Наверх (Ctrl ↑)

Мог ли Звенигородский чин из собрания ГТГ быть первоначальным Деисусом Спасского собора Твери? Попробуем разобраться.

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1684775 • 23 Окт 2022 18:56
По моему мнению, на сегодняшний день существуют три основные точки зрения, относительно датировки и атрибуции Звенигородского чина.
     
        Первая отражена в публикации декабря 2018 года Смирнова Э. С. Об изучении творчества Андрея Рублева: некоторые уроки выставки 2010–2011 гг. и недавних исследований Исторический журнал: научные исследования, 2018 - 6. стр. 77-83.

        В конце публикации Энгелина Сергеевна пишет - "Звенигородский чин обоснованно принято относить ко времени около 1400 г., исходя из времени создания Успенского собора на Городке в Звенигороде, с которым связано происхождение чина. ...
         ... Звенигородский чин с большой полнотой продолжает традицию византийской классики: в пластике рельефа, ощущении пространственности форм, богатстве и переливчатости колорита, а это указывает на многогранность «рублевского» (понимая его в широком смысле) направления в русской живописи, на его эволюцию и, что представляется особенно важным, на его связь с византийским наследием, перенесенным на русскую почву. Вместе с тем особая силуэтность форм Звенигородского чина не характерна для известных нам византийских художественных ансамблей. Нельзя исключить возможности создания икон не русскими, а византийскими мастерами особого направления, которое в сохранившемся византийском художественном наследии не представлено другими памятниками. Коль скоро мы связываем знаменитый Высоцкий деисусный чин конца XIV в. (Третьяковская галерея) с работой византийских художников, приехавших на Русь, то и Звенигородский чин, с его специфическими технологическими особенностями, можно рассматривать как творение группы византийских иконописцев на Руси, что сыграло огромную роль в сложении «рублевского» художественного направления".
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1684858 • 23 Окт 2022 22:43
В 2019 году был издана книга - Саввинские чтения: Сборник трудов по истории Звенигородского края. Выпуск 4. Звенигород. [Издание Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея]. 2019. 503 стр.
       В разделе - II. Новейшие открытия в области изучения памятников древнерусской живописи в Звенигороде была опубликована статья - В.В. Баранов Сравнительный анализ технико-технологических особенностей стенных росписей рублевского времени в Успенских соборах Звенигорода и Владимира.
       В конце статьи автор пишет - "В 1390-х годах возводился также Звенигородский Успенский собор. ... Роспись отстроенного после этого похода (вероятнее всего, в 1396-1397 годах) звенигородского собора должны были начать чуть позже, после просушки стен и подготовительных работ, то есть в 1398 или 1399 году. ... наиболее вероятным руководителем коллектива, "подписавшего" княжеский собор в Звенигороде и создавшего его иконостас, следует считать Симеона Черного, которого московский летописец ставил вровень с Феофаном Греком, упоминая в 1395 году их общую мастерскую".

       По мнению В.В. Баранова Звенигородский чин был написан для Звенигородского Успенского собора вероятнее всего в 1398 или 1399 году, скорее всего бригадой Симеона Черного.
Файл № 902 382
7 Обложка Книги Саввинские чтения, выпуск 4.jpg
73.24 KB   •    15


Издание Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. 2019 г. 503 стр.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1684920 • 24 Окт 2022 10:13
В книге Иконопись ГТГ 2019. Иконопись. — М., 2019. Государственная  Третьяковская галерея, читаем -
        "Около 1400, Москва" ... и далее - "Вместе с тем комплексные исследования технико-технологических особенностей звенигородских икон, осуществленные в Третьяковской галерее в 2016-2017 годах, позволили выявить некоторые существенные различия в приемах между этими иконами и "Троицей" Рублева, так что весьма вероятно, что Звенигородский чин был исполнен каким то другим московским мастером или даже двумя мастерами".
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1684950 • 24 Окт 2022 11:13
По моему мнению, можно привести ряд веских аргументов, в пользу четвертого варианта атрибуции и датировки Звенигородского чина - "Иконы Звенигородского чина были написаны скорее всего в Великом Новгороде в 1349 году под руководством и при непосредственном участии Лазаря Муромского. Который, наиболее вероятно, был и автором иконы Спаса".
       Чин, по моему мнению, был написан по заказу Тверского епископа Феодора Доброго и предназначался для Спасского собора Твери.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1684962 • 24 Окт 2022 11:37
В феврале 2016 года сфотографировал в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника фрагмент композиции "Воскрешение Лазаря" фрескового ансамбля церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода (фото 8.). Сравнил с разделкой одежд иконы Святитель Никола (фото 9).
       Разместил фото в одной из тем форума, предположив, что приведенные фрагменты произведений монументальной и  станковой  живописи возможно выполнены рукой одного мастера -
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=725845#725845

        Посмеялись, посмеялись ...  Rolling Eyes
Файл № 902 486
8 Фрагмент композиции Воскрешение Лазаря.jpg
147.62 KB   •    18


Фрескового ансамбля церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода. Около 1360 года.
Файл № 902 485
9 Фрагмент разделки одежд иконы Святитель Никола и фресковой композиции «Воскрещение Лазаря». Около 1360 года..jpg
174.82 KB   •    27


Слева фрагмент разделки одежд иконы Святитель Никола. Обонежье, около 1360 года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1684973 • 24 Окт 2022 11:56
На фото 10 и 11 фрагменты икон из Звенигородского чина. Трактовка одеяний апостола Павла и архангела Михаила в целом идентична моделировкам одежд на иконе Святитель Никола. Случайное совпадение?
     
        На фото 12 слева фрагмент иконы Святитель Никола. Из технико-технологического исследования 2013 года (В.В. Баранова и М.М. Наумовой) иконы Святитель Никола – «В базовом слое роскрыши фелони святителя преобладает красно-коричневая охра, имеется небольшая примесь белил и сажи. В моделировке пробелов использованы белила и смальта. Складки одежд дополнительно прорисованы красно-коричневой охрой с небольшой примесью сажи».
         Необходимо учесть, что за прошедшие столетия пигмент смальта, к сожалению, потерял свои свойства. Из-за вымывания калия, цвет пигмента из ярко синего, стал зеленовато-серым.
Файл № 902 490
10 Разделка одежд иконы апостол Павел.jpg
61.25 KB   •    20


Фрагмент иконы апостол Павел. Из Звенигородского чина (ГТГ).
Файл № 902 489
11 Разделка одежд иконы Архангел Михаил.jpg
128.45 KB   •    20


Фрагмент иконы архангела Михаил. Из Звенигородского чина (ГТГ).
Файл № 902 493
12 Разделка одежд икон Святитель Никола и апостол Павел.jpg
616.01 KB   •    45


Слева фрагмент иконы Святитель Никола. Обонежье, около 1360 года.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1685045 • 24 Окт 2022 15:29
Три года назад Илья подсказал, что фрагмент иконы Святителя Николая из монастыря Высокие Дечаны, авторами каталога Иконы Успенского собора 2007. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века.  — М.: Северный паломник, 2007., приведен как пример изменения стиля наступившего около середины XIV века во всем византийском мире.
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1272968#1272968

    Найти фото этой иконы в интернете не составило труда (на фото 13 - слева). Иконы были специально выполнены для алтарной преграды монастыря Высокие Дечаны, и до сих находятся на своем месте.
Файл № 902 542
13 Высокие Дечаны. Иконы Святитель Николай и Богоматерь с младенцем.jpg
374.15 KB   •    27


Размер икон 1,64х0,56 м. Иконы были специально выполнены для алтарной преграды монастыря Высокие Дечаны. 40-е годы XIV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1685239 • 25 Окт 2022 10:12
И далее в теме форума Иконы Успенского собора 2007 - соединил вместе фото своей иконы Святителя Николы, и иконы Николай Чудотворец Монастыря Высо́кие Деча́ны (фото 14). И стало понятно, что появился ещё один веский аргумент в пользу предположения, что путь Лазаря Муромского со Стефаном Новгородцем и с его "осмью други своими" в Великий Новгород в 1348 году проходил именно через Высо́кие Деча́ны, главный сербский православный монастырь в Косово. И они, уже тогда, могли видеть наиболее прогрессивный алтарь того времени, а также фрески и иконы монастыря во всем их великолепии, ведь роспись собора была окончена не позднее конца августа 1348 года (роспись собора вероятно, была начата в 1338-1339 гг. и окончена не позднее конца августа 1348 г., о чем свидетельствуют две надписи в нартексе и наосе).
       А то, что путь Лазаря Муромского с купеческим караваном в Великий Новгород вполне мог проходить через Сербию, хорошо видно на примере хожения на Флорентийский собор неизвестного суздальца (фото 15). Путешественники покинули Венецию 22 декабря 1439 года, а в Загреб прибыли 7 февраля 1440 года ...
Файл № 902 673
14 Слева икона Николай Чудотворец монастыря Высокие Дечаны, 40-е годы XIV века.jpg
602.7 KB   •    26


Справа икона Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.
Файл № 902 748
15 Маршрут Хожения на Флорентийский собор неизвестного суздальца в 1437-1440 гг.jpg
228.16 KB   •    18
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1685348 • 25 Окт 2022 15:42
А вот, что я писал в конце мая 2021 года об иконе София Премудрость Божия -
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1506910#1506910
 
Ягморт писал(а):
  А самое раннее упоминание об иконе, скорее всего, содержится в Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (которое можно уверено датировать периодом 1349-1352 гг.). В тексте послания упоминается икона Деисус, предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Новгорода - « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью, и светъ бысть в месте томъ самосияненъ». Икона Деисус, скорее всего, была написана Лазарем Муромским в 1349 или в 1350 году одновременно с изготовлением Лихачевских врат, …


     И в другой теме форума -
Ягморт писал(а):
... – «Полемика Василия с Федором  была длительной и не ограничивалась одним Посланием. Федор, скорее всего, прекрасно знал кто такой Лазарь чудный(непостижимый), и о какой конкретно иконе Деисус идет речь. Поэтому подробное описание данных реалий  и осталось вне послания».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1685361 • 25 Окт 2022 16:10
Ягморт писал(а):
Из статьи М.М. Наумовой - "Иконы так называемого Звенигородского чина, вероятнее всего деисусного ряда, который помещался на архитраве алтарной преграды, ...

        Из Полное собрание русских летописей. Т.18. Симеоновская летопись. С.Петербург, тип. Александрова – СПб.,  1913.

- "Въ лъто 6793(1285) ... Того же лъта заложена бысть на Тфъри церковь камена ...".
- "Въ лъто 6795(1287) ... Того же лъта епископъ Симеонъ Тфърскыи свящалъ малымъ священiемъ церковь камену на Тфъри святого Спаса, еще не съвръшену сущу, и служааше въ неи, а мастери дълаху святого Спаса".
- "Въ лъто 6798(1290) мъсяца Ноября въ 8 день, ... свершена быть на Тфъри церковь камена святого Спаса и священа бысть епископья Тверская ...".
- "Въ лъто 6800(1292) иконописци подписаша на Тфъри церковь камену святого Спаса".
       
        Из Полное собрание русских летописей. Т.10: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью / Пригот. к изд. А.Ф. Бычковым. – СПб., 1885.      

- "Въ лъто 6857(1349) ... Того же лъта владыка Феодоръ Тверскiй подписалъ алтарь во святымъ Спасъ в Твери".

        На фото 15 приведен маршрут хожения на Флорентийский собор неизвестного суздальца. Путешественники покинули Венецию 22 декабря 1439 года, а в Загреб прибыли 7 февраля 1440 года. И если путь Лазаря Муромского со Стефаном Новгородцем и с его "осмью други своими" в Великий Новгород в 1348 году проходил именно через Высо́кие Деча́ны, то скорее всего по этому же маршруту они продолжили свое движение. И путь этот, как мы видим, проходит через Тверь.
        И вполне возможно, что именно после встречи с Лазарем Муромским епископ Тверской Феодор и принял решение, учитывая недостаток средств, ограничиться только "подписанием" алтаря. Изготовить новые Царские врата, и разместить не на архитраве, как предполагала в своей публикации М.М. Наумова, а скорее на парапете(барьере) алтарной преграды, специально заказанный - Деисусный чин ...  Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1688230 • 04 Ноя 2022 11:58
Ягморт писал(а):
... Когда в 1399 г. впал в предсмертную немощь великий князь тверской Михаил Александрович, то, дав последнее напутствие детям, пошел он в Преображенский собор и «бил челомь святому Спасу, и пречистой его матери, и помощнику своему великому архистратигу Михаилу, ... (Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. Т. 15. - 1863. - VII с., стб.- 460).    
        Считаю, что можно "осторожно предположить", что в данном отрывке упоминаются две из трёх известных нам икон Звенигородского чина (ГТГ).

         По моему мнению, во-первых в данном отрывке упоминаются иконы Спаса и Архангела Михаила из Звенигородского чина. Упоминаются вместе справа налево - икона Спаса, икона Богоматери, икона Архангела Михаила, в той последовательности как они расположены в чине. Во-вторых, «бил челомь» - по любому Деисусный ряд был расположен на парапете(барьере) алтарной преграды, а не на значительной высоте на горизонтальной балке, которую в научной литературе одни называют - «космитис», другие - «темплон», третьи – архитрав.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1688242 • 04 Ноя 2022 12:21
В 2000 году была опубликована статья Сарабьянов В.Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода // Иконостас: Происхождение — развитие — символика: [Сб. ст.]. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 312–359.
https://www.icon-art.info/bibliogr_item.php?id=5062
       Последний раздел статьи посвящен Древнерусским алтарным преградам XIV-XV вв.

       Владимир Дмитриевич пишет – «Мы не знаем, когда и где в предалтарном пространстве впервые появился крупномасштабный Деисус, но пример церкви Федора Стратилата на Ручью, построенной в 1360-1361 гг., показывает, что во второй половине XIV в. он существовал в новгородской среде в уже сформированном виде». И далее, про это чин  – « ... Итак, перед нами один из первых русских иконостасов, состоящий из Деисуса и, вероятно, царских врат, которые, как и в постройках XII в., могли и не иметь конструктивной связи между собой ... Отметим, что этот иконостас по высоте (4,3 м) близок преградам XII в., и его композиция подтверждает наше предположение, что вектор заполнения пространства преграды иконами был направлен не вверх, а вниз от темплона».
       И в конце раздела – « ... Местный ряд, в этих памятниках, как и в церкви Федора Стратилата, отсутствовал, и этот факт ещё раз подтверждает мнение большинства исследователей о том, что символическое и композиционное развитие иконостаса т.е постепенное заполнение его пространства рядами икон, начиналось с Деисуса (и ссылка - Лазарев В. Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII–XIII веков. (К истории иконостаса) стр. 139). Деисус не поднялся над темплоном, а спустился с него, и для его крепления возникло нижнее тябло, тогда как сам темплон превратился в верхнее тябло ...».
   
       Вполне возможно, что со временем признают, что примером первого Деисуса размещённого под архитравом в предалтарном пространстве древнерусских церквей будет Деисусный чин написанный Лазарем Муромским в 1349 году для Спасского собора Твери.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1689845 • 09 Ноя 2022 11:18
Из – «Выпись из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фадеева 1626 года. Город Тверь, 1901».

        ... (стр. 2) – «Город Тверь, а в городе церковь соборная каменная во имя Боголепного Преображения ... двери царские и сень и столпцы нарези Савина монастыря, столпцы попорчены; старые царские двери и сень и столпцы были окладные» (стр. 3) – «оклада нету ничего, стоят в приделе преподобном Сергее; да в тябле Деисус стоячей десяти падей; одиннадцать икон были обложены серебром басмены позолочены, а ныне ободраны поручни, в другом тябле над Деисусы праздницы двенадцать образов, оклад цел у одиннадцати образов, а образ Вход во Иерусалим оклад попортило молниею ... две рапиды медные, на них Спасов образ да херувими и серафими, одна позолочена, а другая была позолочена да» (стр. 4) – «обгорела, рукояти деревянные ...», (стр. 5) – « ... Да в Спасе ж книг: ... треодь же посная и десть печать литовская, половина треоди цветной печатная в десть с третьего гласу, а другая сгорела, ... «
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1690987 • 12 Ноя 2022 14:25
В галерее форума представлен Деисусный чин(так называемый «Кашинский») из Спасо-Преображенского собора в Твери.

https://www.icon-art.info/group.php?lng=ru&grp_id=30

       По моему мнению, ошибочно атрибутированный серединой XV века. Почему, скорее всего, ошибочно? Станет понятно далее.

       Как установил в конце 70-х годов XX века известный реставратор С.И. Голубев в Кашин это Деисусный чин попал из Твери. Согласно Выписи из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фадеева 1626 года (фрагмент приведен в предыдущем сообщении данной темы) этот Деисусный чин находился в 1626 году в иконостасе тверского кафедрального Преображенского собора. Опираясь на атрибуцию чина Г.В. Попова, согласно его публикации 1977 года – «вторая четверть, середина XV века», Голубев предположил, что создание нового иконостаса для кафедрального Преображенского собора было связано с грандиозным пожаром в Твери 1449 года, уничтожившего весь город – «Мы можем предположить, что именно указанное бедствие послужило причиной поспешного создания нового иконостаса для центрального храма Тверского княжества. В таком случае время рассматриваемого комплекса: вторая половина 1449 г. – начало 1450-х годов или около 1450 г.»

      Авторы книги Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. — М.: Наука, 1979, в целом поддержали мнение С.И. Голубева, и с 1979 года данный Деисусный чин атрибутируется серединой XV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3616 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1691000 • 12 Ноя 2022 14:47
В 1994 году в Твери была издана книга Клюг Эккерхард. Княжество Тверское (1247 - 1485г.г.). Из аннотации книги - "Книга немецкого историка Эккехарда Клюга посвящена истории Тверского княжества XIII — XV вв. Опираясь на материалы практически всех известных письменных источников и исследований, автор подробно рассматривает важнейшие вопросы политической истории средневековой Твери. Эта книга — единственное монографическое исследование древней Твери за последние 100 лет".
     
        На стр. 307 автор пишет - "25 марта 1449 г. город Тверь полностью выгорел от пожара. ... Неизвестный автор "Слова похвального" сообщает, что после пожара Борис Александрович пришел "в бывший градъ къ Святому Спасу" к тверскому епископскому собору, построенного из камня и поэтому, вероятно, уцелевшему от огня".
Файл № 906 034
16 Обложка книги Клюг Эккерхард. Княжество Тверское (1247 - 1485г.г.).jpg
272.82 KB   •    21


Тверь РИФ 1994г. 432 с.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2024 phpBB Group