Школа или худ. центр: Москва (?)
Около середины XVII в.
Собрание арт-галереи «Дежа Вю», Россия
См. в «Галерее»:
80. МУЧЕНИК НИКИТА НА ПРЕСТОЛЕ
Около середины XVII века
Москва (?)
32,0 × 28,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание арт-галереи «Дежа вю»]
Происхождение: Неизвестно.
Сохранность: На полях прописи XIX века.
Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.
Святой представлен сидящим на троне и попирающим ногами побежденного беса. Меч Никиты наполовину вложен в ножны. Это вариант изображения святого воина, который, согласно стихам византийского поэта Мануила Фила (ок. 1280 — ок. 1350), сидит «в раздумье на отдыхе» после боя, в котором он «изгнал врага души»86. Изображение Никиты осеняет медальон с оплечным изображением Спаса Эммануила. Это «непреоборимый щит» святого воина, залог воскресения при Втором пришествии87.
86 Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики // Труды музея палеографии. Л., 1928. С. 81.
87 Попов Г. В. Некоторые вопросы изучения воинской тематики в русском средневековом искусстве // Византийский временник. Т. 32. М., 1971. С. 184–203.
Композиция, рисунок и колорит иконы, исполнительские приемы принадлежат устоявшемуся варианту стиля, который сформировался ко второй четверти XVII века и оставался актуальным в третьей четверти столетия. Возможно, икона связана с Москвой, но нельзя исключать и ее происхождение из Поволжья.
Публикации:
В. М. Сорокатый