка Книги Гальченко М.Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси..JPG
727.33 KB   •    1


М.: УНИК, АЛЕТЕЙЯ, 2001. – 496 с.
(Труды ЦМиАР; 1).
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group