Наверх (Ctrl ↑)

Почему в древнерусской иконописи 15-16 века ель практически никогда не использовалась в качестве основы под живопись?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1447430 • 13 Янв 2021 13:56
Просматривая  в галерее форума иконы Обонежья, наткнулся на фото иконы Огненное вознесение Ильи Пророка (фото 41), атрибутируемой концом XVI в., из Никольской церкви Троицкого монастыря на Муезере, в которой я побывал в конце июля 2019 года.

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=755

    Добавлю еще несколько фотографий Никольской церкви Троицкого монастыря, в которой, скорее всего с момента написания и бытовала икона Огненное вознесение Ильи Пророка. Снимки (42-45) сделаны в конце июля 2019 года.
Файл № 759 834
41 Икона Огненное вознесение Ильи Пророка Конец XVI в. Обонежье.jpg
439.38 KB   •    31


Из Никольской церкви Троицкого монастыря на Муезере. Медвежьегорский район Республики Карелия.
Файл № 759 833
42 Храм Святителя Николая 1602 года постройки.JPG
1.93 MB   •    25


Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.
Файл № 759 832
43 Храм Святителя Николая 1602 года постройки. Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.JPG
1.59 MB   •    23
Файл № 759 831
44 Алтарь Храма Святителя Николая 1602 года постройки. Июль 2019 года.JPG
1.19 MB   •    35


Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.
Файл № 759 830
45 Старообрядческое кладбище возле Храма Святителя Николая 1602 года.JPG
1.59 MB   •    26


Троицкий остров на озере Муезеро Карелия.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1463562 • 22 Фев 2021 17:18
Интересный момент! Что общего между иконой Святитель Никола, и иконой Огненное вознесение Ильи Пророка из Никольской церкви Троицкого монастыря на Муезере (фото 41). ? В первую очередь - основа!

   Вот что писал Rostislav, при первом обсуждении доски иконы Святитель Никола на форуме –
Rostislav писал(а):
Доска по обработке северного происхождения, рубленая, скорее всего северная провинция - Обонежье, такие есть в Карельском музее, в Русском, в Эрмитаже, с минимальным, характерным для рубленых досок прогибом. Характерен также очень узкий, одинарный почти сквозной шпон, глубина врезки которого действительно не характерна для 15, первой пол.середины 16 века, а вот для конца 16 в .вполне подходит. Наличие сучков говорит о том, что доску рубил не иконный профессионал древодел. По лицевой стороне идет очень развитый глубокий кракелюр на паволоке не характерный для большинства икон 19в.


    Такая обработка, и такой размер основы характерны именно для древних икон Обонежья. Например, у иконы Огненное вознесение Ильи Пророка из Никольской церкви Троицкого монастыря на Муезере, доска хвойной породы с одной несквозной шпонкой, размер 57 × 43 см.
    Или например, из галереи форума – икона Пророк Илия (фото 46) XV века из частной коллекции, доска липовая с одной несквозной шпонкой посредине, размер 57 × 40 см.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5745
Файл № 769 590
46 Икона Пророк Илия, Обонежье XV век..jpg
255.97 KB   •    19


Из с. Воробьево близ Машозера из Прионежского района Карельской АССР
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1463581 • 22 Фев 2021 18:03
Или например, три иконы XV века из Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск, Россия (№ 2,3,4 в соответствующем разделе галереи форума).
https://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=95&mode=img

   №2 Икона Илья Пророк (фото 47), размер 53 × 35 см . Доска сосновая, грубо тесаная. Одна сквозная шпонка посредине. Паволока (?). Ковчег слабо выражен.
   №3 Икона Святой Никола (фото 48.), размер 55 × 36.5 см. Доска сосновая, грубо тесаная. Одна узкая клиновидная несквозная шпонка посредине. Без ковчега, без паволоки.
   №4 Икона Апостолы Петр и Павел (фото 49), размер 52 × 31 см. Доска липовая, цельная, с одной несквозной шпонкой посредине. Ковчег почти незаметен. Паволока не просматривается (вероятно, отсутствует).
Файл № 769 610
47 Икона Илья Пророк, Обонежье XV век..jpg
156.73 KB   •    16


Из часовни Ильи Пророка в деревне Пяльма Пудожского района Карельской АССР.
Файл № 769 609
48 Икона Святой Никола. Обонежье XV век..jpg
547.5 KB   •    15


Из Никольской церкви с. Вегорукса Медвежьегорского района Карельской АССР.
Файл № 769 608
49 Икона Апостолы Петр и Павел, Обонежье XV век..jpg
536.76 KB   •    15


Из часовни Ильи Пророка в деревне Пяльма Пудожского района Карельской АССР.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1517488 • 25 Июн 2021 11:30
Любопытный момент! На днях, Илья выложил в разделе Книжное и мультимедийное обозрение PDF–ки ещё одного каталога из серии «Центры художественной культуры средневековой Руси»  -

Смирнова Э. С. Иконы Северо-Восточной Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII — середина XIV века. — М.: Северный паломник, 2004. — 512 с.:

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1512673#1512673

     Под номером 11, в каталоге представлена интересная икона Вознесение пророка Ильи из собрания В.А. Лонгвиненко  (на фото 50 слева), атрибутируемая, как конец XIII – первая треть XIV в., Ростов (?).
     Икона иконографически близка к иконе Огненное вознесение Ильи Пророка (фото 41, фото 50 справа), атрибутируемой концом XVI в., из Никольской церкви Троицкого монастыря на Муезере, в которой я побывал в конце июля 2019 года. Естественно, в первую очередь захотелось сравнить основу этих икон.
     У иконы из собрания Логвиненко основа – Доска липовая, довольно толстая, из двух частей, с двумя поздними встречными сквозными шпонками в старых пазах. Да ещё и паволока положенная на сучках доски. …  
     
     Но этого, в принципе не может быть, в данный временной период, тем более в Ростове!
     К тому же, у специалистов возник ряд вопросов, как по палеографической датировке иконы (А.А. Турилов), так и по исследованию красочного слоя (М.М. Наумова). Отсюда какой вывод? С большой долей вероятности, икона Вознесение пророка Ильи из собрания В.А. Лонгвиненко современный фальсификат на старой доске, скорее всего XVI - XVII века …  Имхо, конечно ...  Rolling Eyes
Файл № 801 249
50 Справа Икона Огненное вознесение Ильи Пророка Конец XVI в. Обонежье.jpg
2.88 MB   •    34


Слева икона Вознесение пророка Ильи из собрания В.А. Лонгвиненко, атрибутируемая, как конец XIII – первая треть XIV в., Ростов (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1572285 • 20 Ноя 2021 18:21
Ягморт писал(а):
…  У иконы из собрания Логвиненко основа – Доска липовая, довольно толстая, из двух частей, с двумя поздними встречными сквозными шпонками в старых пазах


       В каталоге книги представлено 28 икон. Об основе одной иконы информации нет. У всех остальных икон, за исключением иконы из собрания Логвиненко,  или шпонок не было первоначально, или это были накладные торцевые или тыльные шпонки на деревянных штырях или кованых гвоздях.

       Могла  ли быть основа иконы Северо-Восточной Руси  атрибутируемой, как конец XIII – первая треть XIV века с первоначальными врезными шпонками? Скорее всего это исключено, и таких примеров просто нет!
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1572286 • 20 Ноя 2021 18:26
Поясню. Из монографии Ю.И. Гренберга – «Общая закономерность скрепления досок русских икон сводится к следующему. Как и доски европейских картин основы наиболее ранних икон (XII – XIII вв.) скреплялись поперечными планками, прибитыми деревянными или коваными гвоздями на торцы или оборотную сторону доски (иногда по диагонали). Примерно с XIV века, то есть в то же время, как и в Европе, на Руси начинают применять врезные шпонки. В XV – XVI  веках доски скрепляли уже только шпонками, причем они довольно высоко выступали над поверхностью доски … «.
       Однако, основа большинства икон Новгородской школы живописи, и практически всех икон Московской школы живописи  в XIV веке имела архаичные накладные шпонки.      
     
       Вполне возможно, что со временем будет признано, что начало использования  врезных  шпонок в древнерусских  произведениях  XIV века непосредственно связано с Лазарем Муромским, прибывшим с купеческим караваном (со Стефаном  Новгородцем и с его "осмью други своими" (?)) в Великий Новгород  в конце 1348, или в начале 1349 года.
       И вполне возможно, наиболее ранними древнерусскими произведениями имеющими первоначально врезные шпонки, будут считать Лихачевские врата, созданные наиболее вероятно в 1349 году в Великом Новгороде, древнерусскими мастерами под руководством и при непосредственном участии Лазаря Муромского, а также знаменитую икону «Спас Моисея» из Благовещенского собора Московского Кремля (фото 52), написанную, как я предполагаю, Лазарем Муромским в Великом Новгороде в 1352 году, незадолго до его ухода в Обонежье

       Посмотреть на Лихачевские врата можно в  галерее форума:
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5799
Файл № 833 853
52 Икона Спас на престоле из Благовещенского собора Московского Кремля.jpg
700.68 KB   •    6


Икона «Спас на престоле», размер 163*106 см, написана на липовой доске, с двумя односторонними шпонками и ковчегом. Предположительно, написана Лазарем Муромским (?) в Великом Новгороде в 1352 (?) году.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru