Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь Силуамская

Богоматерь Силуамская
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

1710-е годы

Дерево, левкас, темпера.
44 × 35.3 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

25. БОГОМАТЕРЬ СИЛУАМСКАЯ

1710-е годы Москва
44,0 × 35,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Москве в 2002 году.

Сохранность: Тонированные левкасные вставки по трещине доски левее центра, по контуру нимба Богоматери справа, на полях. Тонированные утраты красочного слоя. Допись по утрате на лике Младенца. Утраты золота на нимбах. Потертость золота в разделках одежд. Справа на фоне фрагмент поздней записи с названием образа.

Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.

Иконографический тип Богоматери Силуамской появился в русской иконописи в 1710-х годах. Восходит к гравюре нидерландца Иеронима Вирикса19, которая послужила образцом для московского гравера Григория Тепчегорского, выполнившего в 1713–1714 годах изображение Богоматери Силуамской в цикле изображений чтимых икон Богоматери. Ими были проиллюстрированы соответствующие тексты сказаний о них в рукописном сборнике Семена Моховикова «Солнце Пресветлое» (1715–1716)20. Название иконы и краткое сказание о ней были придуманы, по-видимому, самим Моховиковым.

19 Mauquoy-Hendrickx M. Les estamps des Wierix. Prèmier partie. Bruxelles, 1978. № 768, 1441.

20 Научная библиотека МГУ, № 10536-22-71. Сказание об иконе Богоматери Силуамской и гравюра помещены на л. 57.

Изображения Богоматери Силуамской очень редки, встречаются как в прямом, так и зеркальном изводе. Наиболее известна икона, находящаяся в Воскресенском соборе г. Тутаева (Романова-Борисоглебска). Икона написана в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты, несомненно, московским мастером, работавшим в первой четверти XVIII века.

Н. И. Комашко


Литература