Наверх (Ctrl ↑)

Символ веры

Символ веры
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Оружейная палата

1668–1669 гг.

Дерево, темпера.
130.5 × 77 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ 2773

Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве, поступила в 1933 году.

См. парную икону «Отче наш».

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 354
¦
133. Символ веры (Верую)

1668–1669 годы. Оружейная палата. Москва
Дерево, темпера. 130,5 × 77
Происходит из церкви Григория Неокесарийского на Полянке в Москве1
ГРМ, инв. ДРЖ 2773

1 Икона входила в состав внутреннего убранства церкви Григория Неокесарийского и находилась за правым клиросом, за левым стояла парная к ней икона «Отче наш» (Русский музей, инв. ДРЖ 2768). Симон Ушаков, возглавлявший в то время Оружейную палату, выполнил для местного ряда иконостаса иконы «Богоматерь Киккская» (1668) и «Спас»: по-видимому, он не только сам работал, но и руководил всей работой; возможно, под его руководством исполнена и эта икона.

Символ веры — краткое изложение сущности христианской религии. Первый Символ веры был дан самим Иисусом Христом в словах, сказанных ученикам перед вознесением на небо: «... идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28 : 19–20; Мк. 16 : 15). На Первом Вселенском соборе, состоявшемся в Никее в 325 году, был составлен и утвержден Символ веры, который оканчивался словами «Верую... и в Духа Святого». Отцы Церкви на Втором Вселенском соборе в 381 году в Константинополе дополнили его, присоединив к нему учение о Святом Духе и Церкви, о крещении, воскресении мертвых и о жизни Будущего века. Никео-Цареградский символ составляет основу православного исповедания веры.

Композиция иконы, подробно иллюстрирующая текст Символа веры, состоит из многих сцен, в которых последовательно представлены этапы спасительного действия Премудрости Божией в мире. Икона разделена на четыре регистра по три клейма в каждом, что соответствует структуре Символа, состоящего из 12 «членов».

Верхние три клейма объединены изображением «Отечества» и девятью кругами с фигурами «небесных сил», что соответствует девяти чинам Небесной Иерархии согласно классификации, изложенной в сочинении «О Небесной Иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.). К первому и второму членам Символа: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша» — относятся первые два клейма. В первом в белом ореоле представлен Бог Отец, создатель мира, а во втором — «Создание Адама и Евы» (Быт. 1 : 26–27; 2 : 4–7, 21–22).

В третьем клейме иконы представлены «Благовещение» и «Рождество Христово», что соответствует третьему члену Символа: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

Сцены «Распятия» и «Положения во гроб» в четвертом клейме иллюстрируют четвертый член Символа: «Распятаго же за ны при Понтийском Пилате и страдавша и погребенна». За ними следуют «Воскресение Христово» и «Сошествие во ад» (пятое клеймо), связанные со словами пятого члена Символа: «И воскресшаго в третий день по писанием».

«Вознесение» в шестом клейме относится к шестому члену Символа: «И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца». Особенность иконографического извода этого клейма — возносящийся во «славе» Иисус Христос, поддерживаемый четырьмя ангелами, закрывает наполовину представленную «за ним» Троицу Новозаветную. Этот сюжет можно определить как «Возвращение Христа в лоно Отче». Вознесением заканчивается пребывание Мессии среди людей.

Седьмой член Символа: «И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, его же царствию не будет конца» — представлен сценой «Второе пришествие», расположенной в седьмом клейме. В его верхней части изображен Христос с предстоящими ему Богоматерью и Иоанном Предтечей и восседающие на престолах апостолы, а внизу — восстание из мертвых.

Восьмой член Символа: «И в Духа Святого, Господа животворящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима» — иллюстрирован композицией «Сошествие Святого Духа». В сцену введено изображение Богоматери, что является особенностью иконографии, характерной для икон XVII века.

Девятый член Символа: «Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь» (9-е клеймо) — помещен в последнем клейме третьего ряда. Поскольку Апостольская Церковь была предречена пророками, два последних слова предыдущего члена Символа — «глаголавшаго Пророки» [возвещенная пророками] — перенесены в надпись этого клейма. В соответствии с текстом надписи в нем изображены три пророка, среди которых различим строитель Иерусалимского храма царь Соломон.

Десятый член Символа: «Исповедую едино крещение во оставление грехов» — иллюстрирует клеймо со сценами проповеди апостола Петра и крещения апостолами Петром и Филиппом народа.

Одиннадцатый член Символа: «Чаю Воскресение мертвых» — представлен сценой «Видение Иезекииля». Образ поля, усеянного иссохшими костями, их оживления и восстановления к новой жизни символизирует восстановление и освобождение народа избранного и олицетворяет воскресение всех мертвых на Страшный суд Господень.

Двенадцатому члену Символа: «И жизни будущаго века. Аминь» — соответствует изображение Небесного Иерусалима в последнем клейме. В нем представлен Небесный город с 12-ю вратами, на страже которых стоят апостолы в виде ангелов с крыльями. Внутри града в мандорле изображен Иисус Христос в окружении праведников. Вверху слева за стенами Небесного града изображены, в соответствии с текстом Апокалипсиса, Иоанн Богослов со свитком и ангел (Откр. 21 : 10).

В древнерусской живописи иконы и росписи, иллюстрирующие «Символ веры», известны с XVI века. Такова, например, роспись Архангельского собора Московского Кремля. В XVII веке получили широкое распространение гравированные листы с композициями «Символ веры» и «Отче наш». Многие сцены или отдельные их части были заимствованы из иллюстраций популярной в то время Библии Пискатора, привезенной из Западной Европы.

А. Мальцева с. 354
 
¦


Литература