Наверх (Ctrl ↑)

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Ростов

Конец XIV в.

Дерево, левкас, темпера.
104 × 89 см

Собрание В. А. Логвиненко, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

148. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Конец XIV века
Ростов
104,0 × 89,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Логвиненко]

Происхождение: Вывезена из Ярославской области. Приобретена в 2000 году.

Сохранность: Утраты левкаса на нижнем поле и нижней части изображения плата. Заделанные гвоздевые отверстия от крепления оклада. Грунтовые вставки с позднейшей живописью и реставрационными тонировками вдоль стыков частей доски. Тонированные утраты красочного слоя в нижней части изображения плата, более мелкие — на лике Спаса. Остатки записей на изображении волос и бороды.

Реставрация: Раскрытие проведено в Ярославле в 2000 году. Реставрация завершена С. Р. Брагиным в 2000 году.

Борода Христа делится на две крупные пряди, а нимб описывает почти полный круг — он виден в промежутках между бородой и ниспадающими прядями волос; перекрестье нимба украшено камнями. Данный иконографический вариант был распространен в ранней русской иконописи (см. кат. 50).

Лик Спасителя, вытянутый, с благородными правильными чертами, высокая шапка волос находят аналогии в живописи Ростова, в частности в иконе «Спас Вседержитель, с апостолами на полях» (ГТГ)175. Колорит иконы, построенный на сочетании глубоких охряных и коричневых тонов с голубым тоном плата и светло-желтым тоном нимба, также указывает на принадлежность иконы ростовской художественной культуре. Письмо личного сложное, многослойное, с многооттеночными переходами от теплых тонов охрения к зеленоватому санкирю и с активными красноватыми тенями, делающими постепенным переход от санкирного тона к тону волос. Судя по сохранным завершающим слоям на изображении лба Спасителя, лик с одной стороны был высветлен сильнее, чем с другой, что создавало эффект движения света по его рельефной поверхности и придавало ему живость, подвижность самим чертам лика. Стиль живописи соответствует позднему XIV веку, а мягкое, милующее выражение лика Христа — складывающейся образности начала следующего столетия, что позволяет сделать уточнение: икона была написана в самом конце XIV века.

175 Воспр.: Лазарев В. Н. Русская иконопись. М., 1983. С. 128, 501. Кат. 132.

Публикации:

В. М. Сорокатый


Литература