- клейма (0 из 39)
- дополнительные изображения (2)
Школа или худ. центр: Москва
1655 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-2657
См. в «Галерее»:
Александр Свирский, с житием в 39 клеймах.
1655. Москва.
Дерево, четыре доски, две встречные шпонки, паволока, темпера, серебро. 235 × 122 × 4.
Происходит из местного ряда иконостаса Преображенского собора.
Пост. в 1925 из Александро-Свирского монастыря.
ДРЖ-2657.
Пробные раскрытия на правом поле иконы сделаны в ГРМ [Государственном Русском музее] (1959, Н. В. Перцев; 1986, Д. Е. Мальцева).
Порядок клейм: 1. Моление Стефана и Вассы о чадородии; 2. Рождество Амоса; 3. Крещение; 4. Обучение грамоте; 5. Встреча Амоса с иноками Валаамского монастыря; 6. Благословение родителей валаамским иноком; 7. Прощание Амоса с родителями; 8. Приход на берег озера; 9. Молитва и сон Амоса на берегу озера; 10. Обретение спутника; 11. Приход в Спасский монастырь на Валааме; 12. Пострижение Амоса; 13. Встреча с отцом; 14. Иноческие труды и подвиги Александра; 15. Уход Александра из Спасского монастыря; 16. Жизнь в пустыне; пророчество ангела о свирской обители; 17. Приход Андрея Завалишина; 18. Приход брата Иоанна; второй приход Андрея Завалишина; 19. Приход старца Никифора; 20. Явление ангела; 21. Явление Троицы; 22. Постройка деревянной церкви Троицы; 23. Поставление на священство; 24. Работы в монастыре; 25. Освящение церкви Троицы; 26. Монастырские труды; поучения монахов; 27. Собрание Александра с братией о постройке каменной церкви Троицы; 28. Поставление мельницы; 29. Приготовление кирпича; 30. Отослание иноков к великому князю Василию Ивановичу; 31. Приход каменщиков; 32. Освящение каменной церкви Троицы; 33–34. Видение Даниила; 35. Чудо о Тимофее Априлове; 36. Чудо о рыболове; 37. Чудо о Богдане Корюкове; 38. Видение Богоматери и основание церкви Покрова; 39. Наставление Александром братии перед смертью.
В 1655 году икона была установлена в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора в подножии новой серебряной раки преподобного Александра Свирского. Ее богатый чеканный убор был выполнен мастерами Оружейной палаты в Москве. Заказчиком этого ценного вклада был московский дьяк Захарий Богдан Силин — крупнейший монастырский вкладчик второй половины XVII века. Монументальную фигуру святого на иконе окружают клейма, подробно иллюстрирующие житие Александра Свирского, написанное в 1545 году его учеником игуменом Иродионом. Создатели иконы стремились не только передать житие святого, но и наполнить изображенные сцены многими подробностями и реалиями. С особой тщательностью переданы главные события жизни преподобного Александра Свирского и начальная история Свирского монастыря: первые иноческие подвиги и различные монастырские работы, возведение каменных Троицкой и Покровской церквей и явления Троицы и Богоматери. (И. Соловьева)