Наверх (Ctrl ↑)

Воскресение Христово

Воскресение Христово
Изображения с более высоким разрешением:

Конец XIX — начало XX вв.

Мозаика, шлифовка
145 × 95 см

Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище, Москва, Россия
Инв. 95/335 (по списку ГосНИИР)

См. в «Галерее»:

 Красилин 1990 

Воскресение Христово

Конец XIX — начало XX в. Петербург. Академия художеств (?). Мозаичист Н. Ю. Силиванович (?)1

1 Известно, что мозаичист Н. Ю. Силиванович (1934–?) делал композицию «Воскресение» по работе М. В. Нестерова.

Мозаика, шлифовка2.

2 В 1851 г. под руководством скульптора Ф. П. Толстого в Академии художеств в Петербурге было образовано «Императорское мозаическое отделение». История вопроса в кн.: Императорская Санкт-петербургская Академия художеств 1764–1914. — СПб., 1914, в 2-х т.; т. I, с. 131–143; т. II, с. 447–452; Лисовский В. Г. Академия художеств. — Л., Лениздат, 1982, с. 103; Кутейникова Н. С. Мозаичное отделение Академии художеств (вторая половина XIX века). — В кн.: Труды Академии художеств. — М.: Изобразительное искусство, 1984, вып. 2, с. 101–106.

Известны следующие поздние мозаики:
  • 77 композиций по иконам Т. А. Неффа, К. Б. Венига и др. 1855– 1921 гг. — Ленинград, Исаакиевский собор.
  • «Спас Нерукотворный», нач. XX в. — Москва, Новоспасский монастырь, Спасо-Преображенский собор.
  • Мозаики (внешние и внутренние) по эскизам М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, П. П. Чистякова и др. 1896–1897 гг. — Ленинград, церковь Воскресения «на крови».
  • Богоматерь с младенцем (по В. М. Васнецову), нач. XX в. Надгробие в некрополе Новоиерусалимского монастыря — г. Истра Московской области.
  • «Архангел Михаил», нач. XX в. — Вильнюс, Никольская церковь.

145×95.

Сохранность удовлетворительная

По списку ВНИИР — 95/335.

Христос в белых одеждах изображен на фоне сияющей мандорлы, заполняющей всю поверхность иконы. Из-за нее видна часть «римской» базилики. У ног Христа — цветущие белые ирисы. Вся композиция выполнена набором цветной смальты небольшого размера. Цветовая гамма отличается изысканным сочетанием белого, зеленого, сиреневого и желтоватого тонов. Рисунок подчеркнуто графический.

Особенности иконографии: эта мозаика воспроизводит запрестольный образ, написанный М. В. Нестеровым для северного придела на хорах Владимирского собора в Киеве в 1891 г.

Литература