Школа или худ. центр: Москва
Последняя треть XVII в.
Собрание Н. С. Паниткова, Россия
См. в «Галерее»:
109. ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ И ИОАНН БОЛЬШОЙ КОЛПАК
Последняя треть XVII века
Москва
32,3 × 27,2 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание Н. С. Паниткова]
Происхождение: Приобретена в Москве в конце 1980-х годов.
Сохранность: Тонированные вставки левкаса на верхнем и нижнем полях. Первоначальный золотой фон под записью. Тонировки и прописи по утратам красочного слоя. Золото нимбов поновлено. Цветы на поземе реконструированы по остаткам авторской живописи.
Реставрация: Реставрирована А. П. Бурмакиным после приобретения в коллекцию.
Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак — наиболее популярные московские юродивые, жили в эпоху царствования Ивана Грозного. Иконы Василия Блаженного появляются после его канонизации в 1582 году и были достаточно широко распространены. Изображения Ивана Большого Колпака известны с середины XVII века и встречаются значительно реже. Совместное изображение святых на иконе обусловлено тем, что оба похоронены в московском Покровском соборе «что на Рву». Народная любовь к этим блаженным в XVII веке, особенно после церковного раскола, обусловила помещение их изображений Симоном Ушаковым на его программном произведении — иконе «Похвала Богоматери Владимирской» 1668 года из московской церкви Троицы в Никитниках (ГТГ). Стиль иконы отражает основное направление московского иконописания последней трети XVII века, не связанного со стилистическими поисками мастеров Оружейной палаты. Тем не менее, влияние царских изографов сказалось в изображении круглящегося позема, а также в отдельных элементах живоподобия в личном.
О. С. Никольская