Наверх (Ctrl ↑)

Размышления над материалами каталога «Хранители времени» (2019)

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1643502 • 17 Июн 2022 16:31
В надписях иконы «Чудо Георгия о змие» из собрания М. П. Погодина отмечено  29 графем (букв). В надписи на свитке Иоанна Предтечи отмечено 23 графемы. Из 23 графем свитка, у 21 графемы иконы «София Премудрость Божия» находится практически идентичное или близкое начертание в буквах иконы из собрания М. П. Погодина. Двух графем иконы «София Премудрость Божия» в надписях иконы «Чудо Георгия о змие» нет. Это у и я. На снимке 32 внизу фрагмент текста на свитке Иоанна Предтечи фрески монастыря Высокие Дечаны (Сербия 1338 -1348 гг.), вверху иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода. На фреске и на иконе практически идентичное начертание букв слова ПОКАЙТЕСЯ. Разница лишь в последней букве, на иконе это графема я. И важно, что и на фреске и на иконе архаическое начертание буквы И с прямыми перекладинами, характерными для первой половины XIV в.
Файл № 877 345
32 Вверху фрагмент текста свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода.jpg
97.23 KB   •    35


Внизу фрагмент текста свитка в руке Иоанна Предтечи фрески монастыря Высокие Дечаны (Сербия, до сентября 1348 года).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1643678 • 18 Июн 2022 11:17
Из книги Гальченко об употребление графем я и Ѧ  – «Как известно, для древнерусских рукописей XIV в. типична графическая система со строгим распределением графем ѥ и Е, и я и Ѧ; ѥ и я пишутся в начале слов и после графем гласных. Буквы Е и Ѧ пишутся после букв согласных. ... Рассмотрим теперь употребление графем я и Ѧ. В надписях клейм икон "Борис и Глеб" с житием из Коломны, а также «Никола с житием» из с. Павлово и надписи на полях "Одигитрии Смоленской" из собрания С. П. Рябушинского (все - позднего XIV в.) графемы я и Ѧ употребляются так же, как в большинстве рукописных книг XIV в.., т.е. я пишется в начале слов и после букв гласных, Ѧ - после букв  согласных. В надписях на иконах "Никола с житием" из Озерева, "Чудо Георгия о змие" первой половины XIV в., "Введение во храм» XIV в., на краснофонной иконе "Никола с житием" из собрания А. В. Морозова конца XIV в. наблюдается иная система: графема я отсутствует, буква Ѧ пишется после букв гласных и в начале слов. По крайней мере, один случай употребления Ѧ после буквы гласного имеется в надписи на иконе "Никола с житием" из Виделебья 1337 г. ДЬѦ/КО[...]М[...]».
     
          А вот, что Мария Георгиевна пишет о начертание х в клейме иконы «Чудо Георгия о змие» из собрания М. П. Погодина (на фото 33 слева)  - «Начертание х в кл.8 имеет сильно сокращенный верх и целиком умещается в строке, как обычно в заглавном письме рукописей и в надписях многих икон и фресок.
         Такие варианты в строчных почерках рукописей довольно редки, в них целиком господствует х с длинным, опускающимся под строку хвостом. Начертания данной буквы, полностью умещающиеся в строке, но иной формы, чем на иконе «Чудо Георгия о змие», в строчном письме встретились нам только в Мериле Праведном середины XIV в. (РГБ, ф.304, 15)».

         На фото 33 прекрасно видно, практически полностью идентичное написание х в слове сухымн клейма 8 иконы «Чудо Георгия о змие», и в слове гръхы на свитке Иоанна Предтечи ...
Файл № 877 432
33 Справа - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода.jpg
123.51 KB   •    30


На фото слева клеймо иконы «Чудо Георгия о змие», ГРМ. Клеймо 8. Избиение дубовыми прутьями.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1646291 • 25 Июн 2022 09:07
Ягморт писал(а):
Из книги Гальченко об употребление графем я и Ѧ  – « ... ѥ и я пишутся в начале слов и после графем гласных. Буквы Е и Ѧ пишутся после букв согласных ...


      На фото 34 слева фрагмент текста из Мерило Праведное середины XIV в. (РГБ, ф.304/1, №15). Русская правда Ярослава Мудрого (XI век). Убийство человека.

      Текст - "Суд Ярославль Влодимеричь. Правда русьская. Аже оубиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови. Аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривн аче будеть княжь моужь или тиоуна княжа, аще ли будеть русинъ или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словенинъ, то 40 гривн положити за нь".
   
      В данном фрагменте употребление графем я и Ѧ  выделено черными квадратами.
   
      Всё как утверждает, в своей работе Мария Георгиевна. И в самом деле, ни одного примера, ни в рукописях, ни в иконах XIV в. чтобы я писалась после согласных нет. За одним исключением - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 34 - справа), предположительно написанной Лазарем Муромским в 1349 году. В слове Покайтеся, чётко видно – последняя буква это йотированная буква "а".
Файл № 879 065
34 Слева фрагмент текста Русская правда Ярослава Мудрого 11 века.jpg
102.32 KB   •    28


Слева фрагмент текста Мерило праведное - середина XIV в. Справа - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода (1349 год (?), Лазарь Муромский (?)).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1646303 • 25 Июн 2022 10:52
Ещё один пример. Правда, уже из XV в. На фото 35 слева – текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы Андрея Рублева 1408 года. Ссылка на галерею форума –
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=454


       Справа на фото - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы "София Премудрость Божия " из Софийского собора Великого Новгорода. К тексту иконы 1408 года вопросов нет. Буква Ѧ в слове Покайтеся пишется после согласной.
       И то, что текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода более архаичен - прекрасно видно по начертанию ряда букв, характерному для древнерусских текстов начала - середины 14 века.
Файл № 879 079
35 Слева - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы Андрея Рублева 1408 года.jpg
125.12 KB   •    30


Справа - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода (1349 год (?), Лазарь Муромский (?)).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1646973 • 27 Июн 2022 14:31
Ещё один любопытный иллюстративный пример. В январской Минее из комплекта Софийских служебных миней XII в. сохранились перовые рисунки разного времени. Особый интерес представляют рисунки XIV в. на  л. 255 об. (фото 36). В нижней части листа 255 об. (31 января) справа располагаются два погрудных изображения святителей. Между ними легким пером начертана фигура стоящего святителя, с левой руки его свисает лента омофора ...  Под полуфигурой первого святителя справа надпись  - «господи спаси помилоу владыкы Василея». Чуть выше слева: «господи спаси помилоу  <…>, ниже плохо различимая строка: «просв <...>». У правого плеча второго святителя надпись тонким пером без нажима: «господи спаси и помилуй раб(а) бож(ия) мен(я)», далее неразборчиво четыре-пять букв и под ними едва различимы три-четыре строки ... Все надписи XIV в., и некоторые из них заходят на рисунки.

       Лазарь Муромский, согласно его житию, прожил у Василия Калики 4 года до самой его смерти от чумы (конец 1348(?) - 1352 г.). Во время поездки Василия в Псков в разгар эпидемии чумы, он  естественно молился за него, и к тому же имел доступ к комплекту Софийских служебных миней XII в. Поэтому, я предполагаю, что надпись в январской Минее XII в. «господи спаси помилоу владыкы Василея», наиболее вероятно, была сделана Лазарем Муромским во время поездки Василия в Псков, в июне-июле 1352 года. И скорее всего, он же был автором погрудных изображения святителей.
Файл № 879 485
36 Миниатюры с изображением святителей и другие лики..JPG
534.57 KB   •    20


Минея служебная на январь. XII в. ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1646976 • 27 Июн 2022 14:41
Приведу всего лишь один аргумент в пользу этого предположения. Буквально недавно вышла книга  - Гукова С.Н. Иконография Иисуса Христа в восточнохристианской традиции. М. БуксМАрт 2022 г. 472 с.

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=146535

       В главе XXI - Жесты в иконографии Иисуса Христа, Сания Нуховна пишет – «На важность перстосложенных рук Спасителя в прочтение образа указывает и тот факт, что руки Его всегда хорошо прописаны, находятся на первом плане композиции и часто имеют несколько больший размер по сравнению с пропорциями других частей корпуса».

      На фото 37 в центре медальон Христа иконы Святитель Никола, предположительно написанной Лазарем Муромским в Обонежье, около 1360 г. По краям полуфигуры святителей (с двуперстным перстосложением) из январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в . И у Христа, и у полуфигур святителей руки хорошо прописаны, находятся на первом плане композиции и имеют несколько больший размер по сравнению с пропорциями других частей корпуса. И к тому же, практически идентичное характерное двуперстное перстосложение!
Файл № 879 486
37 В центре медальон Христа иконы Святитель Никола. Обонежье, около 1360 г..jpg
2.31 MB   •    39


По краям полуфигуры святителей (с двуперстным перстосложением) из
январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. (ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об.)
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1647001 • 27 Июн 2022 16:05
На фото 38 слева фрагмент части листа 255 об., январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. (ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об), с надписью – «господи спаси помилоу владыкы Василея». Справа - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода.
     И в надписи январской Минеи и на свитке, практически идентичное начертание букв - типичное для уставных почерков XIII-XIV в.. Особенно заметно сходство начертания букв – м, и, л,  …  
     Считаю, что можно, осторожно предположить, что надпись в январской минее из комплекта Софийских служебных миней XII в., и текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода – выполнены практически в одно время, и возможно одним мастером (Лазарем Муромским (?)).
Файл № 879 488
38 Справа - текст свитка в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода..jpg
182.7 KB   •    25


Слева фрагмент части листа 255 об., январской Минеи из комплекта Софийских служебных миней XII в. (ГИМ. ОР. Син. 163. Л. 255 об),

_________________
Там, где недостает ума, недостает всего.
                                Лорд Д. Галифакс

 
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1648143 • 30 Июн 2022 08:15
Два дня назад удалось скачать цифровой вариант книги Agnes Kriza. Depicting Orthodoxy in the Russian Middle Ages: The Novgorod Icon of Sophia, the Divine Wisdom. (Агнес Криза. Изображение православия в русском средневековье: Новгородская икона Софии, Премудрости Божией (Оксфордские исследования Византии). 2022 год, 384 стр.).
     
          В книге Агнес Криза многочисленные ссылки на статью Царевская Т. Ю. Ранний вариант новгородской иконографии Софии Премудрости Божией и обстоятельства его появления // Зограф, 43. Белград, 2019. С. 151–170.

          Т. Ю. Царевская в этой статье 2019 года пишет (стр. 158) – «Палеография надписи на свитке позволяет отнести ее к первой половине столетия (приношу благодарность  М. А. Бобрик и А. Л. Лифшицу за консультации по данному вопросу), что, однако, вступает в противоречия с более поздним стилем иконы».  
     
          Считаю, что на этом можно закончить в данной теме обсуждение палеографии надписи на свитке. Очень неожиданная точка зрения М. А. Бобрик и А. Л. Лифшица – «Палеография надписи на свитке в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода позволяет отнести ее к первой половине 15 века» .
Файл № 880 242
39 Обложка книги Agnes Kriza Depicting Orthodoxy in the Russian Middle Ages. The Novgorod Icon of Sophia, the Divine Wisdom.jpg.jpg
104.63 KB   •    16


Агнес Криза. Изображение православия в русском средневековье: Новгородская икона Софии, Премудрости Божией (Оксфордские исследования Византии) 2022 год, 384 стр.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1648320 • 30 Июн 2022 15:08
В 1969-1970 гг. Ольга Сигизмундовна Попова написала работу Новгородские миниатюры второй четверти XIV в. в которой очень точно описала стиль «остро характерный, и несомненно оригинальный в истории русского искусства» … -  «В результате сплава византийских и русских традиций  и местных вкусов было создано художественное явление, оригинальное  по отношению к искусству византийского круга, хотя и очень близкое ему».
        Ольга Сигизмундовна так описывает это стиль – « … Он существовал только на Руси, а точнее – только в Новгороде. И по своей  внешней выразительности, и по своему внутреннему содержанию он адекватен характеру культурной ситуации Новгорода этого периода. Возникший где-то в 30-х годах  XIV в. (самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.) он просуществовал недолго – до середины века. В более поздних памятниках этот стиль не воскресает ни разу. Непродолжительная жизнь его совпадает с периодом, когда церковную кафедру в Новгороде с 1331 по 1352 г. занимал архиепископ Василий, он же – Григорий Калика, совершивший и описавший паломничество в Константинополь и Палестину и ставший затем одним из самых знаменитых русских архиереев".

          Далее, попробую объяснить, как я пришел к заключению, что к этому стилю («остро характерному, и несомненно оригинальному в истории русского искусства») относятся не только миниатюры Хлудовского Евангелия (ГИМ, Хлуд. 30, Новгород сер. XIV в.), но и иконы Святитель Никола (на фото 40 – слева), и «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 40 – справа).
Файл № 880 354
40 Слева икона Святитель Никола, в центре миниатюры Евангелие апракос (ГИМ, Хлуд. 30), справа икона «София Премудрость Божия».jpg
2.28 MB   •    37


Автор представленных на фото произведений, предположительно Лазарь Муромский (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1649925 • 05 Июл 2022 08:21
Ягморт (3 октября 2013 года писал(а):
…. Если в 1497 году мастер страстного цикла из кирилловского иконостаса широко использовал смальту в качестве добавки к смеси азурита и ультрамарина то, наверное, и вполне возможно использование смальты, как одного из основных пигментов и в более ранних образцах древнерусской живописи? …    
       …  А, например, не выбрали средник Новгородской иконы "Св. Николай Чудотворец с житием" из Покровской старообрядческой церкви, относящейся к концу XV столетия.

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=378770#378770

             В начале октября 2013 года я пришел к выводу, что икону святитель Никола можно атрибутировать второй половиной XV столетия. Один из основных пигментов живописи иконы Святитель Никола – смальта. Нашел в интернете упоминание - в 1497 году мастер страстного цикла из кирилловского иконостаса широко использовал смальту в качество добавки к смеси азурита и ультрамарина. На фото 41 справа - икона из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Похоже, очень похоже! Например, точно такая же орнаментированная кайма! На фото 42 справа - средник новгородской иконы Святитель Николай Чудотворец с житием, конца XV в. из собрания Мараевой. Лики, разделка одежд, кресты на омофоре – прямая аналогия.
Файл № 881 388
41 Иконы Святитель Никола и Пророки Даниил, Давид и Соломон.jpg
1.87 MB   •    23


Справа Икона из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года.
Файл № 881 387
42 Икона Святитель Никола и средник иконы Святитель Николай Чудотворец с житием.jpg
1.36 MB   •    22


Справа - средник иконы Святитель Николай Чудотворец с житием, конец XV в., Новгород.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1649931 • 05 Июл 2022 08:37
Лазарев В. Н.  писал о Новгородской школе и «северных письмах» второй половины XV века – « ... Усложняются архитектурные фоны, некогда совсем простые одеяния все чаще начинают украшаться орнаментами. Появляется тяга к мягким, плавным линиям и к более стандартной трактовке ликов, в связи с чем сглаживается резкость и сила образов, что влечет за собой снижение их психологической выразительности ... «.
        Благодаря Лазареву нашел ближайшие аналоги иконе Святитель Никола - это деисусный чин из церкви Власия и праздники из церкви Успения на Волотовом  поле (фото 43, 44).
        Привел в теме форума цитату из Лазарева, фото иконы Воскрешение Лазаря из церкови Успения в селе Волотово под Новгородом, сравнил между собой лики Христа двух икон (фото 45), и в тот же день улетел по горящей путевке на Крит.
     
        Вот ссылка на сообщение 5.10.2013 года –
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=379777#379777

        Больше на форуме, про эту атрибуцию иконы Святитель Никола второй половиной XV века после 5 октября 2013 года не вспоминал ...  Rolling Eyes
Файл № 881 392
43 Икона Святитель Никола и деисусный чин из церкви Власия Великого Новгорода.jpg
2.14 MB   •    19


Справа - Деисусный чин XV в. из новгородской церкви Власия
Файл № 881 391
44 Иконы Святитель Никола и праздники из церкви Успения на Волотовом поле.jpg
2.03 MB   •    20


Справа - Праздничный чин: Преображение; Воскрешение Лазаря; Сошествие во ад. Церковь Успения в селе Волотово под Новгородом. Вторая половина XV в.
Файл № 881 390
45 Лик Христа икон Святитель Никола и Воскрешение Лазаря ( 3-я четв. 15 века).jpg
402.34 KB   •    20
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1651938 • 11 Июл 2022 17:20
Илья писал(а):
... Ну почему ж не знаем -- примечание 12 там зачем дано? Вот такая была тогда датировка.


       Примечание 12 статьи Сарабьянов В. Д. Росписи Владычной палаты Новгородского кремля: Келья Иоанна. Предварительные заметки по результатам реставрационных работ в 2006-2007 годах // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 3 / науч. ред. Т. Ю. Царевская. Великий Новгород, 2008.  выглядит так -

       12. Э. А. Гордиенко видит в ней, несмотря на поновления, хорошо сохранившиеся признаки XV в. , относя её к последней трети столетия (Гордиенко Э. А.  Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // НИС 2 (12). Л. 1984. С. 215).  Т. Ю. Царевская датирует икону последней четвертью XV в. (Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. Кат. №45. С. 340-346).

         

         Из статьи Царевской Т. Ю. книги Иконы Великого Новгорода (стр. 345)  – «Несомненно, к 1510 году икона уже некоторое время существовала. Ее художественные особенности — пропорциональный строй фигур, округлая форма ликов, несколько педантичная моделировка чуть измельченных черт, с типично новгородским приемом изображения носа, тонкий линейный рисунок укрупненных глаз, манера наложения редких мелких пробелов поверх полупрозрачных заливок на выступающих частях рельефа (кончик носа, надбровные дуги, под внешними уголками глаз и над верхней губой), тающая киноварная подрумянка, приемы изображения драпировок и золотых, орнаментированных драгоценными камнями кайм — находят прямые аналогии в чиновых образах иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 года. Цветовая гамма с характерными оттенками синего, оливково-зеленого и темно-вишневого является типичной для новгородской живописи конца XV века, находя близкие параллели в колорите деисусного чина из церкви Власия (кат. №№ 29—33), праздников из церкви Успения на Волотовом поле (кат. №№ 34— 38.) и двусторонних «таблеток» из Софийского собора (кат. №№ 47—61). Однако живопись иконы сохранилась с многочисленными чинками и поновлениями, что особенно хорошо заметно в нижней, чрезвычайно потертой ее части. Здесь имеется множество следов от гвоздей, которыми когда-то крепился басменный оклад, и вставок левкаса; как уже упоминалось, многострочная киноварная надпись с толкованием образа основательно стерта. Фигуры, вероятно, не закрывавшиеся окладом, производят впечатление лучше сохранившихся. Однако очевидно, что по крайней мере ассист, элементы драпировок и причесок прописаны в XIX веке» …

        Всё логично. Возразить что либо, трудно.  Легко можно найти близкие параллели в колорите деисусного чина из церкви Власия (на фото 46 – справа) и в Праздниках из церкви Успения на Волотовом поле (на фото 46 - слева).
Файл № 882 439
46 В центре икона София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода.jpg
1.55 MB   •    26


Справа – икона Спас на престоле из Деисусного чина XV в. из новгородской церкви Власия. Слева - икона Воскрешение Лазаря. Церковь Успения в селе Волотово под Новгородом. Вторая половина XV в.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1652468 • 13 Июл 2022 08:48
Татьяна Царевская пишет о личном иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода - « … пропорциональный строй фигур, округлая форма ликов, несколько педантичная моделировка чуть измельченных черт, с типично новгородским приемом изображения носа, тонкий линейный рисунок укрупненных глаз, манера наложения редких мелких пробелов поверх полупрозрачных заливок на выступающих частях рельефа (кончик носа, надбровные дуги, под внешними уголками глаз и над верхней губой) …».

    И здесь всё логично. Прямые аналогии личного легко находятся в образах деисусного чина из церкви Власия, и праздниках из церкви Успения на Волотовом поле (фото 47).
Файл № 882 748
47 Фрагменты трех икон. Слева иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода.jpg
265.14 KB   •    23


В центре фрагмент иконы из Деисусного чина XV в. из новгородской церкви Власия. Справа - Иконы Воскрешение Лазаря. Церковь Успения в селе Волотово под Новгородом. Вторая половина XV в.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1652756 • 14 Июл 2022 07:48
Ягморт писал(а):
… Очень неожиданная точка зрения М. А. Бобрик и А. Л. Лифшица – «Палеография надписи на свитке в руке Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода позволяет отнести ее к первой половине 15 века» .



      А можно ли найти, прямые аналогии личного иконы София Премудрость Божия среди древнерусских произведений первой половины XV в.? Можно!
      Например, в галерее форума представлена икона Иоанна Предтечи из деисусного чина второй четверти XV в. -

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=455

     В. Н. Лазарев отмечал, что эта высочайшая по качеству икона по духу очень близка произведениям Рублева.
   
     На фото 48 слева фрагмент иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода. Справа – фрагмент иконы Иоанна Предтечи из собрания музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Вторая четверть XV века.
Файл № 882 992
48 Фрагменты двух икон. Слева иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода.jpg
430.09 KB   •    16


Справа – фрагмент иконы Иоанна Предтечи из собрания музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Вторая четверть XV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 3308 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1654113 • 18 Июл 2022 10:09
А можно ли использовать, для сравнительно-стилистической датировки иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода древнерусские произведения середины XIV века,  автором которых предположительно был преподобный Лазарь Муромский? Считаю, что можно (фото 49, 50).
Файл № 883 847
49 Фрагменты 2-х икон и миниатюры из Евангелие ГИМ , Хлуд. 30.jpg
1.15 MB   •    18


В центре - фрагмент медальона Христа иконы Святитель Никола. Обонежье, около 1360 года, Лазарь Муромский(?). Слева – лик Иоанна Предтечи иконы «София Премудрость Божия» из Софийского собора Великого Новгорода.
Файл № 883 846
50 Фрагменты двух икон. Справа - иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода.jpg
1.24 MB   •    18


Слева - медальон Христа иконы Святитель Никола. Обонежье, около 1360 г.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2023 phpBB Group