Наверх (Ctrl ↑)

Мог ли Звенигородский чин из собрания ГТГ быть первоначальным Деисусом Спасского собора Твери? Попробуем разобраться.

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3117 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1691200 • 13 Ноя 2022 08:49
Пожар 6957(1449 год), когда сгорела значительная часть кремля (Из Летописного сборника, именуемого Тверскою летописью. Т. 15. - 1863. - VII с., стб.- 494). -  «Въ той же день погоре град Тверь, и стъна вся, и князя великого дворъ, и церкви и двори вси. … а загорълся на раней зоръ; а солнце зойшло и люди учали по пожарищу ходити, мъсяца марта въ 25».    
        Пожар начался на ранней заре в марте, железные двери кафедрального кирпичного собора естественно были закрыты. Эккехард Клюг конечно прав, собор от этого пожара не пострадал, да и никаких упоминаний об этом в источниках нет.
   
       Другое дело,  пожар июля 1537 г., описанный Софийской летописью: – « … того же лета месяца iюля въ 22 день, в неделю, въ вечеру, и весь градъ выгоре … въ те поры отъ великого страха забыша церковных дверей затворити, и приде пламень великiй и все въ церкви божiи попали и сожже: честные и чюдные иконы отъ древнихъ летъ …, и … сосуды, и святые книги, и все сгоре и потребися и не остася ничтоже … ».    
       Максим Грек, наблюдавший за этой катастрофой из Отроча монастыря, писал  - « … судбами Божиими неизреченными огнь, не вемы откуду, възгоревся внезаапу, и духъ буренъ, възставъ от северьскых странъ градскыа стены, …саму же стену всю окрестъ и велику съборную церковь съ всми святыми образы и священными съсуды, и пеленами и книгами, и ины многы священныа храмы и дворы всъми вся вкупъ вытребилъ в малъ времени … ».

        Июль, вечер, жара, церковные двери открыты ... и как пишет очевидец пожар охватил собор Спаса Преображения со всеми чюдными иконами, книгами ...  Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3117 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1691313 • 13 Ноя 2022 16:32
Ну это же, очевидно! Получается, что Деисусный чин(так называемый «Кашинский») из Спасо-Преображенского собора в Твери и Деисусный чин из Благовещенского собора Московского Кремля были созданы после пожаров 1537 и 1547 года соответственно, и тот и другой должны атрибутироваться - второй четвертью XVI века! ... имхо, конечно!
https://www.icon-art.info/group.php?lng=ru&grp_id=2
https://www.icon-art.info/group.php?lng=ru&grp_id=30
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3117 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1691647 • 14 Ноя 2022 15:58
В статье Беляев Л. А., Ким О. Г., Рябов В. А., Хохлов А. Н. Спасо-Преображенский собор Твери XIII–XIV веков: опыт объемной реконструкции. Журнал по истории древнерусского искусства. — 2019. — № 1. приведена схема реконструкции плана Спасо-Преображенского собора (фото 17).
       Согласно приведенному на схеме масштабу, можно приблизительно определить, что расстояние между алтарными столпами составляло около 5 метров, при общей внутренней ширине собора порядка 12 метров. Согласно описи 1626 года деисусный ряд находился в 1626 году в иконостасе тверского кафедрального Преображенского собора и состоял из 11 икон. Длина деисусного ряда, сохранившегося полностью, составляет около 11 метров, если точнее 10,99 м. Праздничный ряд состоял из 14 икон, суммарной длиной около 11,3 метра. Какой вывод? Созданный после пожара 1537 года комплекс состоял из пророческого, деисусного и праздничного рядов и включал в себя 11 икон деисусного ряда и 14 икон праздничного. Мог ли он быть создан раньше, например, во второй четверти, середине XV века и происходить из иконостаса какого-то другого древнего храма? Нет конечно, вероятность такого события практически нулевая!
Файл № 906 473
17 Спасо-Преображенский собор Твери XIII–XIV веков.jpg
163.17 KB   •    0


Из журнала по истории древнерусского искусства. — 2019. — № 1. — М., 2019.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3117 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1691683 • 14 Ноя 2022 17:48
На фото 18 две иконы Архангела Михаила из Деисусного чина. Левая из Деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля, правая из Спасо-Преображенского собора в Твери. Два интересных момента. Высота обоих икон 210 см. Глубина ковчега, ширина полей визуально идентична.
    С точки зрения логики, правая икона должна быть создана после пожара 1537 года, левая после пожара 1547 года ...
    Но увы, пожары тут не причем, логика в данном случае не действует. Левая икона атрибутируется, как правило - Последняя четверть XIV в, а правая - Середина XV в. ...
Файл № 906 515
18 Две иконы Архангел Михаил из Деисусного чина.jpg
773.77 KB   •    3


Левая из Благовещенского собора Московского Кремля, правая из Спасо-Преображенского собора в Твери. Высота икон - 210 см.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3117 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1691957 • 15 Ноя 2022 14:52
Из публикации реставратора С.И. Голубева – « ... Попробуем уточнить дату создания комплекса. В настоящее время его чаще всего датируют серединой-второй половиной XV в. У нас нет никаких сведений о работах в Преображенском соборе в этот период. Но обращает на себя внимание одно обстоятельство, которое может помочь в решении данного вопроса, - чрезвычайная экономия материалов при работе над иконами. Следует отметить узкие надставки многих икон (в том числе «Деисуса») случай необычайный и свидетельствующий о нехватке сухого выдержанного дерева. Рентгенографическое исследование выявило ещё одну деталь – экономию паволоки. На самых больших по размерам и ответственных деисусных иконах паволока, положенная по всей поверхности, состоит из двух – трех больших кусков ткани. На иконах пророческого ряда паволока составлена из фрагментов средней величины, а прорехи ткани и просветы между отдельными кусками «залатаны» более мелкими. В иконах же праздничного ряда паволока представляет собой своеобразную мозаику из разных по форме и структуре мелких обрывков, сплошь покрывающих поверхность доски.
           Таким образом, мастера испытывали острый недостаток не только в сухом дереве; им не хватало таких простых вещей, как старые ткани, обычно использовавшиеся  иконописцами в качестве паволоки. Отмеченные особенности могут быть результатом особых, чрезвычайных условий ... Мы можем предположить, что именно указанное бедствие (пожар 1449 г.) послужило причиной поспешного создания нового иконостаса для центрального храма Тверского княжества. В таком случае время рассматриваемого комплекса: вторая половина 1449 г. – начало 1450-х годов или около 1450 г.».
         
           На сохранившихся иконах многоуровневого иконостаса из Спасо-Преображенского собора Твери нет никаких следов пожара 1537 года, зато на полях сохранилась родная басма XVI  в.. Особые, чрезвычайные особенности создания иконостаса можно объяснить пожаром 1537 года ... Но объяснить, такие же, не имеющие аналогов особенности для создания многоуровневого иконостаса для какого-то менее значимого храма в Тверском княжестве во второй четверти, середине XV в.  -  я считаю, задача невыполнимая, от слова совсем ...  Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3117 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1692654 • 17 Ноя 2022 12:01
Одна из ранних тем форума – Каталоги музеев Московского Кремля: красная серия
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=181
       
        Первым идёт каталог – Щенникова Л. А.
Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля: Деисусный и праздничный ряды иконостаса: Каталог. М., Красная площадь, 2004.
         Кстати, который можно скачать в библиотеке форума –
https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=199
         
         Изумительный каталог, образцово – показательный! Например, для каждой иконы не просто приведено изображение оборота иконы (тыльной стороны), что практически не встречается в научной литературе, но и дано подробное описание не только изображения, оборота иконы, но и её основы – иконного щита. В описании каждой иконы есть рубрики – «Сохранность», «Реставрация», «Иконография». Не каталог, а сказка!
         
          Что сразу бросается в глаза? Как и в случае Деисусного чина(так называемого «Кашинского») из Спасо-Преображенского собора в Твери, мастера при изготовлении основы икон Деисусного чина из Благовещенского собора Московского Кремля испытывали острую нехватку сухого выдержанного дерева. Основы практически всех икон имеют сколы, надставки, значительные коробления. Мастера не располагали достаточным количеством подходящего материала - выдержанных липовых досок ...
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group