Школа или худ. центр: Москва
1586 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28713
Происходит из Ипатьевского монастыря города Костромы.
См. в «Галерее»:
1586 год
Дерево, темпера. 150 × 110
Происходит из Троицкого Ипатьевского монастыря Костромы1
ГТГ, инв. 28713
1 На окладе средника иконы (в настоящее время детали оклада и пластина с надписью сняты и хранятся в Третьяковской галерее) на серебряной пластине излагается вкладная запись, из которой следует, что образ Троицы был написан, украшен и поставлен в Ипатьевском монастыре повелением боярина Дмитрия Ивановича Годунова: «Церкви Божией на украшение, по своей душе и по своих родителей в вечное поминовение. 1586 год».
Боярин Дмитрий Иванович Годунов, дядя и воспитатель царя Бориса Годунова (ок. 1552–1605), был пожалован в Думу в чине постельничего в 1571 г. С этого времени начинается возвышение рода Годуновых. В 1580 г. воспитанница Дмитрия Ивановича Ирина Феодоровна Годунова (сестра Бориса Годунова) была обвенчана с царевичем Феодором Иоанновичем, будущим царем. Созданные, как полагают, несколько позже (ок. 1600) створы к иконе традиционно считаются вкладом Бориса Годунова. В 1600 г. аналогичные створы были вложены им в Троице-Сергиев монастырь к образу «Троицы» Андрея Рублева. Оба схожие между собой комплекта близки по стилю и иконографии к росписи 1602 г. церкви в Вяземах. Существует мнение, что оба комплекта створ исполнены известным московским иконописцем Истомой Савиным. Развитая иконография и высокие достоинства образно-стилистического содержания данного ансамбля восходят к лучшим образцам московской годуновской школы.
Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь основан в середине XIV в. татарским мурзой Четом. На его пути из Орды в Москву ему было явление Богоматери с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Приняв крещение, на месте явления он основал монастырь с главным храмом во имя Троицы.
Чет является родоначальником бояр Годуновых, которые стали богатейшими ктиторами Троицкого Ипатьевского монастыря. Монастырь особенно прославился в начале XVII в., укрывая в Смутное время будущего молодого царя Михаила Феодоровича Романова.
Изображение «Троицы» на среднике повторяет иконографическую схему «Троицы» Андрея Рублева (1425–1427); некоторые детали восходят к иконам конца XV — начала XVI века.
Понятие о Троице (Боге в трех лицах) восходит к Священному Писанию; это первый христианский догмат, установленный после официального принятия христианства и включенный в определения Первого и Второго Вселенских соборов.
Рублевское решение темы «Троицы» наиболее совершенно и полно воплощает догматическую идею о Божестве в трех лицах. Данному иконографическому изводу предшествовало изображение «Гостеприимство Авраама» (Явление Аврааму трех ангелов), где наряду с ангелами представлены Авраам и Сарра. Ее источником является
Вопрос о персонификации ангелов «Троицы» Андрея Рублева (слева направо: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух) с догматической и иконографической точки зрения рассмотрен в известной работе Л. А. Успенского «Праздник и иконы Пятидесятницы»2.
2 Ouspensky L. und Lossky W. Der Sinn der Ikonen. Bern-Olten, 1952. S. 203–204, 207. На рус. яз. см. фрагмент в кн.: «Троица» Андрея Рублева: Антология. М., 1981. С. 93–95.
Литература
Э. Гусева