Наверх (Ctrl ↑)

Спас Златые власы

Спас Златые власы
Изображения с более высоким разрешением:

Дикарев Михаил Иванович (?)
Школа или худ. центр: Москва

Начало XX в. (до 1905 года)

Дерево, левкас, темпера.
42.9 × 33 см

Собрание К. У., Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

146. М. И. Дикарев (?)
СПАС ЗЛАТЫЕ ВЛАСЫ

Начало XX века (до 1905 года)
Москва
42,9 × 33,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание К. У.]

Происхождение: Приобретена в Москве в 2000 году.

Сохранность: Поля перелевкашены. Прописи на личном (лоб, переносица, спинка носа). Золото в медальонах и кайма хитона (золото и рисунок) поновлены. Прописи твореным золотом по прядям волос.

Реставрация: Раскрыта в 2000 году.

Икона представляет собой уменьшенную копию образа начала XIII века из Успенского собора Московского Кремля171. Цветовое решение и композиция повторяют состояние оригинала под записью172. Памятник не является точным повторением древнего образа: отличается от него пропорциями (средник расширен за счет увеличения поля фона); граница древнего ковчега определена имитирующей лузгу тонкой красно-коричневой рамкой. На копии обозначен нимб, отсутствующий на оригинале, но имевший место в записи.

171  Яковлева А. И. Икона «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Художественная культура X — первой половины XIII. М., 1988. С. 199–210; Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979. С. 46. Ил. 74.

172 Реставрация древнего образа была проведена Г. Чириковым, В. Тарыгиным и В. Изразцовым в 1920 году. Документы о реставрации хранятся в архиве ГТГ (Ф. 67. Д. 44).

Древняя икона была одним из шести выдающихся памятников древнерусской живописи, с которых в самом начале XX века были сделаны копии с целью изготовления с них автотипических цветных таблиц для первого тома Лицевого иконописного подлинника Н. П. Кондакова173. Эти копии исполняли ведущие московские иконописцы, выходцы из Мстёры О. С. Чириков, М. И. Дикарев, В. П. Гурьянов и А. Я. Тюлин174.

Есть основания полагать, что публикуемый памятник является той копией, которая была выполнена М. И. Дикаревым в связи с подготовкой издания книги Н. П. Кондакова. Профессиональное мастерство исполнения иконы, точность воспроизведения деталей, тщательная обработка доски, а также абсолютно идентичные пропорции иконы и иллюстрации, приведенной в книге Кондакова, свидетельствуют в пользу такой идентификации. Усиленная в воспроизведении по сравнению с публикуемой иконой контрастность цвета и рисунка могли появиться вследствие сложного технологического процесса автотипии.

Публикации:

О. С. Никольская


Литература