Наверх (Ctrl ↑)

Спас

Спас
Изображения с более высоким разрешением:

Последователь Рублева
Школа или худ. центр: Москва

Вторая четверть XV в.

30 × 25 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 13016

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 296
¦
236. Спас.

Середина XV века. «Рублевская легенда». Московская школа.

Поясной Христос держит раскрытое Евангелие с красным обрезом, с расстегнутыми золотыми застежками (черная надпись: «Приидете ко мне вси тружающиеся...»). Отведенная влево правая благословляющая рука окутана до кисти синевато-зеленым гиматием, образующим натянувшиеся к левому нижнему углу параллельные складки. На хитоне Спаса золотой клав1. Вохрение светлой охрой, с мягкой легкой подрумянкой и немногочисленными мелкими движками. Хитон красновато-коричневый, гиматий сине-зеленого с. 296
с. 297
¦
тона. Оклад того же времени, серебряный, басменный, со сканным венцом, обнизанным жемчугом. Надписи на окладе выполнены по синей эмали. Сквозь утраты на окладе виднеется золото полей и фона.

1 См. такую же композицию на среднике Облачного чина середины XV в., № 238. Поворот головы, очертания лица и взгляд близки к среднику Звенигородского чина № 229. По всей вероятности, Звенигородский Спас был представлен именно в этой композиции. Иконография этого типа была распространена в московской живописи XV в.: см., например, связываемую со школой Андрея Рублева икону собрания церкви на Рогожском кладбище («Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве». Альбом, М., 1956, стр. 17, 65).

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 30 × 25.

Сорочка из шелковой ткани с мелкими клетками XV века, западного происхождения. На сорочке древняя надпись: «Троецкая Сергиева ман[астыря]».

Происходит из Троице-Сергиева монастыря. Вклад слуги Фомы Симонова2.

2 Запись в «Ризных книгах» 1575 г. (вкладная 1673 г., л. 104а; см. Ю. А. Олсуфьев. Опись икон Троице-Сергиевой лавры... Сергиев, 1920, стр. 90). Монастырскими слугами назывались светские, «мирские» люди, бравшие подряды на работы для монастыря.

Раскрыта в 1919 году А. А. Тюлиным и В. К. Тарыгиным в филиале Комиссии при ЗИХМ3.

3 Икона не была записана, она была лишь покрыта масляным лаком по промытой старой олифе.

Поступила из ЗИХМ в 1930 году. [13016] с. 297
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 368 
¦
106. Спас Вседержитель

Вторая четверть XV века. 30×25. Третьяковская галерея, Москва [13016].

Икона из Троице-Сергиева монастыря, куда она была вложена в 1575 году мирянином Фомой Симоновым, управляющим земельными владениями лавры. Сохранность исключительно хорошая. Оклад того же времени. Фон и поля золотые. Лицо Спасителя, написанное с исключительной тонкостью, по общему своему духу близко к рублевскому «Спасу» из Звенигорода. Вероятно, последняя икона была дана в этом же иконографическом типе. В трактовке карнации начинает сказываться известное измельчание форм. Письмо самого Рублева более скупое и обобщенное.  с. 368 
  
¦

Литература