В начале данной темы -
Василий писал(а):
Ягморт, опять вы путаете и искажаете смысл Послания Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае.
Там написано так:
Цитата:
... И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати.
На современном русском это так: " ... И свет был в месте том самосветящийся,
даже невозможно человеку рассказать о нем."
В авторском варианте, этот эпизод Послания, наиболее вероятно, заканчивался вот так - "И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ. И пребыша долго время на мѣстѣ томъ, а солнце не видѣ, но свѣтъ бысть
многочасьтный, свѣтлуяся паче солнца ".
В электронной публикации Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН - комментарий к этому отрывку Послания Н.С. Демковой - ... свѣтъ бысть
многочасьтный ... — то есть свет состоял из многих частей («многочасьтный» — точный перевод греч. πολυμερής — многосоставный, дробный), был многокрасочным,
мерцающим;
Современная наука, в отличие от средневековых переписчиков, может рассказать и объяснить человеку природу этого
свечения и мерцания икон в
древнерусских храмах. Примерно так - « ... аморфные земляные краски, которые конечно также отражают свет (иначе мы бы их просто не видели), но большАя часть света ими все же поглощается. То есть для того, чтобы они проявили свой цвет, необходимо много света. Другое дело в случае
кристаллических пигментов. Эти отражают гораздо больше света, чем упомянутые аморфные. Иными словами, для того чтобы проявить цветоносность, аморфным пигментам необходимо гораздо больше света, чем кристаллическим. В храмах,
с их ограниченным освещением, тусклым лампадным и свечным светом, аморфные пигменты быстро теряют цветность (это как «впотьмах все кошки серы»), а кристаллические проявляют все свое оптическое преимущество, подобно тому, как алмаз преломляя падающий на него луч света как бы сам
становится источником света. Это физические свойства, которые определяются показателями преломления и степенью поглощения (абсорбции) света …».