Наверх (Ctrl ↑)

Реально ли найти фото иконы Святителя Николы из каталога древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Третьяковской галереи?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1453936 • 29 Янв 2021 14:55
Иван писал(а):
... Вы прочитали статью  … Т. Игнатовой … ?
Я тоже прочитал. Но ничего не изменилось.
Говоря предметнее — ораторские жесты-перстосложения, изображаемые издревле на иконах, не перестали быть таковыми.


      Почему я посоветовал прочитать статью Т. Игнатовой?  В своей статье Татьяна Игнатова из ЦМИАРа никак не разделяет Именословное перстосложение (малаксу) и ораторский жест (как у Святителя Николы на иконе и у Царя Давида на фреске – фото 28.).  Именословие (имясловие) выглядит вот так - фото 29. Большой палец и малый средний как бы образуют букву "Х", и это обязательно !  

      В Википедии пошли дальше.  
      Из статьи Википедии - Именословное перстосложение  - «На древних иконах именословное перстосложение не встречается, встречается лишь двоеперстие или двоеперстие с поднятым вверх мизинцем (подушечки безымянного и большого пальца приставлены друг к другу). По всей вероятности, из последнего жеста и возникло именословное перстосложение, когда скрестили немного большой и безымянный палец. Описание и толкование именословного перстосложения, которое изложено выше, впервые появляется в сочинении греческого книгоиздателя и протопопа Навпаклийского Николая Малаксы, во второй половине XVI века, поэтому этот жест иногда называют малакса».      
     Они по новому трактуют данный ораторский жест (Номер 1 — безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а так же для повествования, порицания или обвинения)  -  это двоеперстие с поднятым вверх мизинцем (подушечки безымянного и большого пальца приставлены друг к другу).

    Получается, с точки зрения Википедии, на иконе Святитель Никола – у Христа двоеперстие, а у Святителя Николы - двоеперстие с поднятым вверх мизинцем (икона на фото 28 - справа).
Файл № 763 596
28 Ораторский жест + Фрески Богоматерь из «Благовещения» и Царь Давид + Икона Святитель Никола.jpg
813.96 KB   •    39


Слева ораторский жест, такой же у царя Давида на фреске и у Святителя Николы на иконе.
Файл № 763 595
29 Именословие (имясловие) выглядит вот так!.jpg
57.5 KB   •    34


Большой палец и малый средний как бы образуют букву "Х" и это обязательно!
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1475471 • 19 Мар 2021 15:52
Интересный иллюстративный пример, связанный с перстосложением  и исправлением знаков старого благочестия на моленных образах. Две иконы, по моему мнению, скорее всего, первоначально написанные одним мастером, и в одно десятилетие. Икона «Спас Моисея», скорее всего, в Великом Новгороде в 1352 году, икона Святитель Никола, вероятнее всего в Обонежье около 1360 года (фото 30). Обе иконы, вполне возможно, одновременно были вывезены из Великого Новгорода в Москву в 1561 году. Только одна из них сразу попала в северную часть иконостаса Благовещенского  собора Московского Кремля, а вторая ввиду сравнительно небольших размеров: 50х40 см, наиболее вероятно использовалась отдельно для поклонения.  
     Надписания и перстосложение на иконе «Спас Моисея» не соответствовали новым канонам, и поэтому летом 1654 года икону постигла участь многих изъятых и уничтоженных по приказу патриарха Никона икон. Личное и надписания у иконы соскребли, но только саму икону сжечь не успели.
     А иконе Святитель Никола повезло. Успели обновить киноварью часть надписей на иконе (выделено жёлтыми прямоугольниками на фото 31). Надписи Стый Николае, и ИИС ХС над медальоном Христа - буквы кривые, большие, неряшливые, с многочисленными подтеками. Спешно, небрежно, но успели. К тому же, ораторский жест у Святителя Николы на иконе (на фото 32 – слева), схож с малаксой (фото 32 - справа). Так  что, после обновления у никониан претензий к иконе уже не было.
    Позднее, после 1663 года, скорее всего когда икона уже была на Мезени, естественно ненавистное для старообрядцев ИИС соскоблили практически до левкаса (фото 33), и красно-коричневой краской написали ИС ХС, заодно обвели и все остальные надписи, нимб, контуры медальонов и освежили опушь. Старообрядцы не могли позволить, чтобы у них в скиту была икона с именем Христа ИИС ХС.
Rolling Eyes
Файл № 776 483
30 Икона Спас на престоле 1352 года + Икона Святитель Никола около 1360 года.jpg
2.36 MB   •    33


Обе иконы, предположительно, первоначально выполнены одним мастером.
Файл № 776 482
31 Икона Святитель Никола, фото 1986 года + фото 2013 года.jpg
825.19 KB   •    35


Слева фото иконы Святитель Никола до раскрытия, вероятнее всего 1986 год. Фотоаппарат Смена-7.
Файл № 776 481
32 Перстосложение Святителя Николы + малакса.jpg
134.83 KB   •    25


Справа - Именословное перстосложение, иллюстрация к сочинению Николая Малаксы из книги Скрижаль 1656 года издания (красные буквы и стрелочки добавлены в настоящее время для наглядности, и в самой книге отсутствуют).
Файл № 776 577
33 Икона Святитель Никола (около 1360 года), надпись над медальоном Христа.jpg
574.24 KB   •    22


Киноварные буквы ИИ в надписании ИИС ХС счищены подчистую.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1502848 • 21 Май 2021 13:01
Еще один интересный иллюстративный пример, связанный с перстосложением и исправлением знаков старого благочестия на моленных образах.

      Два года назад в марте 2019 года, на первой странице данной темы я привёл  фото очень интересной иконы «Св. Николай с ангелами и чудесами» (фото 7, на фото 34 - справа).

      В январе 2012 года в Journal of icon studies, Музея русских икон Клинтона было опубликовано обширное исследование Э.С. Смирновой посвященное данной иконе - Saint Nicholas the Wonderworker with Angels and Miracles. A new image of Saint Nicholas of Myra in Russian art of the 16th century (icon from a private collection in London).


     Энгелина Сергеевна пишет об иконе «Св. Николай с ангелами и чудесами»  - «Части иконной доски слегка разошлись, образовалась вертикальная трещина, вдоль которой видны остатки чинок – вставки грунта и поздней живописи …  Судя по характеру реставрации, над иконой работали мастера старой российской выучки, восходящие к традициям русских иконописцев-старообрядцев начала ХХ века. Как известно, мастера этого типа занимали ведущие позиции в реставрационных мастерских и в 1920-х годах, когда, надо думать, была расчищена наша икона» .
   
      Получается, что в 20-е годы прошлого века икона «Св. Николай с ангелами и чудесами» претерпела антикварную реставрацию. На фото иконы хорошо видны остатки изображения мизинца (указаны желтой стрелкой) на деснице Святителя Николая. Трещина прошла точно по мизинцу, и старообрядцы-реставраторы, не мудрствуя лукаво, просто пририсовали правой руке святого шестой палец.
     
      У обеих икон на фото 34 (слева фото иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года) удивительная схожесть изображений Христа, Богородицы и Святого Николая. И, к тому же, изначально было и идентичное перстосложение –  классический ораторский жест!
Файл № 792 551
34 Справа икона Св. Николай с ангелами и чудесами. Новгород 2-я четверть - середина XVI века.jpg
309.02 KB   •    82


Правое фото взято из Journal of icon studies, Музея русских икон Клинтона.
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13011
Сообщение   Сообщение № 1504757 • 26 Май 2021 15:06
Цитата:
Трещина прошла точно по мизинцу, и старообрядцы-реставраторы, не мудрствуя лукаво, просто пририсовали правой руке святого шестой палец.
Что же старообрядцы не умели считать до 5-ти и  до 6-ти? Там не палец, просто какая-то неровность видна
Мизинца на трещине не было и Смирнова,  не упоминает о нем, разбирая и описывая этот образ.
И перстосложение  у свт.Николая там обычное для тех времен
Файл № 793 793
Перстосложение. свт.Николай 13в.jpg
105.83 KB   •    25
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1505336 • 27 Май 2021 17:15
Василий писал(а):
Мизинца на трещине не было ... И перстосложение у свт.Николая там обычное для тех времен


    Да нет Василий, по моему мнению, Вы не правы …
    И пример привели не самый удачный … Почему бы например было не взять в качестве примера перстосложение Святителя Николы на иконе Костаса Икона Никола Зарайский (фрагмент иконы на фото 37) из темы max67?

    На показанном Вами примере (на фото 35 справа) -  классическое двуперстное перстосложение -: 2 пальца, указательный и средний, вытянуты (средний палец немного согнут), а большой и безымянный пальцы и мизинец сложены вместе.
Например в православной энциклопедии, все примеры точно такие же. Безымянный палец и мизинец расположены почти горизонтально, проксимальные (основные) фаланги указательного и среднего пальцев вытянуты почти вертикально, видно ребро ладони -  
https://www.pravenc.ru/text/171503.html

    А у Святителя Николы на показанных иконах (фото 34), одинаковое перстосложение (фото 36) - ораторский (риторический) жест (не путать с имясложением для благословения)!
    Открытая внутренняя сторона ладони, большой и безымянный палец образуют колечко. Обратите внимание - на иконе «Св. Николай с ангелами и чудесами» пририсованный мизинец расположен не почти горизонтально, как в классическом двуперстном перстосложении, а полукругом, как и безымянный палец …
Rolling Eyes
Файл № 794 179
35 Слева фрагмент иконы «Св. Николай с ангелами и чудесами».jpg
268.24 KB   •    20


Справа пример классического двуперстного перстосложения
Файл № 794 178
36 Слева фрагмент иконы «Св. Николай с ангелами и чудесами».jpg
132.93 KB   •    18


Справа фрагмент иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.
Файл № 794 330
37 Фрагмент иконы Никола Зарайский Псковские земли середина 14 века.jpg
130.58 KB   •    16


Псковские земли, середина 14 века, размер 50*40 см
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13011
Сообщение   Сообщение № 1510331 • 07 Июн 2021 19:53
Цитата:
Да нет Василий, по моему мнению, Вы не правы …
   И пример привели не самый удачный …
А вот более удачные примеры -  с иконы 15 века и современный.
Вряд ли это "ораторские"  перстосложения, скорее   именословные?
Файл № 796 915
Перстосложение 15 в.jpg
16.52 KB   •    14
Файл № 796 914
Перстосложение 21 в.jpg
12.32 KB   •    14
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1510595 • 08 Июн 2021 11:54
Василий писал(а):
…Вряд ли это "ораторские" перстосложения, скорее именословные?


     Скорее, в данном контексте просто благословляющее перстосложение ...

     Вот тема форума 2008 года О перстосложении изображаемом на иконах -

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=2888

      Dimitr ещё тогда всё разъяснил  -

     
Dimitr писал(а):
... Слава Богу! Что такое дораскольные святители я тоже не совсем понял. Григорий Палама -- "дораскольный" святитель или как? Посмотрите на благословляющую руку. Корабль Церкви потрясается ересями и расколами постоянно, однакож плывет, и у кормила стоят святители.
И митрополит-мученик Филипп, и мученик патриарх Тихон, --- СВЯТЫЕ. Неужели по-разному писать им благословляющие персты, только от того что жили они в разное время?


       На фото 38 слева константинопольская икона «Святитель Григорий Палама», последней четверти XIV века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина ...  Rolling Eyes
Файл № 797 066
38 Слева Икона «Святитель Григорий Палама» последней четверти XIV века.jpg
1.1 MB   •    27


Справа икона Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.
Василий
Регистрация: 21.06.2006 Сообщения: 13011
Сообщение   Сообщение № 1510868 • 08 Июн 2021 21:05
Да, благословляющее, получившее название именословное
Благодаря старинным греческим  иконам можно видеть, что испокон веку благословляют именем Христа.
Но  России так было не всегда, из-за неверных переводов, потому и   Стоглавый собор
запрещал изображать на иконах иное перстосложение, кроме как двуперстное
Файл № 797 294
Благословение.jpg
95.78 KB   •    30
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1511424 • 10 Июн 2021 10:19
Василий писал(а):
  Да, благословляющее, получившее название именословное …

      По моему, всё же не так! У патриарха да, благославляющее, а у Святителя Николы на македонской иконе 15 века всё же - ораторский (риторический) жест. Святитель представлен на иконе как говорящий (благовествующий, проповедующий). И естественно, этот жест в данном контексте призывает к тишине, порядку и вниманию ...


Василий писал(а):
" ... и Стоглавый собор запрещал изображать на иконах иное перстосложение, кроме как двуперстное."


      Интересно, правили ли после Стоглавого собора перстосложения на иконах? Например, перстосложение Святителя Николы на знаменитой круглой иконе из Николо-Дворищенского собора в Новгороде (на фото 40 справа), датируемой концом 13-началом 14 века (по моему мнению, написанной не ранее середины 14 века) изначально было таким же, как и у Святителя Николы на иконах фото 38 (фрагмент правой иконы на фото 39 в центре). На фрагменте снимка круглой иконы (фото 39 справа) просвечивают линии подготовительного рисунка, видна светлая внутренняя сторона ладони, виден светлый поднятый вверх мизинец и мягкое «тесто» древнего левкаса.
      Вполне возможно, что во время одного из многочисленных поновлений иконы у Святителя Николы на знаменитой круглой иконе сознательно исправили перстосложение на классическое двуперстное (и скорее всего, это произошло уже после стоглавого собора (?))   ...  Rolling Eyes
Файл № 797 587
39 Справа фрагмент круглой иконы из Николо-Дворищенского собора в Новгороде.jpg
244.63 KB   •    25


В центре фрагмент иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года.
Файл № 797 670
40 Слева Икона Николай Чудотворец с ангелами и чудесами.jpg
904.25 KB   •    21


Справа знаменитая круглая икона из Николо-Дворищенского собора в Новгороде.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1565611 • 03 Ноя 2021 12:39
Ягморт писал(а):
…     В 2009 году была опубликована работа - Смирнова Э.С. Новгородская икона 1337 года «Спас на престоле» в Благовещенском соборе и ее история // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [Сб. статей]. — М.: Северный Паломник, 2009. — С. 184–205.  
      Из статьи Э.С. Смирновой  – "«Икона «Спас на престоле», размером  163*106 см, написана на липовой доске из четырех частей, с двумя односторонними шпонками и ковчегом. … Кисть правой руки Христа лежит на тексте тыльной стороной наружу, к зрителю, при этом большого пальца не видно, указательный, средний и мизинец слегка согнуты, а безымянный полностью подогнут. Такое перстосложение напоминает именословное благословение, обращенное к книге".    
     
     Получается, по мнению Энгелины Сергеевны бывает благословение, обращенное к книге ….


Иван писал(а):
... А я тем временем повторю несколько другими словами всё мною вышесказанное. — не бывает никаких благословений к книге! Выдумка, не имеющая никаких подтверждений. Выдумка и терминологическая, и ситуативная. Это словосочетание нужно забыть и исключить из лексикона   ...


      Недавно вышел сборник - Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сборник статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=139304

      В своей статье - Смирнова Э. С. Художники-миниатюристы в Новгороде во второй четверти XIV столетия (Стр. 518-531), Энгелина Сергеевна подчеркивает относительно Миниатюры -  Спас на престоле, просвещающий «языки» (фото 41) – « … Перед нами схематическое воспроизведение новгородской (восходящей к киевскому прототипу) иконографии Спаса на престоле с жестом не благословляющим, а указующим на текст Евангелия …».

      В самом деле,  у Спаса на миниатюре классический ораторский жест (фото 42)   порицания и указания.

      В данном контексте, конечно же указания
   
      Иван прав! Словосочетание – « … благословение, обращенное к книге», надо забыть и исключить из лексикона! ...  Rolling Eyes
Файл № 830 330
41 Миниатюра Симоновской Псалтири (Хлуд. 3. Л. 115).JPG
1.03 MB   •    11


Миниатюра - Спас на престоле, просвещающий «языки». Иконография Спаса на престоле с жестом не благословляющим, а указующим на текст Евангелия ...
Файл № 830 329
42 Жест порицания и указания из книги Марка Фабия Квинтилиана «Наставления оратору»..jpg
20.14 KB   •    6


Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2787 Откуда: Город с двумя буквами "ы" в названии
Сообщение   Сообщение № 1578500 • 06 Дек 2021 17:55
Интересный момент! В самом начале статьи вышеуказанного сборника   - Смирнова Э. С. Художники-миниатюристы в Новгороде во второй четверти XIV столетия (Стр. 519), Энгелина Сергеевна пишет –
       «В XX веке на «новую встречу с Византией» обратили особо пристальное внимание три исследователя. Г.В. Жидков в книге 1928 года рассмотрел летописные известия о работе в Москве  трех разных категорий художников, расписавших кремлевские церкви в 1344 и 1345 годах: «греческих мастеров», «русских родом, а греческих учеников» и собственно русских художников (и ссылка Жидков Г.В. Московская живопись середины XIV века. М. Ранион 1928 г стр. 64-65). Эту темы продолжил В.Н. Лазарев, обратившись на примере так называемых Васильевских врат 1336 года с золотой наводкой к проблеме византийских контактов культуры Новгорода, восстановившихся еще до приезда Феофана Грека (и ссылка Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. — М.–Л.: Искусство, 1947 С. 65, 66.). В 1974 году появилась работа О.С. Поповой, где рассмотрены миниатюры новгородского Евангелия (ГИМ, Хлуд. 30). Было показано, что в их стиле своеобразно преломились традиции византийского искусства палеологовского периода, близкие к тем, которые сказались в памятниках золотой наводки (и ссылка Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. — М.: Индрик, 2003. С.205-230)».

        Книгу Г.В. Жидкова 1928 года скачать не удалось, тираж всего 500 экз. Но повезло, удалось найти в букинисте, Невский проспект 110 (фото 45). Да еще с дарственной надписью автора Николаю Петровичу Сычёву (1883-1964) - выдающемуся искусствоведу, историку византийского и древнерусского искусства, ученику Д.В. Айналова (фото 43).
        Практически на каждой странице книги многочисленные подчеркивания, критические замечания или знаки восклицания, сделанные простым или красным карандашами.
        На странице 65 книги Николай Петрович Сычёв римскими цифрами I, II, III выделил те же три группы, которые упоминаются в летописи по отношению к московским художникам и зафиксированные Г.В. Жидковым: греки, ученики греков и местные русские художники (фото 44) …
Файл № 837 821
43 Дарственная надпись Жидкова Г.В. Сычеву Н.П..jpg
53.01 KB   •    6


Дарственная надпись автора книги Жидков Г.В. Московская живопись середины XIV века.
Файл № 837 820
44 Стр. 64-65 Жидков Г.В. Московская живопись середины XIV века..jpg
147.71 KB   •    7


Карандашные пометки Сычёва Н.П. в тексте книги.
Файл № 837 823
45 Обложка книги Жидков Г.В. Московская живопись середины XIV века..jpg
112.2 KB   •    6


Жидков Г.В. Московская живопись середины XIV века. М. Ранион 1928 г 144 стр
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru