Наверх (Ctrl ↑)

Несколько простых вопросов по спискам древнерусской рукописи Помогите разобраться!

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2733 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1506902 • 31 Май 2021 11:35
http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-8/296.html

Пашков, А.М. "Житие Лазаря Муромского" в истории культуры Карелии XVIII-XX вв. / А. М. Пашков // Кижский вестник. - Петрозаводск, 2003. - № 8. - С. 3-13.

     - «В средневековой Руси жития святых писались по особым канонам и часто до наших дней доходила не первоначальная, наиболее достоверная редакция жития, а так называемая «украшенная» редакция, в которой в ущерб достоверности главное внимание уделялось каноническому набору чудес и добродетелей святого. В отличие от многих «украшенных» памятников житийной литературы, «Житие» Лазаря дошло до нас в двух редакциях, близких к начальному тексту. Подлинный текст «Жития» Лазаря хранился, вероятно, в архиве Муромского монастыря  и погиб в конце 1612 – начале 1613 года, когда монастырь был разграблен и сожжен отрядами «панов». Однако уже тогда с него были сняты копии, которые хранились у окрестных священников и благочестивых мирян … «.

     Академик Лихачев Д.С. пишет в книге «Текстология»   - «Редакция – это результат сознательной, целеустремленной деятельности одного из книжников …».

Василий писал(а):
В монастыре уверены, что у них сохранился подлинный список Завещания прп. Лазаря …   И на сайте монастыря сейчас текст именно подлинного списка.  


     С редакциями Жития Лазаря Муромского, и с наличием на сайте монастыря текста именно подлинного списка разобрались …
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2733 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1506910 • 31 Май 2021 11:48
Василий писал(а):
… Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией -  Very Happy Кто же дал ему это задание и где список? Интересно, как мог преподобный в первой половине 14-го века сделать список иконы, которая стала известна лишь в первой четверти следующего, 15-го века (Лазарь тогда уже почил) ...   Shocked  Very Happy  


      Хороший вопрос, сразу и не ответишь. Попробуем разобраться.

      Первое упоминание о Новгородской иконе София Премудрость Божия в Новгородских летописях встречается в IV Новгородской летописи под 1510 (7018) г.: вел. князь Василий III, проезжая чрез Новгород, “велел свещу негасимую пред Софиею Премудростию Божией день и нощь, по старине, как была прежде” (ПСРЛ, IV, 137; ср. 287).  
       Еще более раннее упоминание об иконе мы находим в рукописи Жития Лазаря Муромского написанной в конце XIV века. Я привел фрагмент текста этой рукописи, из списка РГБ. Собр. В. М. Ундольского. № 146 (сер. XVII в.), в начале данной темы (фото 4), и на пятой странице темы (фото 38.) – « … Аз же по повелению Василия епископа списах чюдотворный образ святыя Софии Премудрости божии. И вся церквия же во граде и в святыя обители и жития и образы многих святых написав … «.  
       Новгородский архиепископ Василий Калика дал указание Лазарю Муромскому сделать список иконы София Премудрость Божия, который был отправлен (1350(?) год) с купеческим караваном (Со Стефаном Новгородцем (?)) в Константинополь патриарху Исидору (?). Вполне возможно, еще один список иконы София Премудрость Божия был отправлен в Тверь епископу Федору. Поэтому можно предполагать что, скорее всего, в начале XV века в Твери был список иконы. Скорее всего, при написании лицевой стороны иконы София Премудрость Божия из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, тверской иконописец и руководствовался этим списком новгородской иконы середины XIV века.
     
      Оригинал Новгородской иконы София Премудрость Божия середины XIV века утрачен, но до наших дошли два поздних списка иконы - первой четверти XV века из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля (на фото 37 - слева), и второй половины XV века из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа).
Файл № 795 001
37 Икона София Премудрость Божия. Два наиболее ранних списка XV века..jpg
1.56 MB   •    5


Слева тверская (?) икона первой четверти XV века, справа – новгородская икона второй половины XV века.
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2733 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1509059 • 04 Июн 2021 14:18
А самое раннее упоминание об иконе, скорее всего, содержится в Послание архиепископа Новогородскаго Василия къ владыцѣ Тфѣрьскому Феодору (которое можно уверено датировать периодом 1349-1352 гг.). В тексте послания упоминается икона Деисус, предположительно написанная Лазарем Муромским, как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Новгорода - « … написанъ Деиисусъ Лазаремъ чюднымъ и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью  …». Икона Деисус, скорее всего, была написана Лазарем Муромским в 1349 или в 1350 году одновременно с изготовлением Лихачевских врат, которые по утверждению ряда исследователей, первоначально были поставлены в главном иконостасе и лишь позднее, по-видимому, в 1528 г. были перенесены в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи Софийского собора.        
     
       Почему речь в послание идет об иконе София Премудрость Божия? Икона София Премудрость Божия написанная Лазарем Муромским в период 1349-1350 гг. как алтарный образ главного алтаря Софийского собора Великого Новгорода и есть Деисус. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в работе Протоиерея Георгия Флоровского(1893—1979) - выдающегося православного богослова, внесшего неоценимый вклад в становление богословских школ Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке.
   
       В своей работе -  О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси  (“Труды V съезда русских академических организаций”. ч. 1, София, 1932, сс. 485—500). Георгий Флоровский пишет – «Известная Новгородская икона Св. Софии есть своеобразный Деисис: Огнезрачный Ангел на престоле с предстоящими, Богоматерью и Предтечей. Над главою Ангела в медальоне погрудное изображение Спасителя. Вверху этимасия. Ангел облечен в царские одежды, на главе венец, в руках жезл и свиток. Престол укреплен на семи столпах… В огнезрачном Ангеле нужно видеть Ангела великого совета, Сына Божия, — здесь оживает древний иконографический сюжет»  …
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2733 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1510280 • 07 Июн 2021 17:36
Ягморт писал(а):
А вот как, рассказ о новгородских мореплавателях Моиславе и сыне его Якове, занесенных ветром к высоким горам, где находится «место святаго рая» описан в оригинале текста Послание Новгородского архиепископа Василия Тверскому епископу Феодору о рае (из электронных  публикаций  Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН) -
    «… и принесло ихъ к высокымъ горамъ. И вѣдѣша на горѣ той написанъ Дѣиисусъ лазоремъ чюднымъ[18] и велми издивленъ, паче мѣры, яко не человѣчьскыма рукама творенъ, но Божиею благодатью. И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати. И пребыша долго время на мѣстѣ томъ, а солнце не видѣ, но свѣтъ бысть многочасьтный,[19] свѣтлуяся паче солнца».
   
      И, в конце публикации, комментарии  к этому отрывку  Н.С. Демковой -
[18] ... написанъ Дѣиисусъ лазоремъ чюднымъ... — Деисус (по-гречески «моление») — название центральной композиции иконостаса в православной церкви: в центре — Иисус Христос, справа и слева от него — Богородица и Иоанн Предтеча; лазорь — особая, очень дорогая краска ярко-голубого цвета, использовавшаяся обычно для книжных миниатюр, популярная в Новгороде XIV в.
[19] ...свѣтъ бысть многочасьтный... — то есть свет состоял из многих частей («многочасьтный» — точный перевод греч. πολυμερής — многосоставный, дробный), был многокрасочным, мерцающим; речь, по-видимому, идет ο северном сиянии.      
   
      Несомненно, что в своем рассказе Василий имел в виду не абстрактный,  сияющий в небе светло-синий Деисус, как утверждают во всех комментариях исследователи, а реальную икону написанную Лазарем Муромским. И, никакого северного сияния  (как предполагает в своем комментарии Н.С. Демкова), там не было, и быть не могло, а мерцающий свет исходил от самой иконы Деисус.   …  Rolling Eyes

А как же быть с комментариями Н.С. Демковой?

       С лазорью разобрались. Лазорь это не пигмент, а собирательное понятие синего цвета известное с 17 века.
       С северным сиянием тоже все понятно. Во-первых, Василий Калика, скорее всего, никогда его не видел. Во-вторых, электронная публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН издается по Софийской первой летописи (рукопись конца XV в. — РНБ, Q. IV, 298, лл. 437—442 об.).  
       В двух наиболее близких к авторскому варианту текста списках, а это пергаментный список из Троице-Сергиевской Лавры №39 (Конец XV - первая половина XVI в.), хранящийся в РГБ, и томский список ГПНТБ СО РАН Q.II.33. написано – «И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ». Во всех остальных списках, в том числе и в Софийской первой летописи – «И свѣтъ бысть в мѣстѣ томъ самосияненъ, яко не мочи человѣку исповѣдати». В этой фразе речь идет о рае, местонахождение которого нашли новгородцы, увидев «свѣтъ  самосияненъ». Древнерусские книжники, переписывая  текст, добавили придаточное предложение – «яко не мочи человѣку исповѣдати», подчеркивающее невозможность: понять, объяснить, «осознать» свет исходящий из рая. Таким образом, они смягчили созданное Василием Каликой представление о реально существующем и доступном обычным человеческим чувствам «земном рае». Это добавление, кардинально изменяющее смысл, скорее всего, и стало причиной неправильного понимания всеми исследователями этого эпизода ...  

      Список второй половины XV века иконы София Премудрость Божия из Софийского собора Великого Новгорода (на фото 37 - справа), скорее всего, наиболее близок к утраченному оригиналу. Далее попробуем, на его примере обосновать, что мерцающий свет исходил от самой иконы Деисус (иконы София Премудрость Божия).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2733 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1511035 • 09 Июн 2021 10:52
На 4-й странице данной темы, я поместил фрагмент из интервью А.Н. Овчинникова (Масляная живопись. Беседы с А.Н. Овчинниковым. Кристаллические пигменты. - ч.2.). Для дальнейшего обсуждения, нам потребуется ещё один фрагмент из этого интервью –

     « … Получается, что раньше художники прекрасно понимали природу кристаллических пигментов, их свойство «собирать» свет. … Если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства современных пигментов с древними минеральными кристаллическими пигментами, имеющими не только яркий цвет прозрачных кристаллов, но и блестящую стекловидную поверхность, активно отражающую свет, то разница становится очевидной».

Как вы считаете, в красках Вермеера тоже видна работа с кристаллической структурой красок, с пигментами крупного и мелкого помола? Как вы оцените его вещи с точки зрения оптики минералов? Что это такое?

– «Всё сразу. Хрусталь-то у него везде есть, аурипигмента у него завались. Это волшебники: Рембрандт и Вермеер. Это светописцы» … - «А Вермеер умный. Он очень часто делал такие же выходки, как и псковичи, которые, конечно, раньше него это делали: ещё в четырнадцатом веке. Они хорошо знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру
светлую. А охра светлая, когда она стёрта очень тонко, становится ярко-жёлтой. Оказывается, земляные железо-окисные пигменты, чем тоньше трёшь, тем они интенсивней становятся. Кристаллические – совсем иначе, тут нужно управлять величиной зерна. Кристаллические пигменты , чем тоньше трёшь, тем больше они теряют цвет: лазурит из тёмно-синего, если вы перестараетесь, станет светло-голубеньким, почти белым  …  Некоторые художники  очень любят грубо тёртый аурипигмент, он лучится. Вот в Грузии в Сабеэреби, я копировал живопись пещерную. Так там толчёный уголь и аурипигмент – как звёздное небо. Эффект незабываемый … Древнерусские иконописцы кроме кристаллических пигментов почти во все смеси добавляют немножко угля. Под микроскопом он тоже как кристаллики. Блестящие палочки «кристаллики» угля дают живую фактуру живописной поверхности … «.

        Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, я считаю, был не меньшим светописцем, чем великие голландские мастера XVII века Рембрандт и Вермеер. Он действовал так же, как и псковичи которые ещё в четырнадцатом веке знали, что в чистом виде аурипигмент довольно быстро теряет интенсивность цвета, и, чтобы сделать жёлтый цвет устойчивым, прежде  чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилали» тончайше утёртую охру светлую.

        Из технико-технологического исследования 2013 года (В.В. Баранова и М.М. Наумовой) иконы Святитель Никола - « …. Медальон с фигурой Христа написан смальтой с примесью белил, одежды Спасителя нарисованы желтой охрой с незначительной долей сажи, ассист – аурипигментом ... ".
       
        На фото 38 в центре фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века, слева медальон с фигурой Христа иконы Святитель Никола. Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, прежде чем наносить слой аурипигмента, под него «подстилал» тончайше утёртую охру светлую, с  добавлением кристаллов угля, естественно …  Rolling Eyes
Файл № 797 346
38 В центре фрагмент Новгородской иконы София Премудрость Божия, второй половины XV века.jpg
419.47 KB   •    3


По краям снимка - медальоны Христа и Богородицы иконы Святитель Никола, Обонежье, около 1360 года, Лазарь Муромский (?).
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 2733 Откуда: Пермь Вычегодская
Сообщение   Сообщение № 1514600 • 17 Июн 2021 14:49
Ягморт писал(а):
      А в данной теме, считаю интересно будет обсудить текст Евангелия от Матфея (VII, 1-4): «Не судите да не судими боудете, им же бо соудом судите … вамъ. Что же видиши соучец иже во оце брата твоего, берьвно же еже есть во оце твоемъ не чюеши. Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучець из очесе твоего».
     Данный текст помещен на раскрытом Евангелии Христа на знаменитой иконе Спас на престоле из Благовещенского собора Московского Кремля (фото 36), написанной, как я предполагаю, Лазарем Муромским в Великом Новгороде в 1352 году.
     Икона естественно представлена, в галерее форума -
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=6165



      В галерее форума икона Спас на престоле из Благовещенского собора Московского Кремля датируется 1337(?) годом. Почему 1352 год, а не 1337? Можно привести ряд веских аргументов, в пользу этого предположения. На один из них меня натолкнул академик Лихачев. В своей знаменитой книге Текстология (фото 11 на 2-й странице темы) в разделе "Ошибки прочтения", главы «Работа древнерусского книжника», он приводит очень интересный пример!
   
      Дмитрий Сергеевич пишет – " Пример такой ошибки в цифрах, произошедшей из-за сходства одной из букв буквенной цифири с какой-нибудь другой буквой, извлекаем из исследования А.А. Зимина «Тысячной книги». В списке «Дворцовой тетради», сделанном с подлинника, дата его отсутствует. В ряде же рукописей служилого люда «Дворцовая тетрадь» отмечена то 7044, то 7045, то 7046 годом. По-видимому, как предполагает А.А. Зимин, даты эти явились из неверного прочтения буквы "кси" (60), которую можно принять за «ме» (45) или за «мs» (46). За дату 7060 говорит ряд соображений общего характера. В дальнейшем это наблюдение А.А. Зимина полностью  подтвердилось.  А. А.Зимин нашел список Государственного исторического музея (Муз. №3417), где в заголовке стоит дата 7060. Характерно, что последний список близок по тексту лучшему списку, в котором даты, однако нет».

     Из публикации Преображенский А.С. Вкладные надписи на новгородских иконах Спаса на престоле  XIV века: аналогии и прототипы. (Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4. Великий Новгород  2011. С. 116–141.) - « … икона «Спас архиепископа Моисея» находящаяся в Благовещенском соборе Московского кремля.  … На передней грани подножия Христа сохранилась воспроизведенная поновителем древняя надпись: “В лето 6845 написана бысть икона сиа владыце Моисею рукою грешна(го) недостоинаго Михаила”. И далее –  … «Приведенную в надписи дату иконы обычно читают как 6845(1337) г. Это чтение вполне вероятно, однако, поскольку в существующей надписи над буквой Е нет знака титла (фото 39), дату можно читать и как «лето 6840-е». В этом варианте прочтения, икона была написана в 1332 г.».
 
    1332 год, вряд ли? Скорее всего, здесь точно такая же ошибка поновителя, как и в исследовании А.А. Зимина «Тысячной книги». Из-за неверного прочтения поновителем буквы «кси» (60), которую он принял за «ме» (45), и появилось 6845(1337), вместо 6860(1352)  …  Rolling Eyes
Файл № 799 655
39 Вотивная надпись на передней грани подножия Христа.jpg
496.36 KB   •    1


Фрагмент иконы «Спас архиепископа Моисея», Великий Новгород 1352 (1337(?)) год.
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2021 phpBB Group
Top.Mail.Ru