Школа или худ. центр: Москва
Середина XVII в.
Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. МР-3472/2
См. в «Галерее»:
Середина XVII века. Москва
Дерево, темпера. 235 × 93
Происходит из Успенского собора Московского Кремля1
Музей «Московский Кремль», инв. МР-3472/2
1 Эта икона-«небо» принадлежала сени над ракой митрополита Петра (был на митрополии с 1308 по 1326), находящейся в алтарной части Успенского собора. Сень над ракой была установлена в 1819 г. Доска иконы была увеличена по высоте и надставлена с боков в соответствии с размерами сени.
Иконографический тип, известный под названием «Троица Новозаветная», или «Сопрестолие», сложился и первоначально получил распространение в искусстве Западной Европы. В основе его лежат богословские толкования Иеронима Блаженного на
Появление в Москве икон со сложной и непривычной иконографией вызвало серьезные споры по поводу изобразимости первого лица Троицы. Рассмотрением этой проблемы занимался церковный собор 1553–1554 годов. На нем было найдена формула, обосновывающая возможность писать невидимое Божество. Оно изображалось «по пророческому видению». Такие образы, наряду с традиционными изводами, разрешалось использовать в иконописи для раскрытия догматического смысла библейских текстов, прежде всего пророчеств, и сложных мистико-дидактических богословских сочинений. Сложившиеся именно в это время новые принципы соотношения слова и изображения сохраняли свое значение в русской живописи до середины XVII века, а в провинции и до середины XVIII века.
На облачном фоне иконы из Успенского собора вверху вязью написан текст 109-го псалма: «Рече господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (
Сидящие рядом Христос и Бог Отец облачены, согласно тексту псалма, в обильно покрытые ассистом царственные далматики, с оплечьями и лорами, и в гиматии поверх них: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан...» (
Из-под «славы» видны концы ярко-красного ромба. В них изображены символы евангелистов — четыре животных, о которых говорится в видении пророка Иезекииля (
2 Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 1–4. Т. 4. С. 79.
Необычный узкий формат доски, расположение групп архангелов над и под «славой» и особенно отсутствие позема, замененного сплошным облачным фоном, делают композицию иконы похожей на роспись свода. Это позволяет предположить, что икона изначально служила «небом», то есть завершением сени над ракой с реликвиями, либо являлась внутренней крышкой раки. Об этом же говорят ее размер и сохранность: живопись покрывал слой темной олифы, но она никогда не переписывалась.
Икона экспонируется впервые.
Литература
Е. Осташенко