Наверх (Ctrl ↑)

Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова [Новая Третьяковка, 21.12.2023 — 14.04.2024]

Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 18186 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 1814880 • 21 Дек 2023 15:14
Государственная Третьяковская галерея, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) представляют выставку копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации, Овчинников всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.


Выставка будет проходить на Крымском Валу, 10, залы 39-42.

Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах – от приготовления красок и подготовки основы до «завершающих штрихов», в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Стремясь досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке.

Работа над копированием фресок 1465 года в церкви Успения Богоматери в Мелётове под Псковом сопровождалась настоящим исследованием этих загадочных и необычайно сложных по составу и иконографии сюжетов памятника. Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с житийной иконой Святителя Николая Чудотворца (Государственная Третьяковская галерея), которая современна росписи храма и доподлинно из него происходит. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь обращался к ней, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков.

География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Он много времени провел в Грузии, копируя фрески IX–XIII столетий в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в церквах Атени, Бетании и Ачи. В его копиях и кальках нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают специально подготовленные к выставке объемно-пространственные реконструкции.

Уникальное наследие Овчинникова, хранящееся в научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, сегодня представлено широкой публике в залах Государственной Третьяковской галереи вместе с двумя иконами из музейного собрания, которые были исследованы и реставрированы художником, – «Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), со священномучеником Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом» и «Спас (оплечный)». В 1960-е годы икона Спасителя вызывала жаркие споры среди специалистов: одни считали ее искусной подделкой XIX века, другие – произведением Андрея Рублева. При подготовке нынешней выставки в Третьяковской галерее были проведены исследования, позволившие вновь обратиться к вопросам, поставленным более полувека назад, и предложить их решение на новом уровне.

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/russkaya-i-gruzinskaya-srednevekovaya-zhivopis-v-nasledii-a-n-ovchinnikova/
Файл № 981 492
ГТГ-01.jpg
159.5 KB   •    41


А. Н. Овчинников. Рождество Христово. Копия-реконструкция фрески церкви Святого Георгия в Ачи (южный склон свода). 1980-е гг.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group