Лукиан
Школа или худ. центр: Москва
1412 г.
Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 228 БЛ
См. в «Галерее»:
Икона-складень трехчастная (триптих), киотчатой формы, серебряная, чеканная, с оглавием. Внутри на среднике под килевидной аркой, опирающейся на прорезные колонны с базами в виде львиных морд, изображен Спас на престоле с благословляющей правой рукой и Евангелием, поставленным на левое колено. Сверху в двух кругах помещены надписи: IC ХС. Вокруг вычеканены напроем ветви древа с бутонами и листьями, с птицами на его ветвях. Изображение Спаса с окружающими его ветвями древа помещено во внутренний перспективно углубляющийся трехступенчатый киот. По краю средник обрамлен вычеканенным напроем венком из цветов с бутонами и стеблями и помещенными в верхней части венка птицами. Внутри на левой створке чеканкой по серебру на фоне, залитом чернью, изображен архангел Михаил, как бы несущий жезл в сторону Христа. Рядом два золоченых круга с надписями: МIХАIЛЪ НБСНХЪ СIЛЪ.
Сверху на правой створке изображен восьмиконечный крест с распятым Христом и рядом — трость и копие. В золоченых кругах поясняющие надписи: IC НАЗАРЯНI; IC ХС. В нижней части обеих створок, под арками, опирающимися на колонны, соединенные у основания, помещены изображения Богоматери и Иоанна Предтечи, апостола Петра и жен мироносиц у Гроба Господня. У всех фигур одежды и волосы вызолочены, а лики и руки оставлены в чистом серебре. У изображений надписи в золоченых кругах: МР;
На лицевой внешней стороне створок вычеканены шесть кругов, образованных как бы перекрученным жгутом, пространство между которыми заполнено плетеным орнаментом. В кругах вычеканены полуфигуры святых с надписями. На левой створке: Ангел-хранитель с надписью на развернутом свитке: АНГЕЛЪ ХРАНIТЕЛ, Никола с надписью в двух золоченых кругах: НIКОЛА СТ, Дмитрий Солунский с надписью в круге: С ДМТРI. На правой створке верхнее изображение не закончено мастером и для него сделана лишь чеканная подготовка с двумя кругами для надписей. В среднем круге изображен Илья Пророк с надписью в двух золоченых кругах: IЛЬЯ ПРРК.
В нижнем круге — целитель Козьма с надписями в кругах: КЬЗМА ВРАЧЬ. Соединение створок прикрыто полуваликом, прикрепленным к левой створке, с плетеным орнаментом на фоне, залитом чернью, и двумя львиными масками сверху и снизу. На оборотной вызолоченной стороне складня в киотчатом обрамлении изображен апокрифический сюжет — Явление архангела Сихаила святому Сисинию. В кругах помещены надписи: СIХАIЛЪ, СИСЕНI. Вокруг вычеканены изображения семи спящих отроков эфесских с надписями в кругах: САВАТЪ;
У изображений отроков помещены корзины, топоры, кувшин. На лицевой стороне оглавия изображен Христос Эммануил, благословляющий обеими руками. У изображения надписи: IC ХС. На обороте оглавия вычеканен крест с концами, как бы сплетенными из ремней. По четырем сторонам креста, в углах ромба помещены буквы в кругах: В, Г, Ш, Д, что означает: высота, глубина, широта, долгота. Эти понятия обозначают четырехсоставность креста из разных пород дерева — кипариса, финика, кедра и маслины. На верхнем торце оглавия вычеканены две личины, мужская и женская, соединенные между собой узлом плетеного орнамента. У изображений надписи: ЖИВОТЪ, СМЕРТЬ.
По боковой стороне килевидного изгиба створок вычеканена историческая надпись: В ЛЕТ 6920 НАПIСАНА БЫС IKOHA СI/Я/ РУКОЮ РАБА БЖIЯ ЛУКIЯНА.
Происходит из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля.