Наверх (Ctrl ↑)

Размышления над материалами каталога «Хранители времени» (2019)

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2963 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1655935 • 23 Июл 2022 19:50
Сколько людей, столько и мнений.
   
       2008 год. (Из книги - Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008.)  –  Т.Ю. Царевская об иконе -  "София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода – « ... Однако живопись иконы сохранилась с многочисленными чинками и поновлениями, что особенно хорошо заметно в нижней, чрезвычайно потертой ее части. Здесь имеется множество следов от гвоздей, которыми когда-то крепился басменный оклад, и вставок левкаса; как уже упоминалось, многострочная киноварная надпись с толкованием образа основательно стерта. Фигуры, вероятно, не закрывавшиеся окладом, производят впечатление лучше сохранившихся. Однако очевидно, что по крайней мере ассист, элементы драпировок и причесок прописаны в XIX веке».  

       Март 2008 года. Ответ (об иконе Святитель Никола) Кольцовой Татьяны  Михайловны, заведующей отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств. -  «…  Посмотрели икону вместе с  О.Н. Вешняковой, моей коллегой. Основа, иконография, рисунок  свидетельствуют о середине - второй половине ХVI века. Однако ... Икона претерпела антикварную реставрацию. Даже на фотографии видны многочисленные вставки левкаса, тонировки авторской живописи. Есть сомнение в авторской подлинности голубоватых пробелов, части орнаментов, белильных прописей на лике. Важно установить, каков процент сохранности авторской живописи. На глазок это установить нельзя. Необходима экспертиза с приборами (ВХНРЦ, ВНИИР). В музей такой памятник без официального экспертного заключения приобретать опасно".  С уважением Т.М. Кольцова.

       Июнь 2012 года. Из экспертного заключения ВХРНЦ им. Грабаря от 20 июня 2012 года (икона Святитель Никола) – « …Если письмо лика приближено к  живописной манере 16 века, то разделки фелони повторяют рисунок, традиционный для новгородского письма 15 века. При этом на края фелони нанесен орнамент, не соответствующий ни 15, ни 16 веку ... .Таким образом, компиляция разновременных и разностильных элементов позволяют считать представленную икону произведением, имитирующим  живопись 15-16 веков, что характерно для периода коллекционирования древних икон в России рубежа 19-20 вв. К этому времени  относится и создание оклада, под который и была выполнена икона. Категория ценности – икона и оклад имеют антикварную ценность".

       Февраль 2012 года. Фамарь (Илья Боровиков об иконе Святитель Никола) - «По первым фото составил определённое мнение, фото макросъёмкой его только подтвердили. Полагаю, что в основе - икона XVIв., в позднем окладе (первая треть XIXв.), частично раскрытая от записей и сильно дописанная глазуновым-самоделкиным года в 70-80-е. Запись скрывает почти все остатки авторской живописи. Очень хороши и почти не испорчены чинкой: древний фон, надписи, фрагменты одежд Христа и Николы. Хозяин иконы, мне кажется, правильно обеспокоился, но сейчас обсуждение бессмысленно - икону нужно раскрыть, безжалостно снося всё позднее, а вот потом уже показать учёным ...».

      Март 2013 года. Мнение (об иконе Святитель Никола) Сергея Анатольевича Субочева - художника-реставратора древнерусской темперной живописи и деревянной полихромной скульптуры ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря - " ... икону писал русский иконописец  -  выходец с Афона, или бывший в паломнической поездке на Афон, и хорошо знакомый с иконописью монастырей".

      2013 год, октябрь. Ответ О.С. Поповой (об иконе Святитель Никола) – «Саша! Отвечаю на полученную от Вас корреспонденцию. … Я обычно по фото атрибуцию не делаю. Но что это не 15 век, как считает владелец, я ручаюсь. Вполне может быть и Новгород. Еще скажу, что икона очень хорошая по качеству и сохранности. Всего Вам доброго. Если будут вопросы - можно обсудить. Оля Попова».

     2008 год. Статья Сарабьянов В.Д. Росписи Владычной Палаты Новгородского Кремля: Келья Иоанна. Предварительные заметки по результатам реставрационных работ в 2006–2007 годах.       На стр. 129-130 Владимир Дмитриевич пишет (об иконе -  "София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода) – « ... Ближайшей по времени аналогией является икона из Благовещенского собора Московского Кремля, которая обычно датируется в пределах первой половины XV века, а также икона в местном ряду Новгородской Софии, которая находится под частичной антикварной записью и поэтому до сих пор не имеет твёрдо обоснованной атрибуции и датировки».
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2963 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1659336 • 03 Авг 2022 11:01
Можно привести еще ряд более поздних мнений по датировке иконы Святитель Никола авторитетных ученых и специалистов (ГосНИИР, музеи  Московского Кремля, музея имени Андрея Рублева, коллектива новгородских реставраторов, форума сайта «Христианство в искусстве»  ...).

     Февраль 2016 года – «Представленное на фотографии изображение не может иметь отношения к новгородской живописи XIV в. ... Для справки: новгородские иконописцы в XIV-XVI веках для изготовления основы использовали практически исключительно липу, в качестве  наполнителя левкаса только мел (не гипс!). Применение смальты в Новгороде чрезвычайно редко».

     Март 2017 года – « ... сомневаться в XVI веке нет оснований» .

     Август 2018 года – « .... на XIV век? Нет  Laughing Хотя чуть более ранняя датировка вроде возможна, но если XVI в. консесусное решение всех ведущих ученых, чего тут рыбу смешить. Попытка опровергать их мнение цитатами из их же работ особенно мила (Ягморт). Если не нравятся их умы - нечего ссылаться на литературу их (лазаревской) школы ...».

      Ноябрь 2018 года – «Конец XV века ...».

     Февраль 2019 года  - "Мы не отрицаем, что основа иконы середины XIV века, но считаем - сама икона написана в конце XV века, на старой доске, сохранившейся от XIV века ..."

      Как видим, разброс датировок иконы Святитель Никола превышает 200 лет. От середины XIV века, до середины - второй половины ХVI века. Какой вывод? Сравнительно - стилистический метод здесь не работает. Нужна экспертиза с приборами, как ещё в 2008 году советовала Кольцова Татьяна Михайловна ...  Rolling Eyes
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2963 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1660411 • 06 Авг 2022 13:33
С 11 апреля по 2 июля 2013 года икона Святитель Никола находилась в ГосНИИР. И естественно, в рамках комплексной  научной экспертизы было проведено полное приборно-технологическое исследование иконы Святитель Никола. Могли ли специалисты ГосНИИР весной 2013 года правильно атрибутировать и датировать икону? Скорее всего, нет. Почему? Станет понятно далее.
      А вот если сейчас провести приборно-технологическое исследование иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода, то вполне возможно удастся  установить авторство и точную датировку этой иконы ...
Файл № 887 892
51 Справа икона София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода.jpg
1.78 MB   •    3


Слева икона Святитель Никола (фото 2012 года), вся живопись родная авторская, за исключением точечных тонировок реставратора. Икона «София Премудрость Божия» находится под частичной антикварной записью.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2963 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1660419 • 06 Авг 2022 13:45
На  стр. 3 (фрагмент на фото 52) экспертного заключения ГосНИИР, представлена часть основных результатов приборно-технологического исследования иконы Святитель Никола.
     Наибольший интерес для нас представляют данные исследований нехарактерные для новгородской живописи XIV-XVI века  –

1. Основа иконы Святитель Никола  изготовлена из ели.
2. Наполнитель левкаса – гипс.
3. Санкирь иконы содержит свинцовые белила (характерная  особенность средневековой западноевропейской живописи).
4. Древнерусский мастер  употреблял пигменты в чистом, наиболее сильно выраженном по цвету виде, что является характерной  особенностью средневековой западноевропейской живописи.
5. Один из основных пигментов живописи – смальта.
6. Авторское покрытие иконы – лаковое (венецианский терпентин (?)).

     Кроме того, В.В. Баранов и М.М. Наумова не озвучили в своем заключении, но скорее всего, определили нехарактерное для новгородской живописи XIV-XVI века  - листовое золото, способ золочения, связующее, использование двойника ...
Файл № 887 893
52 Фрагмент стр. 3 экспертного заключения ГосНИИР.jpg
464.52 KB   •    5


Часть основных результатов приборно-технологического исследования иконы Святитель Никола.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2022 phpBB Group
Top.Mail.Ru