- детали (9)
Школа или худ. центр: Москва
Ок. 1497 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28626
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Первая четверть XV века. Андрей Рублев с учениками (?).
Фигура лежащей Богоматери четко выделяется на невысоком красном ложе, украшенном каймами с золотым буквообразным орнаментом. По обе стороны ложа стоят четыре свечи, горящие красным пламенем. Ложе окружено фигурами умиленных, мягко склоняющихся апостолов. У изголовья их четыре, в ногах — восемь. Движение взмахнувшего кадилом Петра подчеркнуто летящим перед ним острым концом его желтого гиматия. За апостолами стоят святители с книгами в руках (слева — двое, справа — один). Позади с обеих сторон композицию замыкают плачущие жены, выходящие из-за скрытых завесами дверей невысоких зданий. На здании слева — профильный маскарон. Здания соединены полукруглой пологой стеной, на фоне которой ширится двойная, формы «киотца», слава, обрамляющая повернувшегося влево Спаса, склоняющего голову к Богоматери. На руках Спаса, покрытых сияющими золотом одеждами, полулежит обвитая пеленами душа Богоматери. От Спаса исходят золотые лучи. В славе изображены шестикрылые серафимы и херувимы со свечами, светящими золотым огнем. Вверху трепещет крыльями рой согнувших колена ангелов, несущих устремляющихся вперед поясных апостолов, заключенных в причудливые, подобные голубым раковинам облака. Посредине вверху коленопреклоненные ангелы держат круглую славу, обрамляющую возносящуюся на небо Богоматерь, сидящую на золотом престоле1. Склоняясь вправо, она протягивает свой пояс апостолу Фоме, приближающемуся к ней в облаке. Вверху, в усеянном звездами полукруге, теснятся ангелы в раскрывшихся вратах рая. Внизу, у испещренного травным узором позема2, ангел отсекает руки Авфонию, пытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери. Эти проникнутые движением фигуры значительно меньше остальных: сцена с Авфонием введена в композицию как самостоятельное клеймо3. Вохрение жидкой золотистой охрой, плавью, по светлому оливковому санкирю. Цвета одежд предстоящих и облачных апостолов синие, зеленые (глубокого интенсивного тона), кораллово-розовые, коричневато-фиолетовые. Одежды Христа написаны розоватой охрой с золотым ассистом. Складки и пробела на одеждах переданы живописно, более светлыми тонами в светах и более темными в тенях. На одеждах розоватого тона пробела голубые. Слава зеленовато-синяя. Фон и поля золотые.
1 Одно из ранних изображений возносящейся Богоматери см. на Васильевских вратах 1336 г. ( В. Н. Лазарев, Васильевские врата 1336 г. — В кн.: «Советская археология», XVIII, 1953, стр. 417–418).
2 Фрагменты такого же узора см. на поземе Троицы Андрея Рублева (№ 230).
3 Прием, присущий живописи XIV в. См., например, изображение апостола справа внизу на новгородской иконе XIV в. «Отечество» (№ 25).
Доска липовая, шпонки врезные, сквозные, более поздние. Паволока рогожного переплетения, левкас, яичная темпера. 145 × 115.
Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря, четвертого по счету, построенного в 1497 году. В описях, составленных в 1621, 16354 и 1668 годах, значится: «Образ местной (в соборе) Успения Пресвятыя Богородицы Рублева письма». Икона
4 Сохранились сведения о реставрации этой иконы в 1633 г. государевым иконным мастером Леонтием Жуковым, присланным из приказа Большого дворца: «...иконной мастер Леонтей Жуков образ Пречистые Богородицы чудотворную икону починил и устроил во всем по старине, как преж сего было» («Из рукописей Е. В. Барсова». — В кн.: «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1884, кн. 1, янв. — март, отд. 5. Смесь, стр. 21).
5 Н. Никольский, Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века, т. I, вып. 1, Спб., 1897, стр. 21, примеч. 3.
Раскрыта П. И. Юкиным и В. Е. Гороховым в Историко-художественном музее Кириллова монастыря в 1918 году.
Поступила из Кириллова Белозерского монастыря в 1933 году. [28626]
Около 1497 года. 145×115. Третьяковская галерея, Москва [28626].
Из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, завершенного строительством в 1497 году. Около этого времени был выполнен и его большой новый иконостас, реконструкцией которого занимается О. В. Лелекова. Сохранность хорошая. Имеются незначительные утраты верхнего красочного слоя, тщательно тонированные. Золотой фон мало пострадал от времени. Следы от гвоздей оклада заделаны и тонированы. Доска сильно покоробилась и дала две