Наверх (Ctrl ↑)

Спас «Недреманное Око»

Спас «Недреманное Око»
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

Середина XVI в.

34.5 × 26.5 см

Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. Ж-786/1-2

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 70
¦
12. Спас Недреманное Око

Середина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 34,5 × 26,5
Оклад
Середина XVI века. Москва
Серебро; басма, золочение, канфарение
Происходит из ризницы Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря1
Музей «Московский Кремль», инв. Ж-786/1-2

1 Соловецкий монастырь расположен на нескольких островах Белого моря. В первой трети XV в. здесь поселились первые монахи-отшельники Савватий и Герман, а немного позднее возник монастырь, первым игуменом и строителем которого стал старец Зосима. Расцвет строительной, хозяйственной и художественной деятельности монастыря приходится на XVI в. В это время в монастыре уже существуют собственные иконописные мастерские, объединяющие выходцев из разных художественных центров; сюда поступают многочисленные вклады из Москвы, Новгорода и других крупных центров России.

В кремлевский музей икона вместе со многими другими памятниками была привезена в 1923 г. Н. Н. Померанцевым после закрытия монастыря.

В центре композиции изображен Христос-отрок, возлежащий на красном ложе, которое расположено на верху горы. Поза его символизирует сон, но глаза открыты. Изголовье ложа венчает дерево с широкой кроной, а тонко прорисованные травы и цветы на белом фоне за ним представляют рай. По сторонам от ложа стоят Богоматерь и ангел, держащий в правой руке Голгофский Крест, а в левой — сухую ветвь с цветком на конце. Еще один ангел подлетает к Христу с рипидой, увенчанной изображением херувима.

Источником создания этой сложной композиции были тексты Псалтири и других библейских книг, вдохновлявшие церковных гимнографов. Наиболее ранние изображения датируются XI–XII веками. Наименование композиции в русской живописи указывает на то, что это образ Бога, наблюдающего за миром и хранящего свой народ: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс. 120 : 2–4); «...Он слышит меня со святой горы Своей» (Пс. 3 : 5). Не случайно такие изображения имеют охранительный характер, и в монументальной живописи они чаще всего располагаются над входом в храм.

Покоящийся на ложе Христос изображен спящим и бодрствующим, что символизирует двуединство его человеческой и божественной природы. «Аще и мертв виден был еси, но живый яко Бог возводиши от земли к небесным оттуда падшия, Иисусе» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии первой). Известно, что с открытыми глазами Христос изображался в сценах «Распятия» еще в IX–X веках. Заимствованный из Физиолога образ льва, спящего с открытыми глазами, и льва, который рождается мертвым, а затем воскресает, мы находим в Службе Великой субботы, где умирающий и воскресающий Христос сравнивается со львом: «Якоже лев, Спасе, уснув плотию, яко некий скимен мертв восставши, отложив старость плотскую» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии первой). Вместе с тем в Библии «молодым львом» именуется праотец Иуда, земной предок Христа: «Молодой лев Иуда с добычи, сын мой поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49 : 9). Этот текст читается на великом повечерии Входа в Иерусалим, которое служит введением к службе Страстного цикла. Таким образом, эта сложная композиция в первую очередь посвящена осмыслению смертной жертвы Христа, но она прообразует и ее священное повторение, совершаемое в храме.

Смертное ложе, на котором изображен Христос-отрок, получает значение алтаря, на котором приуготовлена жертва, дающая начало спасению всего мира. О роли Богородицы в деле спасения говорит один из ее символов — процветшая ветвь в руках ангела: «Жезл убо Моисеев древле в змию, Ааронов же жезл в зелено преложися и процвете листвие» (Последование малого повечерия в неделю Ваий. Трипесенец Андрея Критского. Песнь 9). Еще одной темой этой композиции является возвращение рая как следствие крестной жертвы Христа: «Усну Адам, но смерть из ребр изводит: Ты же ныне уснул еси, Слово Божий, источаеши от ребр Твоих мирови жизнь» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стих из статии второй). Стоящая рядом с ложем Богородица, как «новая Ева», указывает на тайну Будущего века: «Из Небрачныя прошед, и прободен в ребра, Содетелю мой, из Нея соделал еси обновление Евино, Адам быв, уснув паче естества сном естественным, и жизнь воздвигнув от сна и тления яко Всесилен» (Канон Великой субботы [Последование утрени]. Песнь 5. Тропарь 3). Ложе, на котором лежит Христос, осеняет «Древо блаженной жизни» (Канон на Воздвижение креста Козьмы Маиумского. Песнь 7. Тропарь 2), к которому открыл доступ крест Распятия. Не случайно поза и жест предстоящего ангела столь похожи на изображение Благоразумного разбойника, первым вошедшего в рай.

Христос Эммануил, «рожденный прежде всех век», призван завершить планы Божественного Домостроительства: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от дел Своих Единородный сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращся воскресение, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец» (Служба Великой субботы. Последование утрени. Стихиры на хвалитех. Глас 6).

Е. Осташенко с. 70
 
¦


Литература