Наверх (Ctrl ↑)

Иоанн Предтеча

Из деисусного чина

Иоанн Предтеча
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Последователь Рублева
Школа или худ. центр: Москва

Вторая четверть XV в.

105 × 83.5 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 822 / КП 161 (?)

Происходит из Николо-Пешношского монастыря близ Дмитрова. Изначально икона входила в состав полнофигурного деисусного чина, остальные фрагменты которого пока не удалось найти. Когда икона была распилена пополам и сделалась поясным изображением - точно не известно (скорее всего в XVIII в.).

Лазарев отмечал, что эта высочайшая по качеству икона по духу очень близка произведениям Рублева. Он также указывал на большое стилистичесткое сходство с той группой икон второй четверти XV века, которая связана с Троице-Сергиевым монастырем и для которой характерна особая тонкость ликов, выполненных с чисто миниатюрной тщательностью (например, Одигитрия с Троицей и фигурами и полуфигурами святых в ГТГ; Богоматерь Ярославская, там же (сравните...); Умиление из Троице-Сергиевой Лавры; Никола Можайский, там же).

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Алпатов 1978 

5. ИОАНН ПРЕДТЕЧА
Фрагмент.
Из Николо-Пешношского монастыря близ Дмитрова.
Первая половина XV в. 104 × 84.
Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Часть деисусного чина. Сосредоточенно-спокойный образ Иоанна решительно отличается от византийского. Возможно, произведение школы Рублева. Колорит более приглушенный, чем в большинстве работ самого Рублева.

Лит.:


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 368 
¦
107. Иоанн Предтеча

Вторая четверть XV века. 105×83,5. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Москва [кп822].

Из Николо-Пешношского монастыря близ города Дмитрова. Сохранность хорошая. Вдоль лица и волос идет узкая трещина с левкасом XVII века. От первоначального золотого фона уцелели фрагменты превосходного по цвету старого золота. Вставки левкаса XVII–XVIII веков в верхней части доски и на фоне (около правого глаза). Внизу добавлена новая деревянная планка. Икона входила в состав деисусного чина. Это произведение выдающегося мастера.  с. 368 
  
¦

Детали


A Лик Иоанна Предтечи

B Лик Иоанна Предтечи

Литература