Наверх (Ctrl ↑)

Явление Богоматери преподобному Иосифу Волоцкому

Явление Богоматери преподобному Иосифу Волоцкому
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва; Оружейная палата

XVII в.

Дерево, доска цельная, две шпонки, серебро, финифть, гравированная скань, темпера.
40.7 × 31 × 3.1 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-269

См. в «Галерее»:

 Русские монастыри 1997 

Явление Богоматери преподобному Иосифу Волоцкому.
XVII век.
Дерево, доска цельная, две шпонки, серебро, финифть, гравированная скань, темпера. 40,7 × 31 × 3,1.
Пост. в 1912 из Иосифо- Волоколамского монастыря.
ДРЖ-269.
Раскрыта в ГРМ (1973, Л. В. Маркова).

Происходит из ризницы Иосифо-Волоколамского монастыря. Икона посвящена преподобному Иосифу Волоцкому, игумену Успенского Волоколамского монастыря. О жизни его известно из жития, составленного в 1546 году епископом Саввой, «Надгробного слова» Досифея Топоркова и жития, приписываемого Льву Филологу. Около 1459 года Иосиф принял монашество в Боровской обители, возглавляемой в те годы Пафнутием Боровским. После его смерти стал игуменом этого монастыря. Однако вскоре покинул обитель и основал во владениях Бориса Волоцкого новый монастырь во имя Успения Богоматери. В своих сочинениях, важнейшим из которых считают «Просветитель», выступал против распространившейся на Руси в конце XV века новгородско-московской ереси, вел спор с «заволжскими старцами» по вопросам монастырского землевладения, защищал богатое убранство храмов, украшение их иконами. Сторонник сильного централизованного государства, считал Русскую Церковь преемницей и носительницей древнего благочестия. В 1578 году в монастыре было установлено местное празднование памяти преподобного, и с того времени, а особенно после 1591 (года общерусской канонизации святого) большое распространение получают иконы с изображением Иосифа, поклоняющегося Богоматери. (И. Шалина)

Литература